В: В фильме
"Рок" есть такая забавная картинка, когда
Ваш сын Глеб кувыркается, все очень мило, а Вы
говорите, что основной принцип воспитания Ваших
детей - это невмешательство в их жизнь и
всепозволение. Что сейчас делает Глеб, пошел ли
по вашим стопам, довольны ли Вы своим принципом
воспитания, не отошли ли от нее?
БГ: Нет, не
отошел... Все наши дети учатся, и очень интересно
наблюдать за тем, что с ними происходит. В: В пресс-релизе
было написано, что вы не репетируете, а
сыгрываетесь непосредственно на концертах - что
при вашей сыгранности звучит шокирующе... Вот
ранний Аквариум действительно была группа такая
вдохновенная, и где-то в записях могло быть
слышно, что что-то не так, но это компенсировалось
таким фанатизмом как бы... А вот нынешний состав -
это больше профессионалы, наподобие The Band (сдавленное
ржание интервьюируемых) или же у вас больше
атмосфера такого чего-то...
БГ: Это
комплимент, спасибо. Мы продолжаем репетировать
на концертах.
Шар: ...несмотря
на возраст.
В: Вот еще
по поводу составов. Меня всегда интересовал
вопрос - куда исчезают те, кто с Вами долгое время
играет, работает, ездит на концерты... Сакмаров,
Индеец, Щураков или там Ляпин...
БГ: Индеец
строит нам звук в течение последних 14 лет... И
Сакмаров, кстати, сегодня здесь и будет играть с
нами.
В: А чем вызваны
постоянные коренные обновления состава
Аквариума, я имею в виду тех, кто выходит на сцену?
В течение где-то последних 5 лет постоянно
меняются лица.
БГ: Во-первых, у
нас состав с прошлого века не обновлялся :-) А
во-вторых, у меня такое ощущение всегда, что в
Аквариуме всегда играют те люди, которым на
данный момент интересно играть эту музыку. Когда
у людей возникают какие-то свои планы, свои идеи,
они могут уйти, потом могут прийти назад...
Аквариум - это семья, и как в любой семье люди
подбираются по принципу....
В: (перебивает)
А кто решает, какую музыку надо играть?
БГ: Это витает в
воздухе. (обращаясь к музыкантам) Кто решает -
какую музыку?
Шар: Не, в
воздухе, во воздухе :-) Флюиды!
В: А из воздуха
кто-то вылавливает?
Шар: Конечно,
флюиды вылавливаем сачками.
БГ: Мы - антенна.
Мы передаем то, что должно быть сказано. А кто
хочет быть частью антенны - тот ею и является.
В: Вы не могли
бы рассказать по той четверке альбомов, которая
выходит на следующей неделе (Дети Декабря, День
Серебра, Равноденствие, Русский Альбом) -
бонус-треки: по какому принципу выбирались,
почему именно эти и легко ли их было достать?..
БГ: Мы подбираем
бонус-треки исходя из того, что мы бы сами хотели
слышать на пластинках любимых исполнителей.
Поэтому мы стараемся подбирать в качестве
бонусов либо какие-то редкости, либо вещи,
которые точно иллюстрируют состояние, в котором
находился Аквариум на тот момент. Скажем, там
будет редкое исполнение песни "Козлы", одно
из самых первых, самых вдохновенных :-)))
Шар: Это на
каком альбоме?
БГ: Это на
"Детях Декабря", по-моему :-))) На "Русском
Альбоме" будут 2 или 3 вещи, к сожалению только
концертные, которые мы тогда играли, но не смогли
записать в студии, просто не успели.
В: А что
чувствует человек, прослушавший 10-15 версий одной
и той же своей песни?
БГ: Он
чувствует себя слегка ненормальным :)
В: Вы
знаете, наверное, что есть такая канадская
корпорация IMAX, которая снимает фильмы на пленке 70
мм, а не 35. В последнее время они переводят в этот
формат концерты ведущих мировых исполнителей.
Сейчас появился фильм о Rolling Stones. В разных странах
компания предлагает самым престижным музыкантам
сделать фильм, чтобы зрители ходили и смотрели
концерты на гигантском экране размером с
7-этажный дом. Что бы вы сказали, если б Амекс
предложила это вам?
БГ: Мы бы
отказывались до последнего.
В: Почему?
БГ: Потому что
та картина, которую люди видят, слушая нашу
музыку и просто закрывая глаза - гораздо сильнее.
Аквариум - это внутреннее кино!
Шар: Да и что с
ними будет, если на таком экране нас увидят? :-)))
БГ: Ой, мало не
будет :-)
В: Было
когда-то сказано, что название группы Аквариум
имеет астрологическое происхождение - не могли
бы вы развить эту тему?
БГ: Астрологи и
каббалисты нас просили этого делать. Это может
оказать серьезное влияние на дальнейшее
развитие человечества...
Шар: Это
повлияет на генофонд Земли :-))
БГ: Это вообще
очень опасная тема :-) Название есть - и слава богу
:-)
В: Как Вы
думаете - в этой стране имеет ли музыка хип-хоп
или рэп в чистом виде, именно В России?..
БГ: Безусловно
имеет :-) Но когда этим будут заниматься не
коммерческие люди, а люди, искренне желающие
сказать что-то, что сказать в иных терминах
невозможно. По-моему, теперешняя обстановка в
стране требует хип-хопа, рэпа, три-хопа и всего
остального, потому что есть вещи, которых в
других формах, в других ритмах просто не сказать.
В: Вы
известны как человек, который одним из первых
совершил, скажем так, прорыв нашей музыки на
Запад. Как Вы относитесь к тому, что сейчас
вершины западных хит-парадов штурмует совсем
иная наша музыка, как например, группа "ППК"
или "Тату"?
БГ: А Вы уверены,
что понятие "хит-парад" в его современном
виде заслуживает обсуждения в цивилизованном
обществе?
В: Скажите,
Борис Борисович, зачем Вам нужна эта
пресс-конференция?
Шар: Просто не в
бровь, а в глаз.. Чего скажем, Борь? Мы... общаемся с
Вами, это так здорово, столько нового о себе
узнаем...
БГ: Вот есть
вода, можно попить... покурить... Мы расслабляемся
перед концертом :-)
В: Раз уж
мы заговорили о хип-хопе, как Вы относитесь к Eminem?
БГ: Ну, в
Аквариуме это просто артист номер 1...
Шар: Культовый
человек! Да мы его слушаем просто... ну чаще любых
других!
БГ: Да. Задом
наперед.
Суротдинов: Это
такой.... белый, да?
БГ: Да. Правда, к
Everlast мы тоже хорошо относимся ...
Шар: ...и даже
ходим на концерты...
БГ: После этого
уже спрашивать нечего? :-)
В: Вы
действительно начали снова работать с группой
DeadУшки?
БГ: Фирма FeeLee
собиралась переиздавать наш альбом с DeadУшками, и
мы решили, что с нашей стороны было бы честно
добавить туда какие-то бонусы, чтобы это
переиздание имело смысл. И мы записали еще две
вещи с ними - "Время Луны" и "Вызываю
Капитана Африка", и сейчас они с ними работают.
В: В
смутное девяностое время Вы сотрудничали с
Триарием, а теперь, когда более-менее все
устаканилось, вы с ними расстались. Можете Вы
сказать, по чьей инициативе это произошло,
почему? и вообще что-то сказать им на прощание?
БГ: Дело в том,
что Триарий - то есть люди, работающие в Триарии -
начали заниматься совершенно другими вещами...
они занимаются компьютерами... Поэтому мы вполне
дружелюбно расстались, чтобы они занимались
своими делами, а мы занимаемся своими.
В: Дружелюбно -
это как?
БГ: Ну, у меня с
Мнацакановым сохранились самые теплые
отношения. У нас распрей с ним никогда не было,
можете спросить у него.
В: Обычно,
когда приходишь на концерт группы, которой 20-30
лет особенно, то всегда знаешь, что услышишь
какую-то песню - скажем, у Deep Purple это "Smoke on the
water", Машина времени - без "Поворота"
просто не уйдет. А вот у вас почему-то таких песен
нет, почему?
БГ: Ну, мы
пытаемся разучить песню "Поворот", но там
аккордов слишком много. "Smoke on the water" тоже
пытаемся...
Шар: ...но там
слова трудные (общий хохот)
БГ: Да, там слова
трудно запомнить.
В: Вот я
первый раз попал на ваш концерт в 92 году в
Пятигорске - и сейчас ну ни одной песни не звучит
с того времени. Как вообще происходит подбор
песен к концерту - помимо новых песен, какие
старые выбираются?
БГ: Мы приходим
в зал, ощущаем атмосферу зала - и начинаем думать,
что мы сегодня будем играть, в каком порядке и чем
мы будем удивлять себя и других. Например, вчера,
перед концертом в Рязани пришлось написать новую
песню.
В: А Ваши
отношения с Сестрой Хаос заканчиваются в этом
месяце? Или может быть, будут еще какие-то
видеопроекты?.. Были какие-то разговоры с некими
прибалтийскими режиссерами... или это заглохло?
БГ: Наши
отношения с Сестрой Хаос перерастают в более
близкие, она практически становится членом
Аквариума. Даже новая песня, которая нами
написана, называется "Сестра Хаос" - вчера
написанная.
В: Неужели она
войдет в следующий альбом? Или бонусом в
следующей Антологии?
БГ: Нет! У нас
теперь новый принцип - мы песни пишем, но
записывать их не будем :-)
Шар: Пусть на
концертах слушают.
БГ: По крайней
мере, некоторые. А некоторые даже и играть не
будем.
Шар: Да, пусть
просто знают.
БГ: Это очень
концептуально.
В: А что насчет
видео на песни?
БГ: Следующий
год объявлен годом Розы. И поскольку это будет
год Розы, то Аквариум совершит непривычную для
себя вещь, и будет много изображений.
В: Как долго
Вас уговаривали сыграть Льва Толстого, и как Вам
удалось создать его образ?
БГ: В течение
полугода я, как все уже знают, старательно
готовился и выучил наизусть рассказ "Два
гусара"... нет, "Войну и мир" нет, там
слишком много слов, и потом там начало на
иностранном языке :-) Это вообще неприлично, я
считаю, что русский писатель не должен так
поступать.
В: А как Вы в
образ-то входили?
(общее сдавленное ржание)
Шар: Боюсь, что
мне придется все рассказать :-)
БГ: Дело в том,
что группа меня тренировала в течение нескольких
месяцев... Андрей был Чеховым, Шар был Буниным,
Володя был Досто... Тютчевым, да, а Достоевским был
Алик :-) И мы работали над собой :-)
В: А правда,
что почти все альбомы Аквариума, когда вы едете
на гастроли в США, переводятся на английский
язык, переиздаются даже?.. и если да, то ожидает ли
песни из альбома "Сестра Хаос" такая же
судьба?
БГ: Как правило,
все песни не то что переводятся, но и исполняются
ведущими артистами этой страны... Мы используем
самых популярных артистов, которые сейчас есть, и
они исполняют наши песни. Но часто при этом
неузнаваемо меняются музыка и слова :-))
В: Вот альбом
"Пси" имел ярковыраженные японские корни,
"Сестра Хаос" - родом с Ямайки?
БГ: Нет, нет. Она
из... параллельной Вселенной.
Шар: 15 или 16-е
кольца Сатурна. Она оттуда к нам явилась, мы с ней
пообщались и ...
БГ: ...переехали
:-) Нуу, если Вам кажется, что "Сестра Хаос" -
это в основном реггей, то нам придется поменять
свои представления о реггей...
Шар: Да, мы
сделали большой шаг вперед, развили всеми
любимый стиль до неузнаваемости.
БГ: И это
приятно, что реггей теперь такой разноплановый :-)
... Ну, неужели у вас и после этого есть вопросы?
В: А почему на
концертах сейчас исполняются все песни с альбома
"Сестра Хаос", кроме "Слишком много
любви"?
Шар: Ну не знаю,
я сам предлагал тебе ее попеть... несколько
месяцев назад... а ты отказался.
БГ: Да? А я
забыл... Мы забыли!!! Забыли просто.
В: Так, может,
сегодня сыграете?
Кудрявцев: А
теперь и песню забыли :-))
Шар: Слова не
вспомним, так мало осталось до концерта, три часа
всего... Не успеем просто.
БГ: И музыку...
Что ж вы раньше не сказали?..
Шар: Мы не знали,
что это любимая песня молодежи :-)
Суротдинов: Да
мы и альбом не слушали...
В: Хотелось бы узнать отношение группы Аквариум
к легким наркотикам и к легализации этого в
России?
(общий шепот)
БГ: Резонный
вопрос - что такое наркотики?
В: Марихуана.
БГ: А. Группа
Аквариум придерживается по этому поводу одного
мнения - если Сыну Неба будет угодно легализовать
- значит, придется курить.
В: Тем не менее,
группа Аквариум - смирилась с этим моментом? Она
опередила мнение..?
БГ: Мы целиком
поддерживаем Сына Неба.
В: Как часто у
вас происходит изменение отношения к музыке?
Сейчас время меняется, и соответственно, должно
меняться отношение к музыке у вас?
БГ: Как у нас
меняется отношение к музыке?
Суротдинов: Не, не меняется совершенно.
В: Что для вас
музыка сейчас?
БГ: Любые
разговоры о музыке с нашей стороны бессмысленны,
потому что о музыке не надо говорить, ее надо
воспринимать, надо позволять ей менять себя.
Музыка совершенно невербальная вещь, и все
сказанное о ней все равно "мимо денег".
В: Почему же вы
продолжаете петь, а не просто играть музыку?
БГ: Потому что
тексты песен - это не есть произнесенные слова,
это скорее ближе к процессу пения мантр, где
важен звук.
В: Если уж мы
заговорили о мантрах... в чем суть дзен?
БГ: ...
В: В
пресс-релизе сказано, что ваше путешествие
займет неопределенное время... А в контракте с
Союзом у вас так и сказано - неопределенный срок,
без указания даты выхода следующего альбома?
Ведь Союз достаточно жестко старается работать с
артистами и четко оговаривает сроки.
БГ: В этом
смысле, по счастью, с Союзом у нас полное
взаимопонимание. Пока сено для осла не кончится,
будем путешествовать. А пока яблоко не созреет -
его сложно кушать....
В: А концерт в
Питере в декабре? Там будут уже новые песни?
БГ: Да, 21-го. Ну,
это просто перед Новым Годом, чтобы оттянуться.
Нет, новых песен не будет, пока они не будут
целиком готовы. А Сестра Хаос будет, скорее всего,
ну посмотрим.
В: Сейчас в
моде культура ремиксов - а вы ни разу никому
давали никому вторгаться в свое творчество... Вы
не доверяете ди-джеям?
БГ: Нет, почему,
мы бы с удовольствием, но как-то никто толком
ничего не предлагал или до дела не доходило. Нет,
если Tricky предложит - мы ему с удовольствием
отдадим :-)
В: Летом вы
записали интересный диск "Переправа" на SoLyd
Records. Вас чем-то не устраивает Союз?
БГ: SoLyd издает
некоммерческую музыку, а Союз... издает то, что
нужно всем, а SoLyd - то, что нужно только узким
специалистам :-) А "Переправа" была записана
в Нью-Йорке, издана в Нью-Йорке, а SoLyd просто имеет
права на эту продукцию. Beck делает то же самое -
одна фирма издает одно, другая - другое... Это
записано с моими очень старыми друзьями,
Габриэлла Ротт и сотрудничающие с ней хорошие
музыканты. Но это такие одноразовые акции...
В: Как вы
относитесь к тому, что какая-нибудь молодая
группа перепоет ваши песни?
БГ: Если кто-то
другой исполняет наши песни - честь им и хвала,
пожалуйста, сколько угодно, а что? По-моему, если
наши песни кому-то нравятся, то это уже приятно. А
разрешения спрашивать не надо, мы-то сами играем
любые песни и ни у кого не спрашиваем... Смотря как
сыграют, конечно.
Шар: Если плохо,
то мы просто вырезаем группу сразу. Они просто
боятся, мы сразу предупреждаем - если сыграете
плохо, то мы просто вызовем спецназ и вырежем на
фиг. И им приходится или делать хорошо, или сразу
отказываться и говорить: не, ребята, все хорошо,
мы удовлетворены вашим ответом, до свиданья.
В: Вот вы
записали альбом кавер-версий Вертинского,
Окуджавы, а нет ли планов записать так кого-то
еще, одного автора?
БГ: Планов очень
много, на самом деле. Но дело в том, что физически
не хватает времени. Поэтому приходится
ограничиваться тем, что мы успеваем. Вот если у
нас будет неограниченное время, то тогда мы много
чего запишем... У нас планов огромное количество.
В: А правда,
что на запись "Песен Вертинского" вас подвиг
человек, который профинансировал все это, якобы
он вам пообещал за запись - хорошую машину?
БГ: Нет, все было
проще. Ко мне пришел менеджер Курехина и сказал -
почему ты Вертинского не записываешь? Я сказал -
меня все просят, но как-то я не хочу. Мне нравится
их петь, но пока я не очень хочу их записывать.
Тогда он отдал мне свою машину. Я записал песни, и
получил огромное удовольствие - и от Вертинского,
и от машины.
В: Московский
блюзмен номер один, как он себя называет, Дмитрий
Дибров выпустил первый альбом с песнями
"Зоопарка". Ходят слухи, что второй альбом
будет с вашими песнями. Как вы к этому отнесетесь.
Шар: Какой он
плодовитый, а?
БГ: Я Диму очень
люблю :-)
В: Говорят, что
вы собираетесь уехать в Индию или снова на Тибет.
Скажите, когда вы живете там в монастыре (если
живете), делаются ли для вас какие-то послабления:
разрешается ли вам, например, играть, сочинять
музыку, или вы соблюдаете все уставы местной
монашеской жизни?
БГ: Боюсь, что ни
один монастырь меня не примет. Поэтому у нас с
ними очень теплые сердечные отношения, у нас свой
устав, у них свой, и в чужой монастырь со своим
уставом не ходят. Поэтому я живу рядом с
монастырем, через дорогу.
|