60е Снова На Коне, 6 мая 2012
![](../../kartinki/dot.gif)
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
В одной древней сказке был такой волшебный горшок: сколько из него ни ели, каши в нем не убавлялось. Иногда кажется, что музыка 1960-х имеет похожее свойство: сколько про нее ни рассказывай, сколько ее ни ставь, а проходит немного времени - и вдруг неведомо откуда всплывают новые мелодии и новые истории - и у нас снова есть легальный научный повод окунуться в этот алисо-в-стране-чудесовский мир золотого века.
![](../../kartinki/dot.gif) Rolling Stones - In Another Land
Бывает, что линии судьбы укладываются таким образом, что приводят к возникновению некоего события - и событие это, как космический катаклизм, втягивает в свою орбиту многие тела вокруг себя.
В 1967 году Rolling Stones вдохновились примером своих соперников, приятелей и коллег The Beatles и решили записать психоделический уморасширяющий альбом. Они назвали его "Their Satanic Majesties Request", и с точки зрения большинства критиков он вышел неудачным - однако, никто не может отрицать, что на нем записано несколько совершенно удивительных и малохарактерных для Stones песен.
А еще на нем присутствует редкое явление - песня написанная членом группы, но не Миком Джаггером и не Китом Ричардсом. Мы только что ее прослушали - она называется In Another Land и написана и спета басистом Биллом Уайманом.
И так далеко зашли тогда Stones в своей психоделической эпопее, что - чего никогда не бывало - продюсировали другую группу. Группа называлась "Конец" (The End), тот самый Уайман взял ее под крыло, и они записывались параллельно со своими старшими коллегами в соседней студии - и так отразилась на них атмосфера, что их песню "Оттенки Оранжевого" часто включают в пиратские альбомы Stones как неоконченную запись Джаггера-Ричардса.
И действительно - некоторые из Stones подыгрывали здесь группе The End - и песня эта вполне может служить бонусом к альбому Stones - ведь неважно - кто и как делает, важно - как отражается в произведении атмосфера происходящего.
![](../../kartinki/dot.gif) End - Shades Of Orange
Была такая практика в шоу-бизнесе. Допустим, кто-то напишет хорошую песню, найдет кого-нибудь, кто ее споет и она попадет в чарты. А у автора и исполнителя нет совершенно желания играть эту песню живьем - он вообще занимается другими делами. И тогда кто-нибудь предприимчивый набирает под эту песню группу, которая и проезжает в составе какой-нибудь сборной программы с концертами всю страну - и потом собранный коллектив разбегается по своим шоубизнесовским делам.
А иногда и не разбегается. Британская группа Flower Pot Men была набрана, чтобы проехаться по гастролям с песней, попавшей в ТОП 10. Но проехавшись, они захотели играть еще; нашли себе еще хорошую песню, потом еще и еще одну; в итоге, в разных составах просуществовали несколько лет.
В какой-то момент в группе даже играли будущие активисты Deep Purple Йон Лорд и Ник Симпер. Итак, позвольте представить вам: Flower Pot Men - "Люди Из Цветочного Горшка".
![](../../kartinki/dot.gif) Flower Pot Men - In A Moment Of Madness
А группу Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich
можно было полюбить за одно только название. Дэйв Ди вообще-то был полицейским. Но любил музыку. Так что после рабочей смены, намахавшись дубинками, он и его друзья переодевались и ехали играть концерты.
Постепенно музыкальная стезя увлекала их все больше и больше, да и заработок становился все более реальным. В один прекрасный день они все ушли с работы и целиком занялись музыкой.
И так хорошо у них это получалось, что группа Дэйва Ди (или DDD-BMT, как их ласково называли) стали одной из популярнейших групп 60-х годов; их песни, в общей сложности, провели в чартах больше времени, чем песни Beatles. А когда занятия музыкой перестали его радовать, Дэйв Ди вернулся на стезю охраны закона - а музыка осталась нам.
![](../../kartinki/dot.gif) Dave Dee DBM&T - Here's a Heart
Группа Beau Brummels организовались в 1964, когда - благодаря Beatles и Stones - мода на все английское в Америке была в зените. Всем хотелось казаться англичанами. Поэтому молодой коллектив назвался в честь известного лондонского денди конца XVIII - начала XIX века; только во множественном числе.
Но мода модой, а музыка у них была довольно крепкая, и Beau Brummels не только оказались "американским ответом на британское вторжение", но и заложили фундамент так называемого "сан-францисского звука", знамя которого вскоре подхватили и высоко понесли Grateful Dead, Jefferson Airplane и Big Brother & The Holding Company. А начиналось все вот так.
![](../../kartinki/dot.gif) Beau Brummels - Triangle
Однако, далеко не все в Америке тех лет было заимствовано из Англии. Были и песни, которые могли появиться только под сенью Статуи Свободы. Ведь чем хороша Америка? Тем, что принимает к себе беженцев со всего мира - а значит разные культуры здесь начинают вариться в одном котле, и время от времени получается ни на что не похожее варево.
Группа Kaleidoscope появилась на свет в космополитическом Нью-Йорке, и так замечательно заплетала в своих песнях локоны разных ближневосточных музык, что ими прилюдно восхищался сам Джимми Пэйдж.
![](../../kartinki/dot.gif) Kaleidoscope - Keep Your Mind Open
В отличие от Kaleidoscope группа "Земляничный Будильник" серьезными людьми всерьез не воспринималась: они считались, как тогда говорилось, "хиппи на выходные".
Другими словами - обычными профессиональными музыкантами, которым их менеджмент (чтобы сделать модными) сделал модные прически, одел в психоделические кафтаны, и снабдил музыку всеми модными приемами - и получившийся результат был продан в многомиллионнном количестве, поражающем воображение.
Но при этом "Земляничный Будильник" оказал такое действие на неокрепшие умы молодой Америки, что до сих пор регулярно значится во всех антологиях музыки того времени.
![](../../kartinki/dot.gif) Strawberry Alarmclock - They Saw The Fat
Но, все-таки, основные песни 60-х (по причинам неизвестным науке) происходили из Британии. Получается по формуле марксизма: "Блюзмены разбудили Элвиса, Элвис разбудил Битлз, а Битлз развернули революционную агитацию".
Но чтобы музыка происходила из Австралии? Однако, все возможно. Появилась группа Easybeats и записала песню "Пятница У Меня на Уме", и стала в одночасье известна на весь мир.
![](../../kartinki/dot.gif) Easybeats - Friday On My Mind
Ирландский дуэт Tir Na Nog был назван в честь легендарного Острова Вечной Молодости. В соответствии со своим названием они, начав играть вместе в 1969 году, продолжают иногда играть до сих пор - в стороне от главной магистрали, ни с кем не соревнуясь - просто играют - и, наверное, им это нравится.
![](../../kartinki/dot.gif) Tir Na Nog - Our Love Will Not Decay
Но самых титанов я приберег вам под конец. Даже удивительно, что я вам про них еще не рассказывал. В наши дни название Fleetwood Mac означает целый, как теперь говорится, "брэнд" американской популярной музыки.
Но когда-то все было по-другому. В первой половине 60-х группа Fleetwood Mac были одним из столпов британского блюза, а их первый гитарист и основатель Питер Грин был гением гитары уровня Эрика Клэптона и Джеффа Бэка.
Но какая-то несчастная звезда висела над гитаристами Fleetwood Mac. Однажды с Грином, вернее, с его умом, что-то случилось; то же, наверное, что с Сидом Барретом и Брайаном Уилсоном - съел невзначай какого-то слишком крепкого лекарства; и вдруг понял, что зарабатывать игрой на гитаре безнравственно - и начал раздавать деньги случайным прохожим. Потом попытался убедить товарищей по группе пожертвовать все гонорары на благотворительность - но товарищи к такому повороту событий оказались оказались не готовы и ответили решительным отказом. Тогда опечаленный Грин попросился на волю, лег в больницу и на несколько десятков лет вообще пропал из виду - а когда вернулся, уже играл немного по-другому.
Место Грина занял мастер слайд-гитары Джереми Спенсер, но в один прекрасный день и он тоже исчез - как выяснилось, примкнул к секте "Дети Бога" и, будучи найден, наотрез отказался возвращаться к греховной мирской жизни.
Третий гитарист, обдумав судьбу своих предшественников, сделался нервным, стал много пить и потерял квалификацию.
Так проблемы с гитаристами преследовали Fleetwood Mac всю первую половину жизни. Потом они от греха подальше переехали в Америку, взяли в команду красивую американскую пару, заиграли совсем другую музыку и продали сто миллионов миллиардов пластинок; но многим, в том числе, и мне они остались больше милы в своем самом первом воплощении.
![](../../kartinki/dot.gif) Fleetwood Mac - Oh Well
А вообще - считайте сегодняшнюю передачу магической. Волшебной. В зеркалах этой музыки я пытаюсь поймать и показать вам отражение того света, который осветил тогда и изменил мир, в котором мы живем.
Как говорил Бернард Шоу: "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди". А вот именно в этом музыка и может нам помочь. Спасибо.
![](../../kartinki/dot.gif) Crispian St. Peters - You Were On My Mind
|