АС: Что значит
в вашем творчестве образ бесшабашного, не следующего общепринятым правилам
растамана - это вы сами, вся ваша группа?
БГ: Нет. Это идеальный образ растамана. Как Лев Толстой вывел в
"Войне и
мире" идеальную девушку Наташу Ростову, так же "Аквариум" выводит в своих
песнях идеальный образ растамана. Наш растаман - это то же, что толстовская
Наташа Ростова.
АС: Образец для подражания?
БГ: Образец для обожания!
АС: В реальной жизни несуществующий?
БГ: Почему же, любой специалист в области литературы вам скажет, что наташ
ростовых у нас в России хоть пруд пруди. Ну если не пруд, то полпруда точно.
АС: И в моем поколении есть? По поводу моего поколения, молодежи до
30-ти: к нам приклеили ярлык "поколения 0" или "поколения никаких" - не
боремся, не протестуем, не хиппуем, идеалов нет. Часть из нас - ваши
поклонники, вы видите нас со сцены, общаетесь. Согласны ли с этим ярлыком?
БГ: Вы - дети разночинцев. Вы строите светлое будущее. А сами разночинцы
ваше величие понять не могут. Потому как они, разночинцы да передвижники,
замкнуты в своем кругу, порочном кругу... Вы - поколение, которое за
пределы этого круга вышло, поэтому вас и не понимают. А идеалов у вас быть
не может, потому что все идеалы отцы пропили.
АС: Борясь за свободу и против системы на кухне?
БГ: Да, надо сказать, что борьбу на кухне они положительно проиграли. Кухня
как была, так и осталась.
АС: Постойте, как осталась? А как же завоеванные
"демократия и свобода
всего" - высказываний, передвижений? Свобода, которой мы вроде как достигли
и о которой теперь трубят повсюду?
БГ: Если бы свободу можно было купить или если бы свободу можно было отбить в
неравном бою с властью, то получилось бы, что миллионы людей смогли бы
насладиться не заслуженной ими свободой, за которую погибнут пять-десять
человек, а все остальные получат ее на халяву. Но, к сожалению, со свободой
так не выйдет. С ней совершенно другая история. Свободу каждый человек
должен отбивать сам для себя.
АС: Вы отбили?
БГ: Не знаю. Не могу взглянуть на себя со стороны.
АС: А те, кто живет в России, в будущем отобьют?
БГ: Как человек, интересующийся сегодняшним днем России, могу смело сказать,
что будущее ее от меня скрыто. Потому что когда ты видишь, что происходит в
стране сегодня, становится немного не до будущего... Но от распространения
листовок и выдирания зубами чеки из гранаты вы сегодня можете воздержаться.
В свое время это никому не помогло, кроме как партии большевиков быстро
взять власть. Что ни к чему хорошему, как мы видели, не привело.
Но дело в том, Настя, что в интервью
"Огоньку" нелепо делиться секретами
подпольной работы, давать адреса явок и подпольных типографий. Тем более, что
нет ни тех, ни других. Они никому не нужны, как мы только что определили.
Важно другое - то, что есть в музыке. Не только в нашей, а в любой хорошей
музыке. Это "то" очень трудно описуемо словами. И поэтому "его" нельзя
поймать, "его" нельзя схватить за шиворот, "его" нельзя продать, "его" нельзя использовать в неблагих целях. Вот, скажем, Иоганн Себастьян Бах, 2-й
Бранденбургский концерт. За что Баха сажать в тюрьму - вроде там ничего
плохого нет? Однако то, что содержится во 2-м Бранденбургском концерте, во
второй части, например, значительно благотворнее действует на людей, чем
любая подпольная работа.
АС: Как вы восприняли выборные события на Украине?
БГ: Я прочитал где-то в интернете такое скользкое и достаточно едкое
замечание: Украина показала, что они не совсем азиаты. Потому что азиаты
заранее знают, что все уже предопределено, что их голоса будут подсчитаны
так, как это кому-то нужно. И поэтому никто даже рыпаться не станет.
АС: А россияне - азиаты?
БГ: Я думаю, что если у нас будут какие-нибудь выборы, то никто не будет
особенно бороться за их результаты, потому что все заранее знают, что
результат уже определен. И сколько бы народу ни ходило голосовать, в итоге
окажется ровно столько и те "бюллетени", сколько уже заранее было
подсчитано.
А по поводу Украины я был немного смущен тем, что в разгар так называемых
событий на Украине мои попытки посмотреть по телевидению то, что там
происходит, закончились тем, что по всем 12 каналам я увидел развлекательные
программы. Узнать происходившее можно было только из интернета, посмотрев,
что пишет Би-би-си или даже Lenta.ru. А вот по телевизору все мягко
спускалось на тормозах. Я это воспринял как еще одну характерную черту
современной жизни. И порадовался, потому что мои ощущения нашли
подтверждение: у меня и раньше не было доверия к тому, что показывают по
телевизору, и теперь у меня его нет. Даже когда по телевизору показывают
новости 24 часа в сутки, у меня тоже складывается ощущение, что мне
показывают далеко не все, а только то, что кто-то хочет, чтобы я видел.
Поэтому лучше уж ничего не показывать.
Вообще я смотрю телевизор только в период стихийных бедствий. Я и газеты
читаю только тогда, когда у меня есть утром свободные полчаса. За чашкой
кофе в какой-нибудь гостинице, если там есть The Times или International
Herald Tribune, я могу их почитать.
АС: Российские газеты не читаете?
БГ: Моему самосознанию претит читать что-то, что специально исковеркано для
моего потребления. А The Times доверяет весь мир. И они это знают. И чтобы
не потерять своего лица, они держат определенную планку.
АС: Вам не так давно была вручена высокая государственная награда -
орден "За заслуги перед Отечеством". У вас были мысли от него отказаться?
БГ: Зачем же? Для меня этот орден очень приятен. Он симпатичный. И я считаю,
что большого зла я своему Отечеству не приносил. Критикам такого рода
орденов хотел бы задать достаточно ехидный вопрос: а из чьих рук они бы
хотели принять орден? (Смеется.)
АС: Слава вас не раздражает? А поклонники, которые пристают, просят
автографы?
БГ: Тем, кого слава раздражает, предлагаю отказаться от нее: отрастить усы,
сделать пластическую операцию. Я думаю, что люди, которые говорят, что их
раздражает слава, кривят душой. Люди, которые не хотят быть никому известны,
они и будут неизвестны. "Уставшие от славы", боюсь, обманывают. Они втайне
очень хотят быть известными.
Но славе я обязан тем, например, что не могу пойти ни в один клуб, мне
сложно ходить в театр, потому что, вместо того чтобы смотреть, что там
происходит, мне приходится давать автографы. Это достаточно сковывает. Людям
как-то хочется вступить со мной в контакт, а это немного ограничивает
свободу передвижения. Но это не такая большая цена. Я вполне готов ее
платить.
АС: Вы долго на сцене - ощущение рутины от того, что вы делаете, не
появилось?
БГ: Пока такого не было. Когда мы выходим на сцену, мне (надеюсь, что и у
всех нас такое ощущение) выпадает возможность сделать лучшее из того, что я
могу. А когда ты можешь сделать лучшее из того, что ты можешь делать в
жизни, я не представляю себе, как это может надоесть или стать рутиной. Это
же всегда вызов! Всегда приходится доказывать, что ты не баран!
|