Aquarium
Отрывки из мифологии Аквариума


__________________________________

И С Т О Р И Я     С В Е Т Л Ы Х     В Р Е М Е Н

ДЕНЬ СЕРЕБРА

Сидя на красивом холме
Иван Бодхидхарма
Дело мастера Бо
Двигаться дальше
Небо становится ближе
Пока не начался джаз
Электричество
Сны
Выстрелы с той стороны
Глаз
Тема для новой войны
Колыбельная

День Серебра - самый серьезный альбом Аквариума. Начиная в него вслушиваться, ты сам становишься участником тех вопросов, которые тебе никто не задавал. Ты выходишь на мысли, на которые ты бы, может быть, и не вышел.
В пору его создания Аквариум находился на пике своих возможностей - и они ответили на все вопросы. Можно не верить ни одному слову БГ, но нельзя не почувствовать, что в этом альбоме они ушли очень далеко. Что они набрали высоту, с которой было видно далеко во все стороны света. И тогда казалось, что в эти ответы можно раз и навсегда поверить и остановить свою собственную мысль.
Помимо этого, это самое драматургически совершенное произведение аквариумного искусства. По музыке он достаточно ровный, хотя в нем есть свои чудеса, но именно этот альбом является этической и драматургической вершиной коллектива.
Альбом является моральным итогом Аквариума и в нем стянуты все смысловые линии БГ. Оставаясь рок-альбомом , он тяготеет к классике, но эта классика собственного изобретения. Подобно, скажем, классическим песням Нила Янга, День Серебра - возвращение в классику на каком-то новом витке. В эту пластинку врубились даже музыковеды: "по духу записанная программа сближается с классикой" - это мнение какого-то ленинградского музыковеда.
Музыка его строга, мелодична, местами торжественна, в ней есть свой дикий мед, и мелодическая простота альбома сродни благовествованию. Так или иначе, День Серебра стал настоящим духовным гимном своего времени, но видимо он годится только для своего времени.

ДРАМА
Любовь или Война трактуются в этом альбоме как конечное противоречие мира. Эти символы разрастаются до космических размеров и творят новые символы. БГ ищет и находит очаг войны в человеке, обрисовывая его в несколько убийственно-точных фразах:

И каждый говорит о любви в словах
Каждый видит прекрасные сны
Каждый уверен что именно он - источник огня
И это тема для новой волны

Каждый торгует собой всерьез
Чтобы купить себе продолжение весны
И каждый в душе сомневается в том что он прав
И это тема для новой войны

Портрет этого Everyman убедителен даже психологически, учитывая что образный мир Аквариума беден психологией не-БГ.
Война - закон этого мира, описанный Дарвином, круговая порука всего живого. В конечном счете, это просто борьба за существование, разворачивающаяся по законам силы. Война как символ мирового зла начинается у БГ еще в дилановском периоде:

Обрекая бессмертие души на смерть
Чтоб остаться в живых в этой давке

Уже тогда он ощущает себя тем, кто не причастен этим законам. "Я зарыл свои стрелы в песок" - это "Двери Травы".
В свои "законы войны" он вкладывает космическое содержание. Война - северный полюс Любви в мире Аквариума, это физиология человека, не связанного космическими нормами. Война - путь гордыни, путь Эго, попирающего мир. Тех, кто делает ставку на этот закон силы, "подставляя соседа по вожжи", ждет исчезновение без следа.

Пепел твоих сигарет - это пепел империй
И это может случиться с тобой

"Небо становится ближе" - один из потрясающих внутренних диалогов БГ. В частные сомнения рок-героя словно забивается клин - возможность раскола мироздания. Преодоление сомнений - вот тема этой песни, сомнений в том, что то, что подвержено любви, никогда не умрет.
У смерти двоякий смысл: это пепел, который остается от законов природы, и это двери домой того, что выступает из законов войны. Образ этот подсказан религиозной ветвью мировой культуры (отцы церкви, даосы, буддисты).
То, что не подвержено Любви - обречено. Вот что говорят песни этого альбома. Потом это повторит Башлачев уже другими словами: Дух и прах. Сам БГ называл эти песни "борьбой с жестокими законами природы".
Война преодолевается не схваткой с ней, но осознанием своей непричастности этим законам. Это центральный пункт этики Аквариума. БГ даже создает себе картонного дьявола - Воина. Его герой скорее комичен, чем страшен. Его палец всегда на спусковом крючке, вокруг него шевелятся разнообразные драконы, его мир - это война и в снах царит тот же бой:

Не стой под грузом - иначе войдешь в его сны

Его дьявол - откуда-то из сказочных комиксов. Китайские мудрецы и Толкиен научили БГ просто не смотреть в ту сторону, лучше спеть какую-нибудь песенку про то, что ты видел в одном из видеофильмов. БГ и поет:

Он - ходячая битва, он каждый день выжжен до тла,
Вороны вьют венки, псы лают из-за угла

кажется об одном из киногероев, Юле Бриннере, в одном из видеофильмов.
В конце песни Аквариум выходит из законов войны в свободном танце. "Мы двинемся дальше, танцуя под музыку выстрелов с той стороны". Это - единственно возможное претворение зла в музыку.
Символ Войны тесно связан со старой аквариумной темой победы-поражения ("и взяв три рубля на такси, они отправятся к новым победам") всегда осмысливаемой в духе древних китайцев. Победа и поражение - категории войны и гордыни.
Сюда же примыкает символ Электричества. Электричество - замена Света его рукотворной подделкой, оно символизирует ложность и искусственность города. Оно создает видимость власти, ничтожной в мире света. БГ бежит от прельщения электричеством.
Его Электричество - это переосмысленный символ Власти-Кольца, пришедший из Толкиена. Кольцо делает человека невидимым и дарует власть в мире законов войны, но иллюзорную в мире света.
Мистическое Кольцо-невидимка с дьявольским оттенком - вывод из замкнутой электрической цепочки, это "предельное электричество". БГ от этого Кольца просто отмахивается:

Мне не нужно твое кольцо

Что есть рок-н-ролльный выбор - шаг в сторону света. Именно ремесло снимает неразрешимые вопросы. Как сказано в "Моей Смерти" - "делай что должен и будь что будет".
БГ уходит от борьбы с дьяволом, отмахивается от него, оставляя себе право "только петь". Джаз - молитва о помощи того, кто бессилен противостоять этим законам:

Храни меня, пока не начался джаз

Но выход ненасилия требует платы. Отрываясь от мира, живущего по законам войны и теряя контроль за этим миром, ты начинаешь его бояться, потому что он - вне тебя, и он неуправляем. Страх перед миром и есть та плата, которую платит тот, кто вышел за.
Вот почему эпиграфом к альбому были поставлены евангельские слова : "Боящийся в любви несовершенен". Сам альбом не мог впустить в себя страх: страх остался за кадром.

Они догонят нас, только если мы будем бежать
Они найдут нас если мы спрячемся в тень

Вот почему главный аквариумский миф - Любовь. Вестник радостных времен Иван Бодхидхарма движется с Юга и победно звучит фанфарная труба Беренсона. Синий Дракон поет.
День Серебра оказался вершиной Аквариума, потому что именно в нем установлен и побежден Враг. Этот Враг как бы захвачен врасплох музыкой и помещен в нее как один из персонажей. Его присутствие сообщает образом альбома особую силу и особый свет. Другими эти образы быть не могут, потому что иначе Враг будет торжествовать. Враг побеждается музыкой.
Из музыки мне особенно нравятся вещи, которые я назову - мед психоделии.
"Дело Мастера Бо" - одна из самых пьянящих музык, получившихся у Аквариума. Басы с виолончелью создают укачивающе-психоделическое пространство, (Гаккель заставил свою виолончель звучать психоделически), а голос главного героя тает в этих бухающих облаках, и все общее пространство - чудесно. "Теперь ты узнал что ты всегда был Мастером Бо". Как бы войдя в музыку и научившись ее делать, ты понял, что таким и был Акт Творения, что источник энергии творчества - божественный, что это одна сила, создавшая жизнь и музыку.
"Глаз" какая-то самая шероховатая зазубренная песня Аквариума. И одна из самых оригинальных. На одной из версий именно ею и заканчивался альбом - отличным рок-боевиком!
"Колыбельная" прекрасна. Такие великие пластинки как двойники Битлз (The Beatles) и Смитс (Louder Than Bombs) тоже заканчиваются колыбельными. Многие пластинки ими заканчиваются.
"Электричество" - еще один замечательный номер с отличными струнными. Это две песни, сплоченные воедино - почти как "The Day in the Life" Битлз. Электричество побеждается - БГ его преобразовывает во что-то новое, сверкающее, хотя в песне и есть легкое ощущение тревоги.
И вот мы добрались до песенки со страшным названием "Моя Смерть". Ее придется выделить в особую главку.

СМЕРТЬ

Никто не знает как относиться к песне "Здравствуй Моя Смерть". Бледный юноша приветствует Смерть. Для фана Аквариума это - тайное тайных. Пожалуй, это главный источник культа Аквариума. БГ приветствует Смерть и поет о ней, ее воспевая.
Про это не напишет ни один критик, ни один фан. Это - heart of hearts, сердце сердец Аквариума. Сколько раз на концертах БГ просили спеть эту композицию - юноши и девушки.
Главный персонаж этого альбома - Смерть. Она же - реальный центр этого альбома, его озеро света. Попробую об этом написать.
По определению, вся мировая культура, как известно, занята только одним: она решает проблему смерти. БГ подключается к тем, кого он знает - к древним даосам, дзенам, Джиму Мориссону, Бобу Дилану. Смерть приходит в гости к БГ в виде китайского учителя. Она все про него уже знает. Борис ее встречает. Борис гордится своим торжественным городом, гордится, что знает как "делать движения любви" (пример гениального использования английской кальки). "Не зная тебя я двигался впотьмах". Сама Смерть предстает учителем мудрости.
В конце песни правда Бориску сражает Апокалиптический зверь, задающий тему новой войны, но это временное поражение.
Но и тут есть одна подлая задвижка, которую нужно открыть. Начиная говорить, писать, а тем более петь на темы смерти - ты влипаешь в эти материи. Как бы не в смерть, а в свои мысли о ней. Поэтому опять начеку эстетика: "на хуй". Мучительный серьез "Моей Смерти" нужен был лишь однажды - при первой встрече.. Потом эта песня не звучит - ни для слушателя, которого просто достанет слушать такие песни по много раз, наверное, и для исполнителя.
Морриссон стал пророком - и никак не мог остановиться пророчествовать - и в итоге влип в свою смерть. А согласитесь, что заново патетику Дорз прослушать нормальному человеку невозможно. Как я, несчастный, думая дать инструментальную раскладку, мучил себя, слушая по десятому разу День Серебра, который мне опротивел даже больше чем моя книга. Дилан тоже как дома осел - так в религию потянуло. Но, конечно, оседлому человеку нужна религия.

Этот гениальный фрагмент Аквариума единичен. Самое сильное там - это текст. Музыка у них не получилась, хотя Ляпин и подключился к единственному доступному ему источнику света - гитаре Дэвида Гилмора. Там есть несколько ломающих мест. Но в целом это фигня. Главное - голос.

И вот кстати в чем смысл дзен-буддизма. Дзен-буддизм ни фига не зря так культивирует мгновенное просветление - сатори. Разок выгляни - и больше об этой хуйне никогда не думай.

ФРАГМЕНТЫ РАЯ

В альбоме затрагивается старая как мир эсхатологическая тема - тема конца времен, второго Пришествия, Апокалипсиса. Учитывая другие образы пластинки, этот образ просто не мог не вылезти на свет. И неважно, что сказано все это в одной песне, этот образ есть в самой атмосфере Дня Серебра.
Я думаю, БГ нашел этот Апокалипсис в самой атмосфере тогдашнего времени, когда слово "мировая война" чувствовалось в воздухе, когда два монстра, советский и американский, грозно переругивались через океан. То же самое схватили в той атмосфере Dead Kennedys в Америке. Сочетание кислотного духа творений таких западных поп-исполнителей как Джим Морриссон и Боб Дилан (о нем мы еще поговорим) с атмосферной тревогой и позволило БГ прочувствовать и впустить в свои песни эту страшную тему.
Как известно, все лучшие русские писатели и философы были апокалиптиками, т.е. все они знали, что этот мир закончится.
Этот образ впервые проникает в Америку через Джима Морриссона, увидевшего Вьетнам как наглядный символ Апокалипсиса. "The End" - песня о конце мира, ужаснувшая Америку.
"Тема для новой войны"... БГ действительно поет о новой мировой войне, которая будет страшнее всех прошлых войн. Так уж задумано человечество. Но что происходит с этим образом?

Разберемся кто такой пророк. Пророк - это Тот, кто говорит: этот мир должен закончиться. И никакой смерти нет. В истории было много пророков. Самые известные из них - Моисей и другие библейские пророки, Христос, Магомет, Будда. Был пророк Иона, вещавший из чрева китова.
В Европе эта тема заново поднимается на закате Средневековья, когда чума и война начали косить людей, когда второе Пришествие ожидалось с минуты на минуту и на кладбищах устраивали пляски скелетов. Это проповеди безумных пророков Средневековья типа Иохима Флорского, а у нас Федора Достоевского (ныне кажется безнадежно забытого), увидевший красный Апокалипсис России.
Но всерьез пророчество можно принять только народная культура и - bringing it all back home! - устроить себе из них праздник, взяв из пророчества его вторую часть - Смерти Нет, и позабыть о кошмаре Апокалипсиса, а точнее увидеть его как веселое мировое преображение. Ибо Конец Мира будет увиден как Кошмар, Мрак Кромешный, если он не будет увиден как Преображение. Чего хочет народ? Русский народ захотел посмотреть что такое Кошмар. Видимо только теперь и для него настал черед взглянуть что такое Цирк, балаган, Ярмарка, народное гулянье, Фестиваль и т.д. и т.п.
Эти visions of Johanna, преследовавшие воображение Дилана, в России наблюдало много народа. Из писателей и философов - Федор Достоевский, Владимир Соловьев, Александр Блок, Лермонтов, ну и другие. Величайшую панораму этих видений дал в своей книге Даниил Андреев - и его "Роза Мира" сравнима разве что с "Божественной Комедией" великого Данта.
У Аквариума эти образы только названы, но они вытекают из содержания Дня Серебра. Это красочные образы, проросшие на свету.
"Слишком рано для Цирка". Это состояние мира еще не наступило, но оно уже ютится по коммунальным квартирам, где везде - "свой собственный цирк".
Эту историю светлых времен и рассказывает Иван Бодхидхарма. Я ее в меру сил пытаюсь рассказать.
Еще БГ называет эти времена Джазом, видимо насмотревшись поп-механики Курехина - первого всероссийского джазового Карнавала. Быть может, в отношении Цирка БГ вспомнил о Бобе Дилане - а о его фургончиках я уже беседовал.
"Дети бесцветных Дней" - вот в каких внезапных строчках сказываются пророчества БГ. Это спето в 1984 и не о 1984 - это спето о сегодняшних днях. 1984 - цифра значимая для истории и литературы (Оруэлл), но БГ находится вне подобных цифр. Это точно о сегодняшних днях.
Гений Дня Серебра в том, что он нашел этот карнавал где-то совсем неподалеку. Их радостная эсхатология - это то настоящее время, в котором он находится - его настоящее. Веселые Времена - где-то за заснеженным окном, в сплетении ветвей, в каких-то разговорах и лестничных пролетах. Они окутывают спящий город. Это схвачено в Дне Серебра и у каждого слушателя свои вещи, освещенные его светом. Никаких образов как бы нет и все можно брать руками.
Удовлетворена даже эстетика, которая отмечает то, что она больше всего любит - деталь, подробность жизни. Эти детали, такие как пепел сигарет, "слова безразличны как нож" (кстати - поэтика иконы в чистом виде), лестницы, коммунальные квартиры и особенно - может быть" - и создают этот эффект присутствия. Каждый предмет становился сказочным. И град Питер снова выдает новый русский карнавал - как в свое время его устроил Петр Великий, апокалиптик, стукнутый по голове нездешней силой. Ибо этот закон, который Петр I, кстати, понимал: если не победит народная культура карнавала- победят законы войны, и пророчества воплотятся обратной своей стороной - реальным кошмаром, как то случилось с пророчествами Достоевского в России.
Карнавал - это народное преображение Апокалипсиса, это победа народной культуры над пророками и их осмеяние. Пророкам затыкают рот и наряжают их в шутовские кафтаны. Это закон - пророчества нужно превратить в развеселый бардак, как в Бразилии, в цирк, в диснейленд, ибо только в народной культуре таится якорь спасения.
Карнавал происходит не из народно-смеховой культуры, а из пророчества, из Видения Света.
Для европейского карнавала, описанного Бахтиным, - это пророчество Иисуса - и я ставлю себе в заслугу то, что я в чем-то очень важном дополнил и поправил Михаила Михайловича Бахтина и его замечательную книгу "Творчество Франсуаза Раблэ и Народно-Смеховая Культура Средневековья и Ренессанса".

Вы сами видите сколько в альбоме поднято тем: научных, религиозных, даже исторических, не говоря уже о поэтических, толкинических, музыковедческих, и даже апокалиптических и философски-литературоведческих. Какой вывод можно сделать? Глубоко затронута тема смерти, получившая новое развитие в связи с появлением таких новых вещей как эпопея Толкиена Властелин Колец, Коммунистическая революция и электрическая рок-революция, не говоря уже о такой ничтожной фигне как сны Бориса Борисовича Гребенщикова, апокалиптическое звучание скрипки покойного Александра Куссуля и вероятно - общее обалдение всего коллектива. Сколько поднято тем! И все их пришлось продумывать одному мне, потому что все остальные просто или дураки или не умеют писать о своих мыслях.

День Серебра - это последний альбом Аквариума. Я употребляю слово "последний" безотносительно времени.
День Серебра - это Ноев Ковчег Аквариума.
"Мы выпускаем птиц - это кончился век." Голубь облетает весь мир и возвращается в ковчег с вестью, что жизнь снова можно начинать заново.

ДЕТИ ДЕКАБРЯ

Жажда
Сны о чем-то большем
Кад Годдо
Танцы на грани весны
Она может двигать
Деревня
Я-змея
Без названия
Подводная песня
212-85-06
Дети декабря

Ослепленный светом на Дне Серебра Аквариум словно уходит на дно, ищет себе непрозрачную форму, в которую можно спрятаться, переждать. Песни-сателлиты Дня Серебра, такие как "Яблочные дни", "Хозяин", "Трамвай" или "Охота на Единорогов" так и остаются отдельными песнями, которые выйдут потом на концертниках. БГ пробует записать альбом темный и неведомый, который сам же назовет "секретным". Вдруг узнав что-то такое, о чем лучше не говорить, он словно пытается попрощаться с миром слушателей, уйти от них еще дальше, стать невидимкой, свернуть куда-то вбок, потому что после Дня Серебра следующий шаг на этом пути - гнать мессианскую телегу уже прямым текстом. БГ решает спрятаться в тень, выскользнуть изо всех оценочных категорий, сбросить с себя шапку Мономаха. На Детях Декабря БГ прячется в бессмыслицу - подальше от однозначных смыслов, которые после Дня Серебра начинают придавливать.
Музыкально половину альбома делает ритм-секция. Тит создает уникальное басовое пространство, одухотворяя свои низы. Трощенков показывает свой ум - одну из главных заслуг барабанщика. Твердой и умной рукой он ведет почти все песни альбома, становясь их центром: послушайте "В Полный Рост" или "2-12-85-06" или "Танцы На Грани Весны".
Куссуль прекрасно играет на всех "гребенщиковских" вещах Аквариума. Он как бы уводит то главное, что говорит БГ, еще чуть дальше. Их дуэт на последней песне - потрясающий. Куссуль ведет скрипичное соло, не просто поддерживая, но продолжая этот монолог, устремляющийся в небо.
Альбом открывает "Жажда" - легкая измена после слишком долгого пребывания около света. БГ взывает к православной Церкви: очисти нас. На сей раз его Вода, символ прежде даосский и равнодушный, становится водой крестильной купели. Это очень странная песня. Ударные и еще какой-то терзаемый струнный инструмент пытаются передать тревогу, как бы звонят в набат. Хор Полянского вводит в рок-н-ролл православную церковь и ей отдается право суда. Мы еще не готовы принять свет, нам нужно очищение. Мы вновь поторопились.
В общем-то это молитва, сделанная в стиле поп. Музыкально ее можно было бы сделать много круче, поддать жару, и на мой взгляд это еще музыкально нераскрытая песня, но я не хочу переводить разговор в другую эпоху.
В "Снах О Чем-то Большем" запечатлено это зимнее время, что на обложке магнитофонной ленты, следы героя теряются в зимнем лесу, он как бы заметает свой путь. Трощенков вовремя дает тарелочку - и БГ уходит в припев. Идеальный хит, непогрешимая музыка, очень чистые слова. БГ поет о том, что видит он совершенно потрясающие сны. Конкретикой своих снов он делится с нами в других песнях
В "Кад Годдо" кажется герой уходит еще дальше, в какие-то очень чистые слои. Он кажется наконец-то остался один - наедине с Великой Тайной. Песня начинается открытым пространством, инструменты словно делают только мазки, даже не играя еще, а пробуя себя в этой тишине. Голос БГ чистый и одухотворенный, в нем нет примеси страсти. Вторая часть песни - заполнение музыкой чистого пространства, созданного первой частью,, в первую очередь голосом. Ударные отлично сходятся под конец с гитарой - и уходят в свой отрыв.
В "Кад Годдо" не нужно ничего понимать: устами БГ заговорила охреневшая Пифия. Ему начинают слышаться какие-то реальные голоса. Для расшифровки смысла этого произведения нужен компьютер - или наука возрастом в тыщу лет - чтобы понять там хоть что-то. Для меня все эти числа - полная фигня. БГ наконец окончательно отъехал от какого-либо слушателя, да и сам он вряд ли знает о чем поет. Он просто поет. А музыка играет.
Следующие песни - женщинам.
"В Полный Рост" - блюзовый put down, то есть Дрянь по-гребенщиковски. Но поскольку женщина, о которой он поет, вовсе не дрянь, а в общем-то хорошая женщина, БГ вынужден переводить все в разряд символов. Он сам об этом тоже говорил: алый шелк - символ колдовства, ветви ивы - тоже, фазы луны - еще один символ, и всем нам будет плохо, если она двинет собой. Короче, стой на месте женщина. Богом ты лишена разума.
Получается отменный блюз: Боб становится гадким и противным, а музыканты получают возможность вмочить посильнее. Стоит заметить, что студийный вариант на сей раз превосходит концертные версии. На концерте он немного затягивал песню, сообщал ей какой-то тягучий драйв, в студии он отвязывается и становится плюющимся африканским верблюдом.
"Деревня" у БГ, кстати, красивая до беспредела. Дым поднимается вверх, стоит ночь, какие-то голоса. Дверь открыта.
"Я-Змея" - это еще один из возможных автопортретов, и один из наиболее удачных.
"Песня Без Названия", пожалуй, еще один вариант классического Аквариума - и может быть самого классического. Там явно что-то не то со временем. БГ поет из какого-то далекого далека. Возможно, это их лучшее обманное ретро.
Как бы: БГ в этой песне уже давно бросил писать песни и вспоминает о каком-то далеком времени, когда он зачем-то вел жизнь рок-н-ролльщика, носился с гитарами и колонками и записывал всякую ерунду. В песне есть игра со временем - перемещение из времени и замес времен. Это очень тонкая штучка.
В "2-12-85-06" бессмыслица вдруг выступает карнавальной дискотекой. Ритм-секция, Тит и Трощенков, берут на себя обязанности негров, и получается отличный танцевальный номер, и очень веселый попс.
Снова выползает наружу веселый хаос раннего аквариумного абсурдизма, в свое время не получивший хода в связи с душевными исканиями главного героя. "Что Такое Электричество"... как математик, БГ знает, что оно совершенно непознаваемо с научной точки зрения. Тезис о непознаваемости материи словно распахивается - и из этой зияющей щели нашего незнания, назовем это Тайной - выступает сумасшедший парад удолбанных персонажей.
Именно этот род кислоты вырабатывал Дилан в своей башне: гуща образов, наползающих один на другой. Раньше такими были народные карнавалы - шагают большие пассажиры мандариновой травы, загадочные девушки с магнитными глазами, люди типа жив и люди типа помер, они несут разноцветные плакаты с митьковскими цитатами из популярных фильмов, а какая-то женщина едет на шершавом козле. Это настоящий карнавал, развернувшийся в студии.
А в одном из фильмов ("Стажер" режиссера Шахназарова) под эту песню и впрямь кружится дискотека. Девушка с юношей на такой докислотной дискотеке. Танцуют, и, кажется, пьют сочок.
Финальная песня снова возвращает нас в пророческие времена Дня Серебра. О ком поет БГ - о Боге, о женщине? Фиг его знает. Вероятно, эта песня о долге. Я должен идти дальше. Я думаю, что "ты" в конце этой песни - Создатель Мира Сего. "Я стану водой для Тебя".
С точки зрения эстетики, науки суетной, альбом проигрывал многим работам Аквариума. Никто в нем ничего не понял - кроме самого БГ, который населил пластинку столь разными пространствами, что всем они показались настоящими дебрями. Мир этот распредмечен, от материи остались какие-то клочки и обрывки. Сам Аквариум - на дне. "Я видел что-то подобное в одном из видеофильмов", только непонятно в каком.
И конечно законы эстетики не могут потерпеть такого расхристанного произведения. "Отлет на такую дистанцию, откуда ничего не видно, корме расплывчатого очертания, заезд в такие глубины, где ТЕМНО И НЕ ВИДАТЬ НИ ЗГИ, чреват тем, что слушатель вслепую и наощупь побирается в гребенщиковском мире, слегка дурея" (я) - так писали критики. Илья Смирнов назвал альбом еще стильнее: "теперь мы имеем дело с банкой плотно упакованных консервов Гребенщикова в собственном соку" и был прав со своего холма. И это действительно самый непонятный и непонятый БГ - Гребенщиков, оставшийся наедине со Вселенной.

Идеологически БГ сделал какой-то шаг к православной религии, впервые так ощутимый на записи. Помимо того, что он цитирует Евангелие от своего лица, он балуется апокалиптикой. Карнавал все стерпит, на то он и карнавал.
Но в целом человек научного склада получает с этого альбом чистую эмоцию, просто песни, если угодно. Пытаясь в них разобраться, он в них разобраться не может и дуреет. Возможно, ради такого легкого одурения слушателя этот альбом и написан. Альбом посылает чистую эмоцию - эмоцию положительную. Интеллектуал ищет в ней православные мотивы или перебивает свой древнеирландский компьютер на какого-нибудь друида, и тут в него выпаливает "В Полный Рост". С таким животным африканским драйвом - ээээээээээээээ. Он всерьез задумывается: что связывает эти песни?
Окончательную ясность вносит песенка под названием Подводная - старик расслабься, тебе предоставляется отличный шанс забыть обо всем, включая альбом Дети Декабря.

оглавление

дальше




Вернуться к главному меню

Вернуться к разделу "Разное"

Для писем