К А П И Т А Н


---

    9 июля 1996 года в 4 часа утра в возрасте 42 года от редкой болезни - саркому сердца - скончался лучший музыкант современной музыки Сергей Курехин. Болезнь уложила его на больничную койку незадолго до объявленного концерта, и многие до конца не верили в трагическую развязку - казалось, что стоит Курехину улыбнуться и все болезни отступят сами собой. А он два месяца умирал.

    Можно не говорить о значении Курехина - достаточно послушать его пластинки, вспомнить концерты, посмотреть фильмы с его участием. Но уже никогда не встретить его в "Сайгоне", на Невском, остановиться и поболтать - посмеяться над глупостью официоза, над ханжеством обывателя. Вместе с Курехиным ушла целая эпоха.

    Место, которое он занимал, так и осталось свободным. У него были эпигоны, но не осталось учеников. Сергей был связующим звеном между поколением лидеров и поколением молодых, свойственный только ему подход к музыке как к явлению, несущему нечто новое и свежее. Он не был только музыкантом, он был идеологом перманентного развития: бросал то, что заплесневало, наскучивало, с головой окунаясь в новые проекты.

    Еще в семидесятых Курехин принимал участие в группе БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ, и тогда познакомился с АКВАРИУМОМ. Уже признанный джазовый музыкант, он заставил АКВАРИУМ мыслить другими музыкальными категориями, и его участие в записи альбомов "Треугольник", "Табу", "Радио Африка", "Дети Декабря" во многом определило развитие всей отечественной рок-музыки. Ему интересно было все - и он переигрывал на многих рок-альбомах, записанных в восьмидесятых. Создав ПОП-МЕХАНИКУ, Сергей затащил в нее всех музыкантов того времени, перемешав рок-клуб с военным оркестром, сценическое шоу с симфонической музыкой.

    Его фантазия не знала границ, она боролась с разного рода табу. Можно много говорить о том, что так и не сделал Курехин, хотя мог, о том, что он сделал не так, как всем хотелось бы. Но его творчество и не было ориентировано на всех. ПОП-МЕХАНИКА не только органично вошла в нашу культуру, но в какой-то степени в определенный момент поглотила самобытность отечественного рока. И сила личности Курехина сейчас присутствует не только на пластинках, на видео, в кино, он продолжает незримо патронировать идеологию современной музыки. Как раньше всегда существовала оглядка: а что на это скажет Курехин?

     



(c) Валерий Потапов, фото.

На снимках: Сергей Курехин, Италия, 1987 г.


Вернуться в меню | Следующая статья