Иоганн Себастьян Бах,
27 мая 2007
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Пришло время поговорить о гении из гениев.
Well-Tempered
Clavier (4)
Иоганна
Себастьяна Баха принято считать "величайшим композитором в истории западной
музыки". В его творчестве сочетались все европейские школы, при этом его
спутать ни с кем нельзя. Его музыка прекрасна и при этом математически точна
- из за этого многие называют его творчество "одной из вершин западной
цивилизации, наравне с Шекспиром и Ньютоном".
Гете
говорил, что музыка Баха - это "вечная гармония, разговаривающая сама с
собой". Гегель называл Баха -"великий гений". А ученый Льюис Томас предлагал
транслировать музыку Баха в открытый космос, как "лучшее достижение
человечества".
Toccata
D min (A.Isoir - organ)
Предмет всех
этих восторгов - Иоганн Себастиан Бах -родился в 1685 году в маленьком
городочке Эйзенах в Тюрингии.
Отец его был известным в городе музыкантом, мать тоже была из музыкальной
семьи. Семья Бахов была одной из семей, поставлявших Германии музыкантов;
собственно, больше, чем просто семья - Бахи были чем-то вроде гильдии.
Документы того времени показывают, что в некоторых кругах фамилия Бах была
синонимом слова "Музыкант".
Все
братья отца были либо церковными органистами, либо придворными музыкантами,
либо композиторами. Отец научил его играть на скрипке и клавесине;
знаменитый дядя Иоганн Кристоф - на органе.
Иоганн
Себастьян оказался хорошим учеником.
Oboe
Concerto G min (BWM 1056) - Largo
Когда
Иоганну Себастьяну было всего 9 лет, его отец и мать умерли; он остался
сиротой и переехал к старшему брату, еще одному Иоганну Кристофу, в город
Ордруф, где тот был церковным органистом. Себастьян наблюдал построение
большого органа, а его брат (бывший когда-то учеником великого Пахельбеля)
поощрял его композиторские способности, позволяя переписывать некоторые из
нотных манускриптов своей коллекции.
Некоторые,
но не все - однажды брат поймал Иоганна Себастьяна за копированием нот,
которые ему не было позволено копировать и которые Себастьян шесть месяцев
тайком переписывал по ночам при свете Луны. Брат сурово его наказал и
конфисковал переписанное.
Когда
брат не смог его больше кормить, Иоганн вместе со школьным другом Георгом
Эрдманом переехал в Люнебург, где по старинному правилу дети бедных
родителей могли посещать латинскую школу и платить за это пением в церковном
хоре. К концу двухлетнего пребывания в Люнебурге Баха считали виртуозом игры
на органе.
Organ
Concerto (after Vivaldi) G-moll. #1. Allegro
В
18 лет Бах был назначен органистом церкви Neue Kirche в городе Арнштадте;
там был только что построен новый орган, и Иоганну Себастьяну пришлось долго
ждать, когда он вступит в строй. Пока орган строился, он работал скрипачом в
соседнем Веймаре, при дворе Иоганна Эрнста, младшего брата герцога
Веймарского.
В
1705 году он договорился о четырех неделях отпуска и отшагал 200 миль до
Любека, чтобы познакомиться с музыкой великого органиста Букстехюде.
Вернулся Бах, однако, только через полгода, полный новых идей и опробовал
свою новую органную технику на прихожанах, чем сильно смутил
неподготовленную аудиторию "своими приводящими в смятение вариациями и
ненужными украшениями, которые уничтожают мелодию и смущают молящихся".
Церковный
совет вменил ему в вину "странные звуки", но по молодости лет простил, как
прощал и походы в винный погреб во время службы, и неизвестную девушку на
органном чердаке - однако исправляться Бах вовсе не собирался. Конфликт с
начальством был неизбежен. Бах начал искать себе новое место.
Concerto
For Harpsichord C min (BWV 1062)
Год
он прослужил органистом в соседнем Мюльхаузене, а в 1708 году герцог
Веймарский предложил ему пост в своем камерном оркестре.
Веймар
был всего в 40 милях от Мюльхаузена, но переезд туда был большим шагом вверх
- как финансово, так и профессионально. Герцог Заксен-Веймар был одним из
культурнейших людей своего времени. Начал Бах как скрипач, но через
несколько лет стал директором оркестра из 22 инструментов. Помимо этого, он
был и придворным органистом.
К
этому времени Бах уже стал известен, как один из лучших органистов Германии.
Однажды была даже организована встреча Баха с заезжим французским органистом
Луи Маршаном, одним из лучших в Европе - но в назначенный день Маршан не
явился - француз решил не рисковать потерей лица и на полной скорости уехал
домой.
Да
и как композитор, Бах был в такой чести, что люди шли на крайности, чтобы
заполучить его творение. Как-то раз он заехал в соседний городок Халле. А
надо сказать, что тамошний пастор Иохан Михаел Хейнекиус давно и тщетно
выпрашивал у него кантату для своей церкви - и, заполучив композитора,
попросту запер его в комнате лучшего местного отеля, и обильно снабжал
табаком, едой и спиртным, пока кантата не была окончена.
Violin
Concerto #2 - Allegro Assai
Но
к 1717
году политическая обстановка в Веймаре накалилась и перестала располагать к
музыке. В это время Иоганну Себастиану предложили пост капельмейстера в
соседнем герцогстве Анхальт-Кетене. Но когда Бах подал прошение об
увольнении, герцог так разгневался, что посадил композитора в тюрьму;
впрочем, через месяц Бах был неохотно отпущен на свободу. Характерно, что
месяц тюрьмы Бах использовал, написав цикл органных хоральных прелюдий.
Goldberg
Variation #4
Он
перебрался в Анхальт-Кетен, и шесть лет, проведенные там, можно считать
лучшим периодом жизни Баха. Тамошний принц Леопольд сам был прекрасным
клавесинистом, скрипачом и гамбистом и был в курсе современных течений в
музыке. Он хотел поднять престиж немецкой музыки и набирал свой придворный
оркестр из лучших музыкантов Германии (на что и тратил все деньги своего
края).
Отношения
с Бахом у него были весьма дружескими. А поскольку принц Леопольд был
кальвинистом и противником пышной лютеранской литургии, церковной музыкой
Бах там не занимался - однако для светской музыки был простор.
Именно
в Кетене Иоганн Себастьян написал большую часть своих оркестровых
произведений.
Однако,
через четыре года райской жизни в Кетене принц Леопольд женился - и его жене
музыкальная активность мужа пришлась не по нраву. Ну, не любила девушка
музыку, и все тут.
С
сожалением Бах (который когда-то писал другу, что "с радостью бы остался в
Кетене до конца жизни") начал подыскивать новое место службы.
Именно
в этот период он написал свои знаменитые "Бранденбургские Концерты" в
надежде получить место в Берлине. Однако что-то не сложилось, маркграф
Бранденбуржский был занят другими делами и на концерты внимания не обратил -
а подрастающим сыновьям Баха было нужно хорошее образование, чего в Кетене
было не найти. И Иоганн Себастьян принял приглашение стать кантором - то
есть учителем - Томасшуле в Лейпциге.
Orchestral
Suite #2 BWV 1067 - Sarabande
Лейпциг
- не в пример Кетену - был по тем временам крупным европейским городом со
знаменитым университетом и буйной общественной жизнью. Но после Кетена
служба в Томасшуле была не сахаром. Чиновники относились к Баху неважно,
ученики - как им и положено - отлынивали от учебы, обязанностей было по
горло, а платили немного. Помимо проподавания, Бах должен был писать музыку
для четырех церквей Ляйпцига и подрабатывал тем, что играл на похоронах и
свадьбах.
Однако,
его репутация как композитора, музыканта, учителя и мастера органных дел все
росла. Через несколько лет он стал директором престижного музыкального
колледжа Collegium Musicum и придворным композитором Дрезденского двора.
В
Лейпциге Бах, в основном, вернулся к церковной музыке.
Там
он осуществил свой давний замысел - написать полный набор кантат, по одной
на каждое воскресение литургического года - после чего кантаты уже почти
писал. Работа в Colleguim Musicum занимала все время - каждую неделю он
готовил новую программу, писал музыку, репетировал ее с учениками - и так
далее. И так - 27 лет, до самого конца жизни.
Three-Part
Invention #14 BWV800
Современники
свидетельствуют, что как человек, Бах был прост и крепок на голову.
Настолько прост, что про его жизнь, собственно, и не очень то и расскажешь.
Все, чем он был, осталось в его музыке.
А
был он трезвым профессионалом, писавшим музыку в порядке работы. Он издал
несколько своих сочинений, которыми особенно гордился, но по укладу того
времени он был вполне готов к тому, что большая часть его музыки будет
попросту выброшена.
Он
был женат два раза, у него было 20 детей - что даже в те многодетные времена
было рекордом - но поскольку медицина в те дни была не та, что теперь, до
зрелого возраста дожили только шестеро его детей; четыре сына стали
известными композиторами.
Ну,
что еще - он был одним из самых музыкально образованных людей своего
времени, великолепно знал всю существующую в Европе музыку, ноты читал, как
другие читают газеты; вдобавок у него был фантастический музыкальный слух -
он слышал фальшивую ноту даже в самых крупных ансамблях и никому никогда
даже не доверял настраивать свои музыкальные инструменты.
И
еще - в отличии от большинства композиторов, набожных только на словах, Бах
был истинно религиозным человеком, с огромной богословской библиотекой;
каждый его манускрипт начинается буквами JJ ("Иисус, помоги!") и
заканчивается буквами SDG ("Богу одному слава!"). Бах был убежден, что
музыка - это выражение Божественного. Или, как он сам говорил, "целью и
смыслом существования любой музыки должно быть Прославление Господа и отдых
ума".
Allemande
(A. Isoir)
В
последние годы своей жизни Бах становится все глубже и глубже, создав
высочайшие образцы музыкального искусства - такие как Месса си минор,
"Вариации Гольдберга" и "Музыкальное Подношение". Его последним великим
трудом была сумма всех его знаний в контрапункте и фуге; методы, которые он
совершенствовал всю свою жизнь и которые ни один композитор не смог
превзойти. Этот великий труд известен нам как "Искусство Фуги".
Умер
он, оставив после себя коллекцию музыкальных инструментов - и толком ничего
более. А дети его к творчеству отца относились как к ненужной старомодной
музыке; после смерти Баха его сын Карл Филипп Эммануэль попросту выбросил
печатные пластины "Искусства Фуги".
В
последние годы Бах был практически слепым, что, однако, не мешало ему
продолжать работу.
Утром
28 июля 1750 года он проснулся и обнаружил, что снова видит. Днем с ним
случился удар, а "вечером, без четверти девять на 65-м году жизни он отдал
свою благословенную душу своему Спасителю".
Suite #3 D maj - Gigue
Обычные
люди не видят особой разницы между Бахом и и всей остальной музыкой. Другое
дело - братья гении-композиторы.
Когда
Моцарт впервые увидел ноты Баха, он, пораженный, воскликнул: "Вот у этого
есть, чему поучиться", схватил ноты и читал их, забыв про все остальное.
Бетховен
называл Баха "Истинным Отцом Гармонии", а Шопен перед концертами, чтобы
придти в правильное состояние, запирался и часами играл его музыку.
Рихард
Вагнер сказал: "Бах - это самое потрясающее чудо во всей музыке".
Брамс
повторял: "Изучайте Баха! В нем вы найдете все".
Великий
виолончелист Пабло Казальс сказал: "Бах - высший гений музыки. Он достиг
сердца каждого благородного движения души, снял покровы человеческой
природы, пока не стали ясны ее Божественные атрибуты. Он сделал божественное
- человеческим, а человеческое - Божественным".
А
всемирно известный органист Хельмут Вальча просуммировал: "Бах открывает
двери в вечность. Слушая его, убеждаешься, что жизнь имеет смысл".
И
более того - когда мы слушаем Баха, наше сердце раскрывается Божественной
гармонии. Светлый поток звуков отмывает его от накипи повседневной суеты и
мы становимся теми, кем и должны быть - детьми Бога в совершенном мире,
сотворенным для каждого из нас.
Suite #1 C
maj - No.6 Bouree 1 & 2
|