НЯ:
Как ты отнесся к тому, что тебе
вручили Орден?
БГ: Я целиком за. Это за Аквариум.
НЯ:
Об этом говорили во всех
новостях. Мы все так радовались
за тебя!
БГ: Вот видишь, как здорово! :-)
Сколько радости я доставил
огромному количеству людей :-)
НЯ:
Я думаю, многие в этот день
друг другу звонили, и говорили:
"Здорово! Ну наконец-то!"
БГ: Когда Окуджаве пытались дать
орден, он сказал: "Знаете,
ребята, я никогда не служил,
поэтому я орден не приму".
Поскольку здесь речь идет о том,
что Аквариум делал больше
тридцати лет - а я очень хорошо
знаю, ЧТО он делал, я с чистым и
веселым сердцем его принимаю.
НЯ:
В связи с твоими постоянными
духовными поисками как
происходит твоя координация с
окружающим миром? Как к этому
относятся близкие тебе люди?
Бывают ли конфликты?
БГ: Те люди, с которыми я общаюсь,
например, моя семья, принимают
это нормально, поскольку они
меня знают таким, какой я есть.
А те люди, которые меня знают
хуже, вольны относиться к этому
как угодно. Я приблизительно в
два или три года решил, что в
этом мире далеко не все в
порядке, и люди вокруг
занимаются такой чудовищной
чушью и настолько глупо
расходуют свой потенциал, что
принять их всерьез я так и не
смог. С тех пор, как я это
осознал, прошло приблизительно
48 лет. Я не ошибся. Как они чушью
занимались, так чушью и
занимаются. И всю свою
сознательную жизнь я делал так,
чтобы максимально их задеть.
НЯ:
А твои дети?
БГ: У детей своя карма. Они
выбрали родиться моими детьми
в моей семье по каким-то своим
причинам, поэтому влиять на них
и навязывать им какие-либо
точки зрения я абсолютно не
собираюсь. Они могут вести себя
хорошо или плохо, умно или
глупо - это их дело. Я могу им
помочь, если они меня об этом
попросят. Карма у них все равно
своя. В этом смысле они не мои.
НЯ:
Не принадлежат тебе.
БГ: Да. Они не принадлежат мне. Я
могу им помочь, могу их любить,
и все, что я знаю, я им скажу. Но
навязывать им свою точку
зрения я не буду.
НЯ:
Давай поговорим о спонсорстве.
В России и христианские-то
святыни не часто спонсируют, но,
тем не менее, случается. Почему,
как ты думаешь, в России не
спонсируют строительство
буддийских храмов?
БГ: Спонсируют. Более того, вчера
поутру я согласился помочь при
организации строительства
первого буддийского храма в
Москве. Естественно, он будет
строиться на какие-то деньги...
НЯ: Помочь финансово?
БГ: Помочь именно не финансово. О
финансах речь не шла, там есть
деньги. Есть спонсоры.
НЯ: Русские?
БГ: Русские. Достойные люди,
которые собираются это сделать.
НЯ: Но это единичный случай, как
мне кажется...
БГ: Конечно. У нас строятся церкви,
которые от государства
получают мало дотаций. Я знаю
много настоятелей храмов,
которые ходят по заводам, по
директорам, и выбивают из них
деньги.
НЯ: Это - христианство?
БГ: Христианство. А буддизм в
европейской части России -
религия неестественная и
немассовая. Скажем, в Москве
буддийский храм строить - это
хорошо, потому что в Москве
много буддистов, или людей,
которые хотели бы считать себя
буддистами. А строить
буддийский храм где-нибудь в
Саратове довольно
бессмысленно. А если построить
его в Вышнем Волочке, его
просто сожгут :-) И еще побьют.
НЯ:
А чем ты объяснишь, что в
России христианство держится
до сих пор, как массовая
религия? А буддизм не занимает
таких позиций?
БГ: Он никогда не займет, потому
что он несвойственен.
Христианству - тысячи лет, это
традиция. Если бы Владимир
Красное Солнышко выбрал
буддизм, все были бы буддистами.
И тоже бы никто не отличал
Будду от бесов. Знаешь, большая
часть православных христиан
считает, что они молятся Николе.
А на Севере не во всех церквях
есть икона Христа. И когда
людей спрашивают, они говорят:
"Вот Божьей Матери да Николе
молимся, вот у нас главные".
Про то, что есть Христос, они
могут и не знать. О какой
религии мы говорим? Если
опросить тысячу москвичей, я
думаю, не все будут знать, где
Никола, где Христос, и чем они
отличаются друг от друга.
НЯ:
Получается - это такое
массовое явление -
непринадлежность ни к какой
религии на самом деле? Или
смесь христианства и язычества?
БГ: Это именно народная
религиозность. Как говорил, по-моему,
Булгаков (в смысле не писатель,
а отец Сергий Булгаков), или,
может, не он, а кто-то еще из
философов: бытовое
христианство хуже язычества.
Это христианство бытовое.
НЯ:
Другими словами, ты считаешь,
что у нас истинных и христиан-то,
вобщем-то, нет?
БГ: Да у нас в еще XIX веке 90 %
населения городов в языческие
праздники жгли идолов на
площади.
НЯ: Все-таки если конкретно о тебе
говорить, ты вроде утверждал,
что тебе буддийские каноны
ближе, чем христианские?
БГ: Моя точка зрения никогда не
будет массовой, не будет общей.
У меня достаточно специальная
точка зрения, вероятно из-за
каких-то моих переживаний в
других жизнях :-) Я не знаю. У
меня нет доказательства, что у
меня были другие жизни. Но, судя
по тому, как я настроен, скорее
всего откуда-то это взялось. И
почему-то я здесь родился.
Бытовая религия, она у всех, что
у тибетцев, что у русских, что у
кого угодно, она везде
одинаковая. Чтобы пришел
батюшка, и сделал что-нибудь
такое, чтобы хлеб родился, и
дети не болели. А что он там
будет делать, это никого не
волнует. И кому они молятся -
Будде, Христу, Николаю или кому-нибудь
еще, они могут сами не знать.
НЯ:
То есть, нельзя сказать, что
тебе ближе заповеди какой-то
одной культуры, религии?
БГ: Знаешь, на самом деле то, что
мне ближе, оно словами просто
уже не выражается. Как говорил
один суфий: "Господи, спаси
меня от твоих благословений,
потому что твои благословения
стоят между тобой и мной". Я
позавчера провел полдня в
мусульманско-суфийской
святыне, и меня там принимали
как своего :-)
НЯ:
Кстати, вчера по ТВ показали
фильм "Мусульманин",
отечественный, с Мироновым в
главной роли, так вот там
многое из того показано, о чем
мы сейчас говорим. Продолжу
немного тему спонсорства.
Говорят, ты некогда
содействовал приезду в Россию
одной шаманки (Лхамо)...
БГ: Я просто возил ее на машине. То
есть меня попросили побыть
шофером. А поскольку я ее знал
по Непалу...
НЯ:
Ты ее сюда позвал?
БГ: Нет, ее позвали наши
петербургские буддисты. А
поскольку мы с ней были знакомы
еще по Непалу, я был очень рад
тому, что она приехала.
НЯ:
А сам приезд оплачивали
буддисты?
БГ: Думаю, что это было
коммерческое мероприятие.
НЯ:
А ты сам лечился у нее?
БГ: Конечно. Она и дома у меня была,
мы дружили. Меня интересовали
некоторые вещи, связанные с
духами, и она очень живописно
ответила мне на ряд моих
вопросов. Вообще, очень
интересно поговорить с
женщиной, в которую вселяется
богиня. У нее своя точка зрения.
НЯ:
А с ней вы как познакомились?
БГ: Я был у нее в Непале.
НЯ: Тебе кто-то ее порекомендовал?
БГ: Да. Ганчен Ринпоче хорошо о
ней отзывался, а у меня с
шаманами вообще хорошие
отношения :-)
НЯ:
Давай о музыке поговорим
немного. У тебя вышел один
альбом с мантрами. Планируешь
ли еще подобные работы?
БГ: С тех пор, как я выпустил "Прибежище",
я пробую какие-то вещи, но пока
нет ничего убедительного.
Делать Мантры-2 довольно
бессмысленно. Хотя есть еще
очень красивые штуки. И я их
собирал и продолжаю собирать и
слушать. Те мантры я записал,
потому что почувствовал, что их
нужно было сделать. Пока я
такого второго импульса не
чувствую.
НЯ:
А как ты относишься к подобным
проектам на Западе? Кришна Дас,
например?
БГ: Кришна Дас - блестящий человек!
И мне очень приятно, что сами
индусы к нему относятся очень
хорошо.
НЯ:
А как вообще ты относишься к
адаптации индийской музыки к
западному сознанию?
БГ: У Кришны Даса это получается.
А больше я не знаю никого из
европейцев, у кого бы это
получалось. Был великий
кришнаит Шрила Гурудева,
который с итальянцем
аранжировщиком записал два
блестящих альбома (Songs Of The Soul и
еще один) но они, к сожалению,
канули в вечность. Их нет ни в
Интернете, ни на CD, они
выпускались только на кассетах.
И фирма эта лопнула, и сам он, по-моему,
умер. Я ищу эту музыку и очень
хочу ее найти.
НЯ:
А на данный момент все, что
есть индийского в твоей музыке,
воплотилось в "Песнях рыбака"?
БГ: Да нет... Была бы возможность, я
записал бы столько всего еще:
Я только начинаю подходить к
ощущению музыки. Достаточно
сказать, что у меня в
компьютере, в laptop, с которым я
езжу, на трое суток индийской
классической музыки. Кстати,
интересующиеся могут зайти к
нам на сайт, там все время
появляются новые запасы
индийской музыки.
НЯ:
А "Песни рыбака",
получается, первая ступень,
некий эксперимент?
БГ: Да. С этими песнями так нужно
было сделать. Я не знаю, буду ли
я это делать в дальнейшем, но я
продолжаю свои изыскания в
этой области. Не исключено, что
на новом альбоме будет что-то
подобное. Перекармливать людей
индийской музыкой я тоже не
хочу. Если они хотят ее слушать,
они могут делать это и без
нашей помощи. Но я сам эту
музыку очень люблю и для меня
это одна из самых красивых
музык на земле.
|