Интервью Брайана Финнегана
февраль 2010 |
Специально
для aquarium.ru
|
Брайан,
ты добрался до Сибири и даже не в первый раз - наверное, привык к погоде и
прочему... А что тебе нравится и не нравится в России?
Мне очень нравится
в России. Эти просторы и удивительное разнообразие в разных местах, и огромные
расстояния между городами, и то, что мы путешествуем так много. Я
вообще не очень городской человек, мне больше нравится быть на природе - так
что мне очень нравится то, что я вижу, и эти огромные небеса... И, конечно, лица
людей на концертах - это было для меня открытием. Причиной тому, конечно, сама
музыка, песни - но когда я вижу такой восторг на лицах людей всех
возрастов - мое сердце тает.
А что не
нравится?
Ну, минус 30 мне
нравится не очень. Это холодно. В Ирландии тоже холодно и влажно, пробирает
до костей... но вот сегодня - на улице так красиво, солнечно, и так хочется
выйти прогуляться, но только очень быстро заледенеешь. Вот арктический холод
мне не очень нравится. И некоторая проблема в том, что я совсем не говорю
по-русски, это нужно исправить, это изрядный барьер.
А что
было самым большим сюрпризом?
Я думаю -
публика. Мы едем куда-то целый день - приезжаем и оказываемся в жизнях людей
на короткое, но очень насыщенное время, а потом исчезаем... как отряд
блуждающих духов. Но свет на лицах людей, которые пришли слушать Аквариум -
это то, чему я счастлив быть свидетелем. И еще я был удивлен, какая юная
публика бывает на концертах - особенно в клубах. Я видел множество молодых
людей, студентов, которые ловили каждое слово, которое Борис пел. Некоторые
пели вместе с ним с начала до конца, каждое слово, весь концерт... Я такого
раньше не испытывал; я играл с известными певцами в Великобритании, но
реакция не была такой.
Чего ты
ожидал, отправляясь в Россию? Россия - это экзотика, как Япония или Китай?
Экзотика -
не знаю, скорее нет. Но здесь есть что-то таинственное, загадочное. Я
чуствую это в Санкт-Петербурге, ощущение истории... и блокада, и рассказы о
том, как город был построен на могилах... Здесь очень сильная духовная
энергия.
Ты вряд ли
слышал какую-то русскую народную музыку, но чувствуешь ли ты, что в музыке
Аквариума - есть какой-то национальный характер, специфика - тональность, что-то
такое? Можешь ты описать разницу, если ты ее чувствуешь?
Да, чувствую.
Народной музыки я действительно не слышал, так что сравнивать так не могу. Но в
какие-то моменты я чувствую резонанс, который уносит музыку куда-то в совсем
другие места - может быть на мгновение-другое. Когда Борис берет аккорд в
каком-то определенном цвете... мы вдруг вступаем в другой мир.
Музыка
Аквариума все время меняется - и ребята очень крепко связаны, так что они могут
воспринимать и воплощать самые разные направления, которые проявляются в
мелодиях песен...
Я очень люблю
мелодии Бориса. Я знаю, что он пишет прекрасные песни, но я люблю и мелодии
как таковые - а я несколько сноб в области мелодий :)В
основном ты играешь музыку без слов. Как ты ее воспринимаешь - как историю
или духовное переживание или как?..
Зависит от
мелодии, которую играешь. Если это моя собственная мелодия, то я как бы
нахожусь в том моменте и месте, где она была написана, тут ни о чем не
думаешь, это мелодия играет тебя, а не наоборот.
А когда играешь
чью-то мелодию, то... Дело в том, что ирландская традиция передается "на
слух" - от деда к отцу и к сыну, в этом есть особая магия, и поначалу нет
необходимости знать, какая мелодия как называется . Ты просто запоминаешь
мелодии, впитываешь их прямо на кухне или в пабе - и пока важно только
выучить мелодии. А когда становишься старше, то уже важно знать, кто написал
мелодию и как она называется, потому что без этого не поймешь мелодию
изнутри. И когда я играю, я думаю, почему мелодия называется The Road
West или The Foxhunters или The Curlew - думаю об названии и пытаюсь
воплотить то, что представляю.
С другой
стороны, каждый, кто слушает мелодию - получает свое впечатление от одной и
той же мелодии. Ведь мелодия - без слов, она может открыть совершенно новое
окно в сердце человека. Я вижу иногда отражение этого на лицах людей - и это
волшебство.
Но теперь
ты играешь с Аквариумом - песни со словами. Тебе не нужно понимать, о чем
песня, когда ты ее играешь?
Для чего?
Ну чтобы
играть ее правильно?
Я думаю,
что тут больше важны эмоции. Некоторые мои любимые исполнители со всего мира
поют на языках, на которых я не говорю. Я думаю, что тут больше дело в
атмосфере, в душе - а это можно услышать в голосе Бориса, так что мне не
нужно знать каждое слово и что оно значит. Иногда он мне рассказывает или
переводит, или я спрашиваю "почему ты эту песню назвал так?" - и он мне
рассказывает историю. Но я сомневаюсь, играю ли я иначе, зная историю - нет,
я играю так же, так что тут дело именно в душе мелодии.
Я знаю названия
всех песен, которые мы играем, и я вижу реакцию на них и играю, отталкиваясь
от нее.
Есть ли
песни, которые ты любишь больше всего? За слова или за музыку?
"День
Радости" - песня, играть которую и быть частью которой и наблюдать - это
самое глубокое переживание. Особенно ее окончание - сердце останавливается и
дыхание перехватывает - каждый раз, когда я смотрю на лица людей и вижу, что
как они от этой песни раскрываются, как цветы.
БГ
заходит и...
Прошу
прощения, что на другую тему, но у меня небольшой вопрос: вот в Тибете
бытует множество историй о браках между людьми и духами гор, полей и так
далее. Например, очень известный тибетский лама - Намхай Норбу Ринпоче -
праправнук духа одной горы. А ты когда-нибудь слышал о таких историях - о
браках между людьми и Добрым народом, народом холмов?
Я знаю одну
женщину, что живет напротив - и люди говорят, что на ней благословение (а
другие говорят, что она просто немного тронутая)... она живет на простой
маленькой ферме без электричества и водопроводной воды, у нее есть коровы и
козы, и она верит в магический мир и традиции... И вот она рассказывала ,что
однажды ей приснился сон, что она проснулась в незнакомом месте около
большого очага, и хоть она не могла быть уверена - где она находится, она
знала, что была замужем за кем-то, и все это было так ошеломяще реально...
И только через
20 лет, когда были произведены раскопки Наван Форта (Navan Fort), и
фотографии оттуда появились в газетах, она сказала, что узнает то место и
тот очаг - и это то место, где она была, в самом сердце древней столицы
Ольстера (Macha).
Недавно
ты играл дуэтом с гитаристом Уильямом Коултером (William Coulter), а здесь
- с семью или восьмью ребятами из Аквариума. В чем для тебя разница?
Знаешь, все
в музыке - это цвета, слои и пространство. Уильям - прекрасный гитарист, и в
его музыке много пространства, открытого для исследований и экспериментов.
Когда я с ним - я принимаю другую музыкальную форму. И сейчас у меня новый
квартет - KAN,
и в нем пространство и атмосфера еще более свободны.
Но в игре с
большой группой и массивным звуком есть что-то особенное: бас и ударные, -
они выводят музыку на совершенно другой уровень. Я адаптируюсь. Я вырос в
ирландской музыкальной традиции, где музыка очень свободна, и поэтому я - не
классический музыкант. Я легко перемещаюсь в разные музыкальные миры и везде
чувствую себя, как дома, так как рано научился импровизировать - тут мне
очень повезло. Но должен сказать, это замечательно - облачиться в свой
рокерский наряд, поставить ногу на монитор и выдать пассаж на электрофлейте.
"Хэлло, Кливлэнд!" (*) |
Какую
музыку ты слушал в подростковом возрасте? Что ты назовешь "культурным
бэкграундом"? Назови свой "top-10" или что-то подобное?
Я начал играть
традиционную музыку, когда мне было 8. И самое большое влияние на мое раннее
музицирование оказал флейтист Мэтт Моллой (Matt Molloy). Тогда он играл в
революционной, новаторской ирландской группе The Bothy Band, а позже перешел в
Planxty и The Chieftains, и его игра оказала огромное влияние на целое поколение
молодых музыкантов.
Я, конечно, слушал
не только традиционную музыку: я был большим поклонником группы Queen, и мой
первый рок-концерт был Queen. Мне было шестнадцать, и мама отпустила меня на
стадион с фляжкой чая. Я думал, что я круче всех - никто больше не слушал Queen
на чае.
Считается,
что Арма (Armagh) - это родина Кухулина и других исторических персонажей
ирландского эпоса. Ты ощущаешь это наследие? Влияет ли ирландская эпическая
традиция на твою музыку?
Я, безусловно,
ощущаю это наследие, чувствую, что принадлежу к этому месту, к этому народу.
Когда я был младше, я ни о чем таком сильно не задумывался, я просто хотел
посмотреть мир. Но ты очень быстро начинаешь ценить все это, особенно, когда
путешествуешь и встречаешь людей, которые с большой любовью говорят об Ирландии,
ее культуре и фольклоре. И услышав об этом в очередной раз, ты понимаешь, что на
самом деле, все это рядом, и всегда было рядом, и, вернувшись в Ирландию уже
взрослым (я прожил вдали от дома 12 лет), я почувствовал, что значит быть ее
частью.
Арма - удивительное
место, с очень сильной энергетикой. Я живу всего в трех полях от Наван Форта,
старинного дома короля Ольстера и его мифической армии, The Red Branch Knight
или Craobh Rua.
Я только что
записал новый диск, и он во многом был создан под влиянием этой земли и моего
возвращения домой.
А в твоем
детстве были эти мифы, ты рос с ними?
Да, были. Но в
детстве тебе только и хочется, что кататься на скейте... Но у нас есть великие
рассказчики, сторителлеры. Мой дед был одним из них, и он участвовал в раскопках
Наван Форта, и мог рассказать о том, что там происходило, лучше, чем кто-либо
другой.
Стоя весной на
вершине холма, можно увидеть все шесть графств на севере Ирландии. А в тихую
погоду, когда солнечный свет проходит сквозь дубы, в воздухе чувствуется нечто
необъяснимое, от чего каждый раз мурашки по коже.
Ты знаешь все
эти рассказы про холмы, "добрый народ", Туата Де Дананн?..
Истории, в основном,
связаны с землей... Недалеко от Арма есть места, называемые Fairy Rings -
Волшебные кольца. Они расположены, как правило, на холмах, покрытых деревьями;
это места, где жили феи, места из другого мира, и даже сегодня фермеры не рубят
там деревья, боясь того, что может случиться, если они прикоснутся к ним.
А такие
истории про людей, которые услышали музыку вблизи холмов, зашли на часок - а
вышли обратно через 200 лет?..
Эти истории
затерялись в современном мире, но мне повезло - у меня был потрясающий
сосед-рассказчик, "shannichie" называют их, что-то вроде шамана, он говорит, что
тот, кто не заснул к концу ночи рассказов, мудрее всех. И я сидел с ним за одним
столом, с компьютером, как мы сейчас, слушал и записывал его рассказы. Так что у
меня есть много часов записей, не знаю уж, что там правда, а что нет.
А ты веришь?
Да, я верю в
некоторые из них. Я верю, что мы - духовные существа в материальном мире. И если
Вселенной управляет энергия, то она выходит за границы видимого. Вселенская
тайна - в том, чего мы не видим.
Часто
говорят, что ирландская (или кельтская) музыка создана не только людьми, а что
она передана людям прежними расами и несет в себе их магию - или магию эльфов :)
Что ты думаешь об этом?
Так много всего
таинственного и непостижимого в Ирландии и ее музыке, которую я так люблю.
Может быть, в этом волшебстве попадаются невидимые шелковые нити, которые
связывают его с таким миром и временем, которые мы можем только вообразить, и
тем не менее, все это - мы можем услышать в музыке. Кланы и вожди минувших дней
были гораздо ближе к духовном миру, чем мы сегодня.
БГ
(возвращась): До какого века? XIII? XIV?
Вероятно, и
позже. Битва при Йеллоу Форд, в которой участвовал великий ирландский герой Хью
О'Нил из клана О'Нил, состоялась в 1598.
БГ: А помимо
вождей, в кланах еще были собственные друиды и барды?..
Да, у них были
барды. Кланы поддерживали связь с духовным миром, и барды пользовались огромным
почетом и уважением.
БГ: И музыка
была важной частью их жизни - еще до прихода христианства?
Да, на
празднествах, похоронах, при совершении ритуалов музыка была неотъемлемой
частью.
БГ: Я читал в
каких-то ирландских книгах, что арфист должен был владеть четырьмя или пятью
искусствами: он должен заставлять людей смеяться, идти на войну, сражаться,
плакать и танцевать... Все эти традиции пришли еще из дохристианской музыки, и
кто знает, как далеко во времени они уходят своими корнями...
Удивительно,
правда?
И это,
вероятно, должно означать, что ирландская музыка - уходит корнями так далеко,
что должна быть написана эльфами :)
БГ: Когда мы
говорим "эльфы" или Туатта Де Дананн, мы говорим о силе земли...
Да? Не о
существах, которые ходят и разговаривают?
БГ: ...Да -
в эльфах персонифицируется сила земли. Возьмем к примеру историю с тем
тибетским ламой, который говорил: "Да, мой пра-прадедушка был духом горы" - это
может быть дух земли, дух горы или моря... существует множество рассказов про
то, как нечто пришло из моря и забрало с собой людей... а потом принесло их
назад... так что духи умеют себя проявить.
Я
помню, как слушал одного старого музыканта - дело было холодным зимним вечером в
городке Слайго, и большой фестиваль был в самом разгаре. Во всех пабах Слайго
сидели музыканты, певцы, рассказчики и танцоры (set
dancers), и мы с друзьями бродили по городу в поисках свободных мест. Вдруг
мы увидели старого бродячего музыканта, Падди Фэй (Paddy Fahey) - он играл на
одной улице в окружении группы слушателей. Бродячих музыкантов в Ирландии чтут
как истинных хранителей традиций.
В те времена,
когда еще не было телевидения и газет, бродячие музыканты путешествовали по
стране, и в домах, где они останавливались, собиралось множество гостей. И они
рассказывали истории про те города, где они побывали, и показывали
присутствующим музыкантам мелодии из других частей страны. Всю ночь пелись
песни, и рассказывались истории, а на следующий день музыкант шел дальше.
Я никогда не
встречал Падди Фэй, но много слышал про этого легендарного человека, и вот - он
играет на улице!
Было очень
холодно, и у него замерзли пальцы, которыми они зажимал струны на скрипке, и он
был уже совсем не молод, и та легкость, с которой он играл в молодости, ушла.
Тем не менее, пока я его слушал, я неожиданно для себя заплакал. Мне было 17, и
я был с друзьями, и плакать было совсем не круто. Но я ничего не мог с собой
поделать, потому что музыка, которую играл этот старик, никого не могла оставить
равнодушным в тот вечер. Как так получилось?
Некоторые вещи
поразительно просты своей необъяснимостью, а мы - некоторые из нас - всего лишь
сосуды, которые принимают и отдают, и то, что течет сквозь нас - воистину свято.
Перевод: Наталья Равдина |