НАДОЕЛО НЕСТИ ЗАУМЬ
Валерий Панюшкин,МАТАДОР#5'96 В "Джон Булл Пабе"
люди сидят на полу. Очень похоже на квартирные
концерты восьмидесятых: к кумиру не
протолкнешься, приходится вставать на цыпочки.
- Не нравится,
совсем не нравится, - говорит девушка,
притиснутая мною к стойке бара. - Все одинаково,
скучно.
- Брось, - говорю, -
ругать Гребенщикова стоило лет десять назад.
- А я его уже десять
лет и ругаю, - говорит девушка гордо.
Вот! Тайна звезды.
О человеке, которого ругают десять лет подряд,
стоит писать. Кому придет в голову ругать
эстрадного певца больше пяти минут? А
Гребенщиковым недовольны годами.
Крик из зала:
- Боря! Спой
что-нибудь старенькое!
- Склероз, знаете
ли... - отвечает Гребенщиков.
Расстегнутая
холщовая рубаха, над слегка намечающимся
брюшком, какая-то буддистская шамбала-мандала.
Сидит, пьет пиво, отвечает на вопросы
журналистов.
Я договариваюсь с
ним об интервью на завтра. Иду на Пречистенку, в
квартиру друзей Гребенщикова. Очень московская
старая квартира. Маленький ребенок в коридоре
сообщает мне, что "пора кушать", и
спрашивает, не хочу ли я арбуза.
- Ты сними, если
можно, ботинки, - говорит Гребенщиков и уходит на
кухню, шлепая босыми ногами.
- Я читал штук
пятьдесят разных Ваших интервью... - говорю я.
- ... и ни одно из них
не понравилось, - он курит мои сигареты и, кажется,
страдает зажигалочной клептоманией.
- Девяносто пять
процентов времени я несу какую-то нечеловеческую
заумь. Последнее, что меня добило, - это
"Юность", где я рассуждаю по поводу русского
духа и таким псевдо-Бердяевым выгляжу, что
тошно...
- Ни из одного
интервью непонятно, какой Вы человек... - я
вызволяю зажигалку из пальцев героя.
- А об этом не
спрашивают... Я честно отвечаю на вопросы, которые
мне задают.
- Вы когда последний
раз плакали?
Долгая-долгая
пауза. Гребенщиков молчит, дружественно смотрит
в потолок, вертит в руках кофейные ложки:
- По крайней мере,
такой вопрос мне не задавали. Скорее все- го...
когда?.. полгода назад, ну в течение года... это
могло быть вызвано просмотром какой-нибудь
кинокартины...
- Вас можно обидеть
до слез?
- До сих пор либо
никому не удавалось, либо никому не приходило в
голову. Может, написать историю "Как
Гребенщиков меня выгнал взашей, обидевшись на то,
что..."?
- ...музыку за Вас
пишет группа, а тексты Вы передираете из
предисловий к умным книгам?
Не обиделся:
- Меня вполне
устраивает такая тема. "Аквариум" - это
черный ящик. Он принимает все, что происходит
вокруг, как радиоприемник, - внутри что-то жужжит,
и снаружи получается песня. Что бы мы ни говорили,
это все равно черный ящик, его не раскрыть.
- Но ведь
"Аквариум" состоит из живых людей. Как,
например, ушел Гаккель? - я имею в виду Всеволода
Гаккеля, виолончелиста и одного из центральных
персонажей "Аквариума" восьмидесятых.
- У меня такое
ощущение, что он никуда не уходил.
М-да... Возразить
нечего:
- А Вы когда-нибудь
боялись, что он уйдет?
- Нет. Никогда не
боялся, что человек уйдет. Включая самого себя.
- А что Вы
чувствуете по поводу смерти близкого человека?
Растерянность?
- Ощущения
растерянности - нет. Может быть, печаль по поводу
того, что человек не сделал чего-то, что мог бы
сделать... Но как правило, в девяносто девяти
случаях из ста факт смерти близкого человека
кажется мне естественным.
Передо мной сидит
немолодой благожелательный человек, в зеленой
какой-то майке, не умничает, не выпендривается, но
вступить с ним в контакт невозможно.
- А есть люди, без
которых Вы не можете жить?
- Есть такие люди.
- Кто?
- По определенным
парапсихологическим соображениям я этого не
скажу, - сидит и улыбается.
- У нас получается
очень интересная беседа, - говорит Гребенщиков, -
я пытаюсь отвечать на прямые хорошие вопросы и
понимаю, что у меня это не выходит. Простой
вопрос: почему ушел Гаккель. И масса
неудовлетворительных ответов: я говорю, что он не
уходил. Однако в "Аквариуме" его нет.
Следовательно, вероятно, ушел. Я помню по крайней
мере три момента, когда он точно уходил. После
этого он все равно продолжал играть. Пз чего я
заключаю, что мой метод ответа на вопросы
какой-то неправильный.
- А есть правильный?
- Я не знаю. Именно
поэтому мне до сих пор интересно, - с этими
словами Гребенщиков идет на кухню. - Мне кажется,
что возможен такой конкретно взятый день и такой
конкретно взятый журналист, - кричит Гребенщиков,
гремя посудой, - и состояние сознания, когда
получится интервью, достаточное для
всеобъемлющего понимания "Аквариума" и БГ. -
Он возвращается с чайником и чашками. - Это мой
шанс, и у меня опять не получается. Мне очень
надоело нести заумь, поэтому будем пробовать еще
раз.
- В Ваших песнях
есть эмоциональность, которой нет в интервью.
- Попробуй
объяснить процесс целования с девушкой: это все
равно не будет иметь никакого отношения к самому
процессу.
- А Вы знаете, что
такое ненависть?
- Нет. Я даже не
понимаю, о чем идет речь. - Гребенщиков вдруг
разволновался: ещё немного - вскочит, начнет
бегать по комнате.
- Приведи пример
конкретный, любой, взятый с потолка...
Я долго объясняю,
что такое ненависть. Привожу примеры.
Гребенщиков
смотрит на меня с сожалением.
- Не могу себе
представить человека, к которому я бы так смог
относиться.
- "Изловчусь,
стрельну последней пулей"- это про кого? -
спрашиваю я, имея в виду песню "Черный
истребитель".
- Там такой враг
летает в виде самолета. И в середине песни
сказано, что это за враг: "Те пилоты мы с
тобой." Есть один беспощадный и кромешный враг,
который мешает жить нам всем вместе, - это что-то,
что гнездится в нашем сознании. Ощущение
собственного "Я".
- По поводу стрельбы
в этого самого врага: Вам никогда не хотелось
покончить жизнь самоубийством?
- Два-три раза в
результате сильного истощения нервной системы. И
каждый раз не мог удержаться от блёклого смеха по
этому поводу. Это не решение проблемы, а наоборот,
создание проблемы.
Правильность и
банальность его ответов обезоруживает: нет места
для сумасшествия, ошибок, прозрений - ничего, что
создавало бы то самое "Я", которое он считает
"кромешным врагом".
- Вы не ощущаете
себя старым?
- Нет, я ощущаю себя
приблизительно так же, как в пятнадцать лет.
Удовольствия от жизни, скорее, даже прибавилось,
просто меньше стал впустую махать руками. Я
конкретно знаю, чего хочу и как это сделать. И
если не делаю, то только из-за
недисциплинированности...
- А как Вы
относитесь к так называемой молодежи, к тем, кому
пятнадцатъ-шестнадцать-двадцать лет?...
- Я не знаю, что
такое молодежь: скажем, моей дочке шестнадцать. Я
не вижу в ней молодежь, я вижу в ней человека
конкретного. Дай мне конкретного человека, я
скажу, как я к нему отношусь.
- Ну и как Вы
относитесь к своей дочке?
- Я ее люблю, мне
интересно, как она использует свою жизнь...
- А типичный
конфликт типа: старый козел, какую музыку ты
слушаешь?..
- Нет. Во-первых, мы
не так много видимся, чтобы до этого дошло. А
во-вторых, я знаю, что слушаю музыку гораздо более
радикальную.
- Какую?
- Сегодня - Аструд
Джильберто, что на самом деле очень радикально.
Десять лет назад я бы сам в себя плюнул за то, что
я такую музыку слушаю.
- Одна юная особа,
чуть старше, наверное, вашей дочери, сказала мне
злобно, что Вы - старый драгдилер...
- Это комплимент? -
улыбается Гребенщиков.
- Не знаю.
- С точки зрения
нью-йоркских взглядов на рейв, комплимент,
спасибо. Незаслуженный комплимент, но мне
приятно... Дело невыгодное. Проще картошку
растить. Во-первых, у меня никогда не было лишних
наркотиков, которыми я мог бы торговать. Раз.
Во-вторых, положение не позволяет... Как бы - зачем?
- Мало ли, от
недостатка денег...
- Денег мало, но
торговля наркотиками не решит эту проблему.
- Кстати, Вам
хватает того, что Вы зарабатываете?
- Не бывает такого,
чтобы человек получал меньше, чем ему нужно. К
сожалению. Или к счастью. - Интересно, о каком это
человеке он говорит? - Мне вполне хватает тех
денег, которые я получаю. Хотя в данный момент,
после записи "Навигатора", осталось
несколько тысяч долгу.
- А Вам случалось не
отдавать долгов?
- Нет. Потому что мне
неприятно, физически. Всегда можно что-то
продать. Вещь из дома.
- Ненужную...
- Или нужную...
Гитары свои продаю, иконы...
- А еще давешняя
особа говорит, что, поскольку Гребенщиков не
может заниматься компьютерной музыкой,
волей-неволей приходится ему заниматься музыкой
этнической.
- Объясняю. -
Гребенщиков невероятно терпелив и действительно
не обижается, похоже, ни на что. - Например. Я сижу
в деревне. Ко мне вечером, допустим, заходит
пасечник и, допустим, мы с ним выпьем водки. И мне
захочется спеть ему песню, которую он не слышал.
Все-таки компьютерная музыка - это слой толщиной
в микрон. На поверхности. А на глубине - жизнь. И
девяносто девять процентов людей на Земле о
рейве ничего не знают: крестьянин из Псковской
глубинки, абориген из Австралии или средний
служащий из Мексики. Этническую музыку я играю
или нет, мне наплевать. Я знаю, что, если дать мне в
руки гитару, я смогу конкретным людям что-то
спеть.
- Вы получаете
удовольствие от того, что нравитесь людям?
- Нет, это не имеет
никакого отношения к тщеславию. Та секунда, когда
человек поет что-то новое, для меня - максимальное
удовольствие, физическое. Это сильнее, чем
переживания от ЛСД. Когда я физически люблю
женщину, в голове у меня ничего нет. То есть я весь
в ощущениях... С песней то же самое. Чистое
переживание и ничего больше. И ничего меньше.
Гребенщиков
закуривает и начинает помогать мне брать
интервью:
- Ты не знаешь, что
еще со мной сделать, чтобы я раскололся? А мне не в
чем раскалываться... Ты хочешь конкретных
историй, но всякая история для меня содержит
такое количество предысторий, что объяснить все
просто невозможно.
- Хотите я вылью Вам
на голову кофе и Вы мне объясните предысторию
этого события?
- Стечение
обстоятельств. Ты слушал музыку "Аквариума",
и в ней что-то кажется тебе очень важным, но
прямому объяснению не поддается.
- ... только у Вас вся
голова в кофе.
- Если бы это
произошло, можно было бы придумывать почему. Но
этого не произойдет, потому что и тебе, и мне это
не особо интересно. Это будет придуманным
действием.
В этот момент я
беру свою чашку кофе, чтобы невиннейшим образом
из нее отхлебнуть. Гребенщиков застывает и
начинает пристально следить за движениями моей
руки, я поднимаю чашку - Гребенщиков закрывает
голову руками, так, словно я действительно
собираюсь облить его растворимым напитком. Мы
оба смеемся.
- Благосостояние? -
спрашиваю.
Ну да... он ездит на
440-й "Вольво", которую президент фирмы
"Курица рекордс" отдал ему в качестве
гонорара за альбом записанных Гребенщиковым
песен Вертинского. До этого ездил на
"Жигулях". Квартира на Невском, маленькая, но
хорошая. За границу выбирается несколько раз в
год, "чем чаще, тем лучше". Больше всего
Гребенщиков любит путешествовать в Катманду к
ступам Боднадх и Сваямбху.
- У них своя
цивилизация, - говорит Гребенщиков. - Перемещаются там на
жутко разбитых драндулетах: представь, что к
мотороллеру прицеплен курятник, в котором могут
сидеть человек десять. Через каждые два шага
какой-нибудь полуторатысячелетний монументик
стоит. Под ногами дети, коровы, собаки, драндулеты
эти летают туда-сюда. Чудная атмосфера.
Единственная газета там - "Катманду тайме", и
на первой странице каждый день новости чеченской
войны.
- А Вы-то что там
делаете?
- Я туда езжу, потому
что там есть несколько симпатичных лам, с
которыми при случае я общаюсь.
- Кредитная
карточка у Вас есть?
- Есть, но из-за
"Навигатора" я, к сожалению, сильно превысил
кредитный лимит.
"Навигатор"
был записан в Лондоне - единственном, по
выражению Гребенщикова, "пригодном для
человеческой жизни городе". Там же режиссер
Александр Кайдановский и оператор Юрий Клименко
снимали клип песни "Гарсон No.2". Гребенщиков
должен был пройти на фоне магазина какой-то
фирмы, которая дала деньги.
Съемки
продолжаются в Москве, где перед пустым залом ДК
имени Горбунова стоит Гребенщиков во фраке.
Голая сцена "Горбушки", дымящиеся аварийные
фонари. Гребенщикова мочат водой, имитируя пот.
Он терпит и, мокрый, кланяется в камеру. Опять
мочат - опять кланяется.
- У Вас нет
ностальгии по временам, когда носили фраки?
- Да в Лондоне все
так ходят. Там ведь люди продолжают жить как жили.
В квартире,
которую снимает Гребенщиков в Лондоне,
продолжают жить не только люди, но и привидения.
- Причем у одного из
них чудовищный акцент, - говорит Гребенщиков
абсолютно серьезно. - Я думал, ирландский, потом
оказалось, что он из Уэльса. Духи все время
занимались черт знает чем: кутили ночью, звали
друг друга, все время открывали корвалол и
ставили бутылочку на стол. Я простудился, и дочка
простудилась. Чем-то мы им не угодили. Наши друзья
англичане, похохатывая над этой историей, пошли в
аптеку за аспирином, рассказали там про
сумасшедших русских, а им и говорят: "В этом
доме?.. Так многие оттуда съезжают, потому что
сильно достают привидения". Выяснилось, что
дом построен на территории знаменитого
Тайбернского кладбища, известного нам по роману
"Двадцать лет спустя". Там в пятнадцатом
веке была виселица. Ну что... я купил
соответствующие благовония, которые на
привидений плохо влияют, и месяца на полтора они
заткнулись. А когда у нас и у них было хорошее
настроение - опять появились, уже гораздо
спокойнее, можно было с ними поговорить...
- А в деревне у Вас
домовой есть?
- Нет, там скорее
атмосфера, связанная с предыдущим хозяином,
который ушел в такой глубокий запой, что продал
ворота. Мы купили дом без ворот, без дверей.
Собственно, все основные песни альбома
"Навигатор" начали писаться как раз там. Ни с
того, ни с сего. Однажды сижу я, топлю баню. Вдруг в
голове что-то звенит. То есть никаких задумок,
никаких замыслов, просто в голове появляется
строчка. Пока баня топилась, написался
"Последний поворот".
Историю создания
песен для "Навигатора" Гребенщиков
рассказывает мне в заднем ряду зала ДК Горбунова,
пока рабочие перетаскивают камеру и меняют свет.
- Уехал из деревни,
думаю: ну?... будет продолжаться? Ничего,
продолжается. Иду по улице, вдруг слышу: "Самый
быстрый самолет". Пока шел от дома до студии,
песня сложилась. То же самое в Лондоне, но там я
почти как дома. Ладно... едем в Париж, играть
большой концерт в большом каком-то театре. А на
меня Париж действует специфически, на второй
день просыпаюсь с депрессией. Приходится
выпивать много спиртных напитков, отчего
депрессия усугубляется в десять раз. Париж -
город очень неуютный: понасжигали ведьм, и как бы
гарь до сих пор витает. Все говорят: Париж, Париж,
замечательный город... но, как кто-то правильно
заметил, он очень похож на чердак с бабушкиной
мебелью. И вот с нуля, за пять дней я пишу пять
песен. Что ты будешь делать... Пишу, что слышу...
написал бы песню в стиле "Битлз" или
"Стоунз"... Очень хочу. Ан нет. Группа и жена
глотку уже перегрызли: чего ты пишешь все на три
четверти, зае...л уже...
Мимо нас, скромно
сидящих в партере, рабочие волокут огромную
камеру, штатив и кучу проводов. Мужик под
штативом напевает: "Гарсон номер два-а-а...
Гарсон номер три-и-и".
- Главный удар, -
продолжает Гребенщиков, - был, когда мы уже
приехали в Катманду. Куда ни посмотри, вокруг
тебя Гималаи кольцом. Я сижу и автоматически
регистрирую с привычной легкостью: "Сидит
йогин"... Ну солнце село, что дальше? "Идет
йогин на кладбище". Вполне для буддистов ясная
история. Существует такой обряд: рвущийся к
просветлению буддист приходит на кладбище, дудит
в берцовую кость и созывает духов, чтобы они его
съели. И они вместе с его телом съедают все
заблуждения, огрехи, глупости, неправильности. А
поскольку душа неуничтожима, то и нормально. Он
всех привязанностей лишился и вот чист,
просветлен... Сижу себе, слушаю, и вдруг строчки
про родину. Совсем не мое, я так не умею говорить.
Но что я могу поделать... даже в Катманду...
- А жене Ваши песни
нравятся?
- Нравятся. Обычно
она творчески борется с моим пьянством, а тут
каждый вечер сама дает водки, чтобы я пел.
Почему-то эти песни очень хорошо поются на фоне,
скажем, пары стаканов водки.
- Как Вы
познакомились со своей женой?
- Она была женой
моего близкого друга [бас-гитариста
"Аквариума" Александра Титова. -Ред.], и
выяснилось, что у нас гораздо больше общего, чем
положено. Мы познакомились реально на обсуждении
фразы из Нового Завета: "Не мир принес я вам, но
меч". Я пытался ей толковать, что на самом деле
имеется в виду, и теоретическое богословие нас
как-то сильно свело вместе.
- А какие-то
разборки с близким другом?..
- Ну как, мы
страдали. Неудобная ситуация получается, когда
хочется делать человеку хорошо, а получается, что
делаешь плохо. У него семья, которую я вроде
разрушаю, у меня тоже семья была. Делов
наворотили... Но как-то постепенно ситуация
нормализуется...
Это принцип.
"Все, что делается истинно, делается легко," -
сказал какой-то очередной гаутама. Гребенщиков
действительно во что-то там такое верит, но
отношение к религии у него утилитарное:
"университет любви".
В студию к
фотографу Гребенщиков пришел с женой: сидели,
пили кофе, жена рассказывала про воплощенного
индийского бога Сай-Бабу, который материализует
предметы из ничего и вообще совершает чудеса.
- Ну вот, - говорит
Гребенщиков, отхлебывая виски, - жена -
религиозная фанатичка...
- Вы скептически
относитесь к религиозным увлечениям жены?
- Меня не оставляет
ощущение, что мы с Ириной напоминаем
духовидцев-фанатиков, от которых меня трясет. Со
стороны это выглядит лишением разума на
религиозной почве. Хотя я был у Сай-Бабы и знаю:
все, что она говорит, - чистая правда. Тут даже
нечего разводить базары, потому что это... это
нормально. Вот я и посмеиваюсь, чтобы чуть-чуть
сбавить высокодуховный тон.
- А она как
относится к Вашему буддизму?
- У нас
специализация. Я над ней подтруниваю, она надо
мной. Буддист сам же первый посмеется над
буддизмом... Меня один знакомый православный
священник как-то раз чуть не выгнал из церкви за
то, что я в интервью сказал, что траханье с
девушкой ничуть не менее свято, чем молитва.
Думаю, он просто чего-то не понял: в жизни свято
всё!
Гребенщиков идет
под фонари сниматься, потом оборачивается и,
смеясь, говорит:
- Мы однажды с
Сакмаровым играли на фоне хоругви и с
благословения митрополита.
Гребенщиков
покладист, послушно принимает все предлагаемые
фотографом позы, сам предлагает снять его то в
виде благолепного попика, то в позе лотоса. Потом,
возвращаясь к виски, резюмирует:
- Очень хорошая была
съемка, всегда бы так.
Ничего не
происходит. Можно задать любой вопрос и получить
на него честный, исчерпывающий и совершенно
бессмысленный ответ.
- Вы пьющий человек?
- Не знаю, пью много,
хотя могу пить гораздо меньше...
- Любимый напиток?
- Наверное, люблю
сингл молт виски. Я хорошо разбираюсь в крепких
алкогольных напитках. И коллекционирую ощущения.
Очень трогательно
Гребенщиков прерывает разговор о конкретном
виски и переходит к рассуждению о том, как надо
было бы построить интервью. Я даже верю, что он
искренне стремится пойти мне навстречу. Он
благожелателен и недоступен.
Мы еще долго
болтаем о том, о сем: о кольцах, о нелюбви к оружию,
о любви к музыкальным инструментам. Тут он
немного оживляется:
- У меня хорошие
гитары. На одной из них играл Роджер Далтри из
"The Who", вторую мне посоветовал Лу Рид:
"Придешь, - говорит, - в Гибсоновский Гитарный
Центр, иди сразу в дальний угол, там лежит
маленькая черная гитара, забудь про все
остальное, бери только ее."
- Вы слушаете
советы?
-Да.
- А в музыке?...
В ДК имени
Горбунова происходят концерты, посвященные
выходу в свет альбома "Навигатор". Зал полон,
но все считают своим долгом выказывать презрение
к тому, что происходит на сцене. БГ в черном
сюртуке и крокодиловой кожи сапогах начинает
концерт так, словно ему все равно, будут ли новые
песни иметь успех. "Последний поворот",
"Гарсон 2", кое-что из старенького...
В зале
присутствует телевизионная группа, которой
хочется снять материал о триумфальном
возвращении звезды. Телерепортеры сами зажигают
свои зажигалки и размахивают ими перед камерой.
Атмосфера ровного
концерта. Именно то, чего вы ждали. Очень
качественный персонаж на сцене. Зал постепенно
раскачивается. Те, кто выказывал презрение,
теперь пляшут у сцены. Еще две-три песни и все:
группа прощается и уходит.
Зал встает,
аплодирует, и тогда группа появляется снова. БГ в
черной майке с засученными рукавами. Залу ничего
не остается, как продолжать слушать стоя, прыгать
и плясать. Зал заведен серией очень правильных и
очень спокойных действий.
После очередной
песни на сцену выбегает девушка с цветочком. Ей
хочется, конечно, поцеловать Гребенщикова, но
страшно, а герой не идет навстречу. После
некоторого колебания девушка все-таки целует
Гребенщикову руку, а он ей - затылок. Получается
своего рода благословение, трогательное и
нескладное.
- А из-за чего Вы
можете перестать писать песни?
- Знаешь, - говорит
Гребенщиков, - если даже будет мне видение Будды
или Христа, или кого-то еще, и они скажут:
"Кончай-ка ты писать песни..." - Я отвечу:
"Ребят, извините, но вы не к тому обратились, я
вас очень люблю и уважаю, вы целиком и полностью
реализованы и все такое, но позвольте мне делать
то, что я считаю нужным... тут я сам знаю... тут вы
мне не советчики..." |