Серьезная Музыка,
17 июня 2007

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Меня тут на днях озадачили вопросом - что такое серьезная музыка?
Я бы
сказал, что серьезная музыка - это музыка, которой вы готовы довериться,
которая развивается и живет в другом времени. Ведь обычно от современного
музыкального произведения ждут немедленного удовлетворения: если с начала
песни прошло 30 секунд, а они еще не запели - перематывай, некогда нам
слушать, как они тут рассусоливают.
В случае
с серьезной музыкой - другая история. Мы временно сдаем все наши ожидания в
гардероб, перестаем считать секунды, устраиваемся поудобнее и ждем, когда
сказочник поведет нас за руку в волшебный и невиданный мир.
 Brahms
- Symphonie #3, part 2
Симфоническая
музыка развивается именно по этим законам.
Мне сильно
повезло: когда я был совсем маленьким, мама водила меня в Филармонию (за что
ей огромное спасибо!), а мне деваться было некуда, мне, может, и хотелось бы
заняться чем-то другим, но права выбора у меня не было, да и - признаться -
было интересно: уж больно небытовое времяпровождение; здорово и красиво.
Поэтому вкус к симфоническому волшебству был привит меня с самого детства.
Но все-таки
классической-симфонической музыке было не всегда легко довериться - слишком
уж она набила оскомину, слишком много звучало ее по радио: "Вы слушаете
передачу "В рабочий полдень"; а сейчас по заявке рабочих машиностроительного
цеха прозвучат Ноктюрны Шопена".
Поэтому я и
ринулся я тогда - как только смог - с головой в совсем другую музыку, и
много лет исследовал ее просторы.
Но со
временем начало хотеться все большего - и я вновь пришел в места, которые
видел в детстве, но на этот раз уже осознал их совсем по-другому.
А поскольку
опыт слушания музыки у меня уже накопился довольно большой, я обнаружил, что
так называемая "классическая" музыка просто по-другому относится ко времени.
Когда она писалась, люди, видимо, менее торопились, у них был другой темп
жизни... или они просто лучше относились к самим себе. И попадая в эту
музыку из современного пространства - чтобы начать ее слышать, приходится
сознательно перестраиваться на неторопливость. Но эта неторопливость
окупается стократ.
А в случае
с экспериментальной музыкой вообще не знаешь - чего от нее ждать.
 Terry
Riley - 10 Voices Of 2 Prophets
Обычно мы воспринимаем музыку со стороны - как картинку, висящую на стене.
Но
подойдите к этой картинке ближе - слушайте музыку и пусть все остальное
временно перестанет для вас существовать. Теперь еще ближе - пересеките
невидимый барьер, отделяющий музыку от вас. Войдите в музыку так, как будто
это комната. Звуки окажутся перед вами, справа и слева, они будут вокруг,
они будут находиться с вами в одном пространстве. Заметьте - звуки, а не
музыканты с инструментами; звуки, свободные от средств их извлечения - и
ваша душа наравне с ними.
Важны не
сами звуки, а чувства, которые они создают. Так же, как - когда вы читаете
газету или книгу, вы не обращаете внимание на то, что перед вами - буквы,
напечатанные краской на бумаге, а эти буквы складываются в слова - нет, вы
воспринимаете ТО, ЧТО СКАЗАНО этими словами. Вот именно так неважны
музыканты со своими музыкальными инструментами - важны сочетания звуков,
появившиеся на свет с их помощью. А музыка напоминает вам что-то, что вы
знали и раньше (назовем это "архитектурой Бытия"), но это как-то забылось -
а теперь вы вновь пришли в это общее для вас место, где вы - наравне с
музыкой.
 Terry
Riley - Poppy Nogood
Сегодня
мы начали с Иоганнеса Брамса , а теперь я играю вам музыку калифорнийского
композитора Терри Райли. Про него говорят, - "один из ста людей, создавших
XX век". Именно с его музыки еще в 1964 году началось музыкальное движение,
называемое минимализмом. По словам специалистов оно изменило направление
музыки XX столетия. Как пишут критики "гипнотические, многослойные,
полиметрические, с привкусом востока композиции Терри Райли разбудили в
людях интерес к Новой Тональности".
Терри
Райли родился в Калифорнии, закончил Консерваторию в Сан-Франциско; но его
наиболее важным учителем был индийский классический певец Пандит Прат Нан.
Райли много раз ездил в Индию: играть и учиться. Еще он много путешествовал
по Европе, впитывая музыкальную культуры и подрабатывая пианистом в барах.
В 60-е
годы он устраивал знаменитые "всенощные концерты", где он импровизировал от
заката до рассвета, используя сложную, разработанную им самим систему,
позволявшую ему играть вместе с отражениями его собственного звука. Для
непрерывности звука он подключал к старой фисгармонии пылесос - чтобы не
качать меха ножными педалями; играл какую-то фразу, электроника ее
повторяла, он играл еще - уже вместе со своим эхо - и так далее. Когда же
вся эта система хорошенько раскочегаривалась, Райли еще играл поверх нее на
саксофоне. Люди приходили на такие концерты всеми семьями, с едой и
спальными мешками.
Так он
основал минимализм и стал одним из самых известных композиторов XX века.
Теперь он профессор консерватории.
Альбом
"Радуга в Изогнутом Воздухе" принято считать классикой современной музыки и
величайшим шедевром Терри Райли. Вот этой фантастической музыкой я и хотел
сегодня с вами поделиться. А поскольку она не сразу открывает свои секреты,
то подождите, не торопиитесь, слушайте, войдите внутрь этой музыки и
соприкоснитесь с ней напрямую.
Терри
Райли.
 Terry
Riley - Rainbow In Curved Air

|