Интервью

Пресс-конференция, устроенная студией "Союз" по поводу окончания сезона 2002 года, 16 ноября 2002 г.

Послушать в mp3, 25M

Вопрос: Борис Борисович, я заметил, что вы в последнее время все чаще делаете видеоработы: сегодня презентация фильма, "Лев Толстой", крымские вина, не говоря уже о главном панегирике - "Асса"... Сколько вы вообще планируете создать таких работ и не в ущерб ли это аудиопродукции? Может, лучше аудиоальбом - я слышал, что сапоги должен шить сапожник...
БГ: Мы никогда сами от себя не занимались видеопродукцией и никогда не тратили на это ни грана энергии, а для АССЫ мы, прошу заметить, писали только музыку. Может быть, в будущем году мы как раз возьмем кое-что в свои руки, для того, чтобы Аквариум и в этом поле выглядел так, как он должен выглядеть. Обычно нас снимают со стороны, и мы не очень это контролируем. Нам бы хотелось сделать что-то более интересное. Но это будет только в будущем году.
В: А в идеале, за Вашу долгую творческую и физическую жизнь, сколько бы Вы хотели фильмов о Вас?
БГ: Ни одного.
В: Сдается мне, что Вы лукавите.
БГ: Нет
В: Факты опровергают Вас.
БГ: Нет. Мне гораздо интереснее смотреть на других актеров. Но есть предложения, чтобы в фильмах об Аквариуме снимались Брюс Виллис, Шварценеггер... Допустим, Шара будет играть Шварценеггер, тебя (указывает на Суротдинова) - Джеки Чан, а меня, ладно, Брюс Виллис...
В: А Толстого кто бы сыграл?
БГ: Толстой не является членом группы Аквариум...
Шар: ...последние 50 лет...
БГ: ...я должен опровергнуть эти слухи. Мы с ним только репетировали.
Шар: ...на заре :-))

В: Борис Борисович, Вы находитесь на пороге большой заграничной командировки, как я понял из пресс-релиза...
БГ: Вообще, слово "командировка" звучит довольно странно по отношению к нам... Мы едем в Индию записывать части нового альбома... И мы проедемся по всем святым местам, которые будут в нашей досягаемости, да, и к Саи-Бабе, естественно.
В: А это наезд экспромтом или вы уже знаете, с кем именно будете сотрудничать?
БГ: Я не все имена могу сейчас назвать, но это музыканты хорошего класса.

В: В "Музыкальном Ринге" 1986 года одна женщина сказала, что ей ваше выступление понравилось, но вот внешний вид артистов ей не понравился, ее это оскорбляло. А недавно вы появлялись на концертах в штанах, на которых было много-много слов FUCK. Это модернизация внешнего имиджа или тенденция в музыке?
БГ: Мы просто приняли к сведению замечание этой пожилой девушки и стараемся одеваться культурно.

В: Вы наверняка слышали, что кумир вашей молодости Боб Дилан снялся в художественном фильме... Еще в этом фильме играют другие звезды, в том числе Микки Рурк... Этот фильм закуплен в Каннах одной российской компанией. Если бы Вам предложили озвучивать Боба Дилана в этом фильме, как бы Вы ответили?
БГ: Резким отказом.
В: Все в прошлом?
БГ: Нет, не все в прошлом, я продолжаю с огромной любовью относиться к Дилану, но я не люблю сам процесс дубляжа.

В: А Вы едете в Индию один или всей группой? И если один, то чем в это время будут заниматься музыканты?
БГ: Едет часть группы.
В: А у вас есть, как я понимаю, глубокий интерес и знания в области восточной философии, религии... А у вас в группе есть что-то общее по этому вопросу или вы едете просто как туристы?
БГ, оглядываясь: В конце концов, у нас есть по этому поводу согласие?
Шар: У нас согласие абсолютное, не вызывающее никаких сомнений. У нас. И оно не должно вызывать сомнений и у вас. Правильно ответил?
БГ: Правильно.
В: Ситар записывать будете?
БГ: Ситар у нас есть свой, за этим в Индию ехать не надо.

В: Почему при издании Антологии были использованы старые обложки, которые когда-то были на бобинах... А вот когда Триарием издавались все эти альбомы, то там были новые обложки, о которых Вы говорили, что они соответствуют Вашему видению, новому времени... Почему теперь - не так?
БГ: Потому что мы хотели, чтобы при издании Антологии все было так, как мы задумывали, когда мы это делали. И для этого восстанавливаются оригинальные фонограммы, оригинальные обложки, фотографии тех времен всякие... Мы хотим правдиво воспроизвести историю.
В: То есть старые обложки - посильнее будут, больше временем проверены?
БГ: Нет, не в этом дело - просто они соответствуют оригинальному замыслу.

В: При презентации "Сестры Хаос" говорилось, что в альбом вошли песни, написанные только в 2001 году. Но ведь что-то же было и до этого - когда мы сможем услышать то, что было написано после "Пси" и до "Сестры Хаос"?
БГ: У нас на данной момент находится в работе больше 20 песен. Что из них мы будем выпускать, а что мы выпускать не будем - покажет только время.

В: После прослушивания песни "Немое Кино" я был удивлен тем лексиконом, который вы там использовали... Чем вызвано, что Вы в такое далекое место отправили джазменов, чем Вам джазмены не угодили, не говоря уже о рокерах... И почему мастер художественно слова Борис Гребенщиков начал использовать такой язык, который более свойственен "Ленинграду"??
БГ: Эта песня была написана в 1982 году в условиях довольно тяжелой травли. Поспешу напомнить, что празднование 10-летия Аквариума в Ленинграде было остановлено Комитетом Госбезопасности в середине концерта, а в Москве нам пришлось прятаться где-то в какой-то мастерской... Поэтому песня справедливо отражала то, что происходило тогда. Мы эту песню играем достаточно редко, только когда ситуация этого действительно требует.
В: Тем не менее, "10 лет" превратились в "30 лет" в последнем куплете... Ничего не изменилось, получается?
БГ. Я думаю, что изменилось очень мало. Не так много, как хотелось бы. (шепчется с Шаром)... Эта песня была специально написана для исполнения на джазовых фестивалях :-)))
В: А какие у вас впечатления от фестиваля в Брянске?
БГ: Прекрасные.
Шар: А какие были бананы!..
БГ: ...какие были бараны!..

В: На сайте я видел информацию о выпуске песни, записанной с Курехиным - что это за песня?
БГ: Песня называется "Отблеск тебя", сохранилась в единственном экземпляре, была найдена достаточно случайно. Это то, что мы записывали с Курехиным в 1991-92 году.

В: А не будут ли новые песни где-то выложены на сайте?
БГ: Новые песни будут представлены людям, когда они будут готовы. С нашей стороны выкладывать неготовые вещи было бы просто хамством.

В: В фильме "Рок" есть такая забавная картинка, когда Ваш сын Глеб кувыркается, все очень мило, а Вы говорите, что основной принцип воспитания Ваших детей - это невмешательство в их жизнь и всепозволение. Что сейчас делает Глеб, пошел ли по вашим стопам, довольны ли Вы своим принципом воспитания, не отошли ли от нее?
БГ: Нет, не отошел... Все наши дети учатся, и очень интересно наблюдать за тем, что с ними происходит.

В: В пресс-релизе было написано, что вы не репетируете, а сыгрываетесь непосредственно на концертах - что при вашей сыгранности звучит шокирующе... Вот ранний Аквариум действительно была группа такая вдохновенная, и где-то в записях могло быть слышно, что что-то не так, но это компенсировалось таким фанатизмом как бы... А вот нынешний состав - это больше профессионалы, наподобие The Band (сдавленное ржание интервьюируемых) или же у вас больше атмосфера такого чего-то...
БГ: Это комплимент, спасибо. Мы продолжаем репетировать на концертах.
Шар: ...несмотря на возраст.

В: Вот еще по поводу составов. Меня всегда интересовал вопрос - куда исчезают те, кто с Вами долгое время играет, работает, ездит на концерты... Сакмаров, Индеец, Щураков или там Ляпин...
БГ: Индеец строит нам звук в течение последних 14 лет... И Сакмаров, кстати, сегодня здесь и будет играть с нами.
В: А чем вызваны постоянные коренные обновления состава Аквариума, я имею в виду тех, кто выходит на сцену? В течение где-то последних 5 лет постоянно меняются лица.
БГ: Во-первых, у нас состав с прошлого века не обновлялся :-) А во-вторых, у меня такое ощущение всегда, что в Аквариуме всегда играют те люди, которым на данный момент интересно играть эту музыку. Когда у людей возникают какие-то свои планы, свои идеи, они могут уйти, потом могут прийти назад... Аквариум - это семья, и как в любой семье люди подбираются по принципу....
В: (перебивает) А кто решает, какую музыку надо играть?
БГ: Это витает в воздухе. (обращаясь к музыкантам) Кто решает - какую музыку?
Шар: Не, в воздухе, во воздухе :-) Флюиды!
В: А из воздуха кто-то вылавливает?
Шар: Конечно, флюиды вылавливаем сачками.
БГ: Мы - антенна. Мы передаем то, что должно быть сказано. А кто хочет быть частью антенны - тот ею и является.

В: Вы не могли бы рассказать по той четверке альбомов, которая выходит на следующей неделе (Дети Декабря, День Серебра, Равноденствие, Русский Альбом) - бонус-треки: по какому принципу выбирались, почему именно эти и легко ли их было достать?..
БГ: Мы подбираем бонус-треки исходя из того, что мы бы сами хотели слышать на пластинках любимых исполнителей. Поэтому мы стараемся подбирать в качестве бонусов либо какие-то редкости, либо вещи, которые точно иллюстрируют состояние, в котором находился Аквариум на тот момент. Скажем, там будет редкое исполнение песни "Козлы", одно из самых первых, самых вдохновенных :-)))
Шар: Это на каком альбоме?
БГ: Это на "Детях Декабря", по-моему :-))) На "Русском Альбоме" будут 2 или 3 вещи, к сожалению только концертные, которые мы тогда играли, но не смогли записать в студии, просто не успели.
В: А что чувствует человек, прослушавший 10-15 версий одной и той же своей песни?
БГ: Он чувствует себя слегка ненормальным :)

В: Вы знаете, наверное, что есть такая канадская корпорация IMAX, которая снимает фильмы на пленке 70 мм, а не 35. В последнее время они переводят в этот формат концерты ведущих мировых исполнителей. Сейчас появился фильм о Rolling Stones. В разных странах компания предлагает самым престижным музыкантам сделать фильм, чтобы зрители ходили и смотрели концерты на гигантском экране размером с 7-этажный дом. Что бы вы сказали, если б Амекс предложила это вам?
БГ: Мы бы отказывались до последнего.
В: Почему?
БГ: Потому что та картина, которую люди видят, слушая нашу музыку и просто закрывая глаза - гораздо сильнее. Аквариум - это внутреннее кино!
Шар: Да и что с ними будет, если на таком экране нас увидят? :-)))
БГ: Ой, мало не будет :-)

В: Было когда-то сказано, что название группы Аквариум имеет астрологическое происхождение - не могли бы вы развить эту тему?
БГ: Астрологи и каббалисты нас просили этого делать. Это может оказать серьезное влияние на дальнейшее развитие человечества...
Шар: Это повлияет на генофонд Земли :-))
БГ: Это вообще очень опасная тема :-) Название есть - и слава богу :-)

В: Как Вы думаете - в этой стране имеет ли музыка хип-хоп или рэп в чистом виде, именно В России?..
БГ: Безусловно имеет :-) Но когда этим будут заниматься не коммерческие люди, а люди, искренне желающие сказать что-то, что сказать в иных терминах невозможно. По-моему, теперешняя обстановка в стране требует хип-хопа, рэпа, три-хопа и всего остального, потому что есть вещи, которых в других формах, в других ритмах просто не сказать.

В: Вы известны как человек, который одним из первых совершил, скажем так, прорыв нашей музыки на Запад. Как Вы относитесь к тому, что сейчас вершины западных хит-парадов штурмует совсем иная наша музыка, как например, группа "ППК" или "Тату"?
БГ: А Вы уверены, что понятие "хит-парад" в его современном виде заслуживает обсуждения в цивилизованном обществе?

В: Скажите, Борис Борисович, зачем Вам нужна эта пресс-конференция?
Шар: Просто не в бровь, а в глаз.. Чего скажем, Борь? Мы... общаемся с Вами, это так здорово, столько нового о себе узнаем...
БГ: Вот есть вода, можно попить... покурить... Мы расслабляемся перед концертом :-)

В: Раз уж мы заговорили о хип-хопе, как Вы относитесь к Eminem?
БГ: Ну, в Аквариуме это просто артист номер 1...
Шар: Культовый человек! Да мы его слушаем просто... ну чаще любых других!
БГ: Да. Задом наперед.
Суротдинов: Это такой.... белый, да?
БГ: Да. Правда, к Everlast мы тоже хорошо относимся ...
Шар: ...и даже ходим на концерты...
БГ: После этого уже спрашивать нечего? :-)

В: Вы действительно начали снова работать с группой DeadУшки?
БГ: Фирма FeeLee собиралась переиздавать наш альбом с DeadУшками, и мы решили, что с нашей стороны было бы честно добавить туда какие-то бонусы, чтобы это переиздание имело смысл. И мы записали еще две вещи с ними - "Время Луны" и "Вызываю Капитана Африка", и сейчас они с ними работают.

В: В смутное девяностое время Вы сотрудничали с Триарием, а теперь, когда более-менее все устаканилось, вы с ними расстались. Можете Вы сказать, по чьей инициативе это произошло, почему? и вообще что-то сказать им на прощание?
БГ: Дело в том, что Триарий - то есть люди, работающие в Триарии - начали заниматься совершенно другими вещами... они занимаются компьютерами... Поэтому мы вполне дружелюбно расстались, чтобы они занимались своими делами, а мы занимаемся своими.
В: Дружелюбно - это как?
БГ: Ну, у меня с Мнацакановым сохранились самые теплые отношения. У нас распрей с ним никогда не было, можете спросить у него.

В: Обычно, когда приходишь на концерт группы, которой 20-30 лет особенно, то всегда знаешь, что услышишь какую-то песню - скажем, у Deep Purple это "Smoke on the water", Машина времени - без "Поворота" просто не уйдет. А вот у вас почему-то таких песен нет, почему?
БГ: Ну, мы пытаемся разучить песню "Поворот", но там аккордов слишком много. "Smoke on the water" тоже пытаемся...
Шар: ...но там слова трудные (общий хохот)
БГ: Да, там слова трудно запомнить.

В: Вот я первый раз попал на ваш концерт в 92 году в Пятигорске - и сейчас ну ни одной песни не звучит с того времени. Как вообще происходит подбор песен к концерту - помимо новых песен, какие старые выбираются?
БГ: Мы приходим в зал, ощущаем атмосферу зала - и начинаем думать, что мы сегодня будем играть, в каком порядке и чем мы будем удивлять себя и других. Например, вчера, перед концертом в Рязани пришлось написать новую песню.

В: А Ваши отношения с Сестрой Хаос заканчиваются в этом месяце? Или может быть, будут еще какие-то видеопроекты?.. Были какие-то разговоры с некими прибалтийскими режиссерами... или это заглохло?
БГ: Наши отношения с Сестрой Хаос перерастают в более близкие, она практически становится членом Аквариума. Даже новая песня, которая нами написана, называется "Сестра Хаос" - вчера написанная.
В: Неужели она войдет в следующий альбом? Или бонусом в следующей Антологии?
БГ: Нет! У нас теперь новый принцип - мы песни пишем, но записывать их не будем :-)
Шар: Пусть на концертах слушают.
БГ: По крайней мере, некоторые. А некоторые даже и играть не будем.
Шар: Да, пусть просто знают.
БГ: Это очень концептуально.
В: А что насчет видео на песни?
БГ: Следующий год объявлен годом Розы. И поскольку это будет год Розы, то Аквариум совершит непривычную для себя вещь, и будет много изображений.

В: Как долго Вас уговаривали сыграть Льва Толстого, и как Вам удалось создать его образ?
БГ: В течение полугода я, как все уже знают, старательно готовился и выучил наизусть рассказ "Два гусара"... нет, "Войну и мир" нет, там слишком много слов, и потом там начало на иностранном языке :-) Это вообще неприлично, я считаю, что русский писатель не должен так поступать.
В: А как Вы в образ-то входили?
(общее сдавленное ржание)
Шар: Боюсь, что мне придется все рассказать :-)
БГ: Дело в том, что группа меня тренировала в течение нескольких месяцев... Андрей был Чеховым, Шар был Буниным, Володя был Досто... Тютчевым, да, а Достоевским был Алик :-) И мы работали над собой :-)

В: А правда, что почти все альбомы Аквариума, когда вы едете на гастроли в США, переводятся на английский язык, переиздаются даже?.. и если да, то ожидает ли песни из альбома "Сестра Хаос" такая же судьба?
БГ: Как правило, все песни не то что переводятся, но и исполняются ведущими артистами этой страны... Мы используем самых популярных артистов, которые сейчас есть, и они исполняют наши песни. Но часто при этом неузнаваемо меняются музыка и слова :-))

В: Вот альбом "Пси" имел ярковыраженные японские корни, "Сестра Хаос" - родом с Ямайки?
БГ: Нет, нет. Она из... параллельной Вселенной.
Шар: 15 или 16-е кольца Сатурна. Она оттуда к нам явилась, мы с ней пообщались и ...
БГ: ...переехали :-) Нуу, если Вам кажется, что "Сестра Хаос" - это в основном реггей, то нам придется поменять свои представления о реггей...
Шар: Да, мы сделали большой шаг вперед, развили всеми любимый стиль до неузнаваемости.
БГ: И это приятно, что реггей теперь такой разноплановый :-) ... Ну, неужели у вас и после этого есть вопросы?

В: А почему на концертах сейчас исполняются все песни с альбома "Сестра Хаос", кроме "Слишком много любви"?
Шар: Ну не знаю, я сам предлагал тебе ее попеть... несколько месяцев назад... а ты отказался.
БГ: Да? А я забыл... Мы забыли!!! Забыли просто.
В: Так, может, сегодня сыграете?
Кудрявцев: А теперь и песню забыли :-))
Шар: Слова не вспомним, так мало осталось до концерта, три часа всего... Не успеем просто.
БГ: И музыку... Что ж вы раньше не сказали?..
Шар: Мы не знали, что это любимая песня молодежи :-)
Суротдинов: Да мы и альбом не слушали...

В: Хотелось бы узнать отношение группы Аквариум к легким наркотикам и к легализации этого в России?
(общий шепот)
БГ: Резонный вопрос - что такое наркотики?
В: Марихуана.
БГ: А. Группа Аквариум придерживается по этому поводу одного мнения - если Сыну Неба будет угодно легализовать - значит, придется курить.
В: Тем не менее, группа Аквариум - смирилась с этим моментом? Она опередила мнение..?
БГ: Мы целиком поддерживаем Сына Неба.

В: Как часто у вас происходит изменение отношения к музыке? Сейчас время меняется, и соответственно, должно меняться отношение к музыке у вас?
БГ: Как у нас меняется отношение к музыке?
Суротдинов: Не, не меняется совершенно.
В: Что для вас музыка сейчас?
БГ: Любые разговоры о музыке с нашей стороны бессмысленны, потому что о музыке не надо говорить, ее надо воспринимать, надо позволять ей менять себя. Музыка совершенно невербальная вещь, и все сказанное о ней все равно "мимо денег".
В: Почему же вы продолжаете петь, а не просто играть музыку?
БГ: Потому что тексты песен - это не есть произнесенные слова, это скорее ближе к процессу пения мантр, где важен звук.

В: Если уж мы заговорили о мантрах... в чем суть дзен?
БГ: ...

В: В пресс-релизе сказано, что ваше путешествие займет неопределенное время... А в контракте с Союзом у вас так и сказано - неопределенный срок, без указания даты выхода следующего альбома? Ведь Союз достаточно жестко старается работать с артистами и четко оговаривает сроки.
БГ: В этом смысле, по счастью, с Союзом у нас полное взаимопонимание. Пока сено для осла не кончится, будем путешествовать. А пока яблоко не созреет - его сложно кушать....

В: А концерт в Питере в декабре? Там будут уже новые песни?
БГ: Да, 21-го. Ну, это просто перед Новым Годом, чтобы оттянуться. Нет, новых песен не будет, пока они не будут целиком готовы. А Сестра Хаос будет, скорее всего, ну посмотрим.

В: Сейчас в моде культура ремиксов - а вы ни разу никому давали никому вторгаться в свое творчество... Вы не доверяете ди-джеям?
БГ: Нет, почему, мы бы с удовольствием, но как-то никто толком ничего не предлагал или до дела не доходило. Нет, если Tricky предложит - мы ему с удовольствием отдадим :-)

В: Летом вы записали интересный диск "Переправа" на SoLyd Records. Вас чем-то не устраивает Союз?
БГ: SoLyd издает некоммерческую музыку, а Союз... издает то, что нужно всем, а SoLyd - то, что нужно только узким специалистам :-) А "Переправа" была записана в Нью-Йорке, издана в Нью-Йорке, а SoLyd просто имеет права на эту продукцию. Beck делает то же самое - одна фирма издает одно, другая - другое... Это записано с моими очень старыми друзьями, Габриэлла Ротт и сотрудничающие с ней хорошие музыканты. Но это такие одноразовые акции...

В: Как вы относитесь к тому, что какая-нибудь молодая группа перепоет ваши песни?
БГ: Если кто-то другой исполняет наши песни - честь им и хвала, пожалуйста, сколько угодно, а что? По-моему, если наши песни кому-то нравятся, то это уже приятно. А разрешения спрашивать не надо, мы-то сами играем любые песни и ни у кого не спрашиваем... Смотря как сыграют, конечно.
Шар: Если плохо, то мы просто вырезаем группу сразу. Они просто боятся, мы сразу предупреждаем - если сыграете плохо, то мы просто вызовем спецназ и вырежем на фиг. И им приходится или делать хорошо, или сразу отказываться и говорить: не, ребята, все хорошо, мы удовлетворены вашим ответом, до свиданья.

В: Вот вы записали альбом кавер-версий Вертинского, Окуджавы, а нет ли планов записать так кого-то еще, одного автора?
БГ: Планов очень много, на самом деле. Но дело в том, что физически не хватает времени. Поэтому приходится ограничиваться тем, что мы успеваем. Вот если у нас будет неограниченное время, то тогда мы много чего запишем... У нас планов огромное количество.

В: А правда, что на запись "Песен Вертинского" вас подвиг человек, который профинансировал все это, якобы он вам пообещал за запись - хорошую машину?
БГ: Нет, все было проще. Ко мне пришел менеджер Курехина и сказал - почему ты Вертинского не записываешь? Я сказал - меня все просят, но как-то я не хочу. Мне нравится их петь, но пока я не очень хочу их записывать. Тогда он отдал мне свою машину. Я записал песни, и получил огромное удовольствие - и от Вертинского, и от машины.

В: Московский блюзмен номер один, как он себя называет, Дмитрий Дибров выпустил первый альбом с песнями "Зоопарка". Ходят слухи, что второй альбом будет с вашими песнями. Как вы к этому отнесетесь.
Шар: Какой он плодовитый, а?
БГ: Я Диму очень люблю :-)

В: Говорят, что вы собираетесь уехать в Индию или снова на Тибет. Скажите, когда вы живете там в монастыре (если живете), делаются ли для вас какие-то послабления: разрешается ли вам, например, играть, сочинять музыку, или вы соблюдаете все уставы местной монашеской жизни?
БГ: Боюсь, что ни один монастырь меня не примет. Поэтому у нас с ними очень теплые сердечные отношения, у нас свой устав, у них свой, и в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Поэтому я живу рядом с монастырем, через дорогу.




Вернуться к другим документам

Вернуться к другим интервью

Для писем