Окуджава и Co,
11 ноября 2007

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Марина Цветаева сказала
однажды: "Чтобы вещь продлилась, надо, чтобы она стала
песней".
Я хочу воздать сегодня должное людям, писавшим и певшим свои песни на
русском языке .
 Булат Окуджава
- Гори, Огонь, Гори
В октябре
1961 года от Рождества Христова руководитель СССР Никита Сергеевич Хрущев
на ХХII съезде КПСС бодро и даже не без некоторой угрозы заверил весь мир:
"Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме".
Ну, до этого дело не дошло, но то, что мое детство прошло в лучшее
возможное время и лучшем возможном месте, не вызывало у меня никаких
сомнений. И даже космонавты летали.
Однако вот с музыкой случился некоторый
прокол.
 Георг
Отс - Наш Непростой Советский Человек
То, что
игралось по радио, заполняло время, но как-то не внушало доверия. По счастью
- была альтернатива. Как раз где-то в это время появились более или менее
доступные всем звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства; короче
говоря, магнитофоны. Где-то как-то у каждого был знакомый с магнитофоном - а
из магнитофона, как правило, звучало что-то, чего по радио не передавали.
 Bill
Haley - Rip It Up
В те
годы каждый истинный любитель музыки считал за должное выставлять свой
магнитофон в окно и делиться своей любимой музыкой со всем белым светом.
Поэтому очень о многом можно было узнать, просто проходя по улице. А уж если
музыка совсем сбивала с ног, можно было попытаться вычислить - из какой
форточки это играет, зайти, позвонить и спросить - а что это у вас играет?
И напополам с ранним рок-н-роллом из частных окон звучала своя - и совсем не
радийная - правда.
 Владимир Высоцкий
- Антисемиты
Истинность
этих неизвестных голосов не подлежала сомнению. Поэтому получилось так, что
все эти песни, еще даже не всегда известно чьи, были мною впитаны еще до
волшебных аккордов Леннона и Маккартни.
Вдобавок, дома у нас хранились древние - еще на 78 оборотов в минуту -
надтреснутые и тяжелые пластинки, оставшиеся от какой-то другой,
доисторической жизни, которые моя мама иногда ставила - и в таком они были
контрасте с окружающей действительностью, таким иным и потерянным миром
веяло от них, что они тоже постепенно заняли свое место в пантеоне
прекрасной музыки.
|
 Петр Лещенко
- Прощай, Мой Табор
Но главными
среди всех этих неразрешенных песен, несшихся из окон, были те, которые пел
тогда еще невиданный никем человек с хриплым голосом - и они подтверждали
мое твердое детское ощущение, что мир-то чудесен, но люди почесу-то
сговорились жить неправильно, что они все немного притворяются. Поэтому эти
песни и были неразрешенными - и сам собой вставал вопрос - а кто же и почему
волен эту правду разрешать или не разрешать.
 Владимир Высоцкий
- Старый Дом
Высоцкий
был тогда всем сразу; никто его никогда не видел, но песни его лились изо
всех окон, они были знаком времени. На мифическом Западе был Элвис; у нас
был Высоцкий - и они несли на себе один и тот же крест - сказать
несказанное. О масштабе его даже бессмысленно говорить; ответственно скажу
вам - в русской песне нет и вряд ли когда-нибудь еще будет такой гений. Как
будто русский язык застоялся в клетке, и вдруг появился Высоцкий - и слова,
тесня друг друга, кинулись к этому своенравному человеку с сердцем рыцаря
Круглого Стола.
Гений Высоцкого сослужил ему странную службу: он писал и пел настолько
точно, что все были уверены - он поет о том, что произошло лично с ним
самим. Геологи, альпинисты, военные - все видели в нем своего; его воровские
песни - самое начало карьеры - заставили всю страну уверовать, что Высоцкий
отсидел, и до сих пор приходится объяснять, что он, вообще-то был из семьи
военнослужащих, учился в Театральном, и только юность в районе Каретного
Ряда ввела его в язык улицы, и он запел на нем так, что определил его. Он
вживался в каждую песню настолько, что становился ее героем - и так он стал героем
всей страны - включая и пациентов психбольниц.
 Владимир Высоцкий
- Бермудский Треугольник
Вообще -
мне страшно повезло с детством. Мало того, что из окон играла интересная
музыка - к моим родителям часто ходили интересные гости; и несколько раз
приходил застенчивый молодой человек с гитарой; это были особые вечера, в
такие дни, как мне кажется, собиралось народу больше, чем обычно - и хотя теоретически я не
должен был всего этого слышать, я однако слышал. Особого гостя звали Женя
Клячкин.
 Евгений Клячкин
- Стансы Васильевскому Острову
Времена
тогда были совсем другие; никто из тех, кто пел, не зацикливал внимание на
себе, любимом - их и так все любили; поэтому важно было не кто написал, а
что есть новая песня. Поэтому бывало, что Клячкин у нас дома пел и Галича, и
Визбора, и Кукина - но, в основном, конечно, магические свои - в том числе и
на стихи Бродского. И такой мир почему-то запретной нежности и достоинства
был в них, что дальнейшее течение моей жизни стало понемногу проясняться.
 Евгений Клячкин
- Сигаретой Опиши Колечко
Когда-то
значительно позже мои родители сделали мне царский подарок и купили огромный
в квадратном деревянном ящике магнитофон "Днепр". В течении рекордно
короткого времени была собрана значительная коллекция, даже если для того,
чтобы что-то у кого-то переписать, приходилось ехать с этим тяжеленным
магнитофоном на другой конец города.
И среди обязательных Jethro Tull, Led Zeppelin и Ten Years After стояла
маленькая железная бобина, на которой на скорости 4.76 был записан Окуджава;
разобрать там что-либо было сложно, но зато помещалось очень много. И я
прослушивал эту пленку раз за разом, а уж песни запоминались сами.
 Булат Окуджава
- Ночной Разговор
Так у меня
и сложилась любовь на всю жизнь к святой троице: Окуджава, Клячкин и
Высоцкий. Высоцкий - был голосом правды, Окуджава - мудростью, а Клячкин -
безоглядной, незащищенной и обреченной, но тем более прекрасной человеческой
любовью. Тогда еще не было никакого клуба самодеятельной песни, каждый из
них, как и положено, был сам по себе.
 Евгений Клячкин
- Не Гляди Назад
Всему, что я хоть немного умею в песне, я учился у них; даже самим фактом
того, что я вообще пишу песни - я им обязан. Когда-то, когда я еще был в первом
классе, я увидел по телевизору концерт, на который собрались все тогдашние
барды - как будто в предчувствии новых заморозков - и слушая их всех, одного
за другим, гордых одиночек с гитарами на огромной сцене, я почувствовал, что
во мне тоже есть это. Это так же просто и естественно - и я написал свое
первое стихотворение (по счастью - потерянное в туманах времени).
Но оттепель вскоре кончилась; бардов перестали показывать по телевизору и
из газет выяснилось, что "заказчиками подобных песен являются ЦРУ и ФБР".
Про Окуджаву писали "...замкнувшийся в своем узком мирке, он словно не
слышит гула великой стройки, ведущейся в родной стране, не видит, с какой
боевой страстью участвуют в созидательном труде миллионы его сверстников".
Повезло, что Сталина уже не было
в живых, и за песни не сажали; но играть им не
давали, песни и стихи не выпускались (Высоцкий, например, всю жизнь мечтал о том, чтобы
его песни были изданы, но при его жизни этого практически так и не
случилось). Зато было приидумано само понятие "домашнего концерта" -
собственно, полстраны сидело с гитарами на кухнях, а другие полстраны их
слушало. Так и возникло разделение: "музыка официальная" и "музыка
настоящая" - и когда меньше чем через двадцать лет советская власть
все-таки рухнула,
выяснилось, что подлинная музыка сильнее любой власти.
 Владимир Высоцкий
- Три Птицы
И я хочу закончить сегодняшнюю передачу песней Булата Окуджавы - с
которого так или иначе все это началось.
Окуждава родился еще в
1924 году, в 17 лет ушел добровольцем на войну, и
стихи и песни начал писать еще на фронте. Бог знает - как это отразилось на
них - но они какие-то другие, как неотсюда: с иным, незамутненным огнем
внутри. Поиск Святого Грааля в мире, забывшем само это слово. И этот поиск
изменяет самого человека, делает его другим.
Окуджава был первым. Высоцкий называл его своим учителем и духовным отцом,
говорил: "если бы не Окуджава, я не писал бы песен". На самом деле Окуджава
был духовным отцом всего послевоенного поколения; он задал высоту отношения
к жизни, показал - как все должно быть.
Говоря словами Конан-Дойля : "его душа истинного рыцаря видела... во всех
женщинах недосягаемое совершенство, которое поднимало их высоко над грубым
миром мужчин".
Написано как будто про Окуджаву. И еще:
"...в смутные времена образ идеального рыцаря всегда был связан с поисками
истинного света".
Рыцарская мудрость Булата Окуджавы кажется чем-то из другого века - но
лучшее, что есть в русской душе остается в этих песнях. Поиск истинного
света это всегда удел рыцарей. Эти вещи стали песнями, а значит, по
пророческому слову Цветаевой, они - продлились.
А, значит, и поиск истинного света продолжается.
Спасибо!
 Булат Окуджава
- Прощание С Новогодней Елкой
  
 
|