Совсем новые имена,
2 марта 2008
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Да, да, да!
Действительно. Наступила весна. Сколько можно играть одно и то же! Ударим же
новыми именами по бездорожью и разгильдяйству!
Arctic
Monkeys - Fluorescent Adolescent
В
последнее время многомиллионная индустрия изготовления пластмассовых
кружочков, на которых непостижимым образом запечатлены звуки музыки,
зашаталась и затряслась. Колосс оказался на глиняных ногах, тигр оказался
бумажным. Кому нужны фирмы звукозаписи, когда появился Интернет, и музыка
стала свободной? Хочешь - скачивай бесплатно, хочешь - плати, хочешь -
слушай, хочешь - не слушай. Вот только что для вас играла группа Arctic
Monkeys, которая произвела переворот в музыке.
А началось
все с того, что кто-то из друзей группы принес им книгу Островского "Как
Закалялась Сталь". Arctic Monkeys открыли книгу, и в глаза им бросилась
фраза "Жить нужно так, чтобы, оглядываясь назад, не было мучительно больно
за бесцельно прожитые годы". Эта фраза поразила их как громом: они плюнули
на компании звукозаписи и начали попросту выставлять свои записи на
MySpace.
В результате этого они оказались так нужны всем, что теперь всерьез
считаются главной группой Великобритании.
Вот как
порою искусство может преобразить человеческую жизнь.
А вот
вам еще один революционер Интернета - Джон Вандерслайс. Еще на заре
интернетной музыкальной революции, в эпоху Napster,
Джон записал песню-манифест "Bill Gates Must Die"
и начал выставлять свои песни у себя на сайте для бесплатного скачивания.
Прошли годы, Напстер давно пал под ударами большого бизнеса, а Джон все
продолжает свое благородное дело, принося неувядающую славу старинному роду
Вандерслайсов.
John
Vanderslice - The Parade
Что-то
похожее происходило в самом начале панка. Вообще, время от время наступают
такие замечательные периоды, когда музыка, когда-то бывшая всем внове,
превращается в коммерческий корм и делается уже на конвейере - и тогда
появляется новые, с небом в глазах, которые кричат: "Мы вам верили, а вы нас
обманули; теперь мы, хоть и не умеем, будем делать все сами".
И вправду
делают - пусть не умея, но главное - так, чтобы было непохоже на то, что
слушают те, кто старше: те, кто должны были вывести к свету, но не вывели. И
в музыке вновь появляется свежий ветер и надежда. И вот именно из этого
времени, времени самого начала панка - юные Undertones.
Undertones
- Here Comes Summer
А когда
и панк попал на конвейер, выросли еще одни новые. И появилось что-то еще:
например - "блипкор"; музыка, как заметил один эстет, "сделанная Gameboy-ями
для Gameboy-ев".
А как
пример - вот вам некто Bit Shifter, он же - Josh Davis; мастер
"бессовестного веселья". Чего вам и желаю.
|
Bit
Shifter - Activation Theme
В романе
Достоевского "Братья Карамазовы" есть такие слова: "А главное, кто ж теперь
не в аффекте, вы, я, все в аффекте, и сколько примеров: сидит человек, поет
романс, вдруг ему что-нибудь не понравилось, взял пистолет и убил кого
попало, а затем ему все прощают".
Вот ведь
сказанул классик: не в бровь, а в глаз. Как в воду глядел: теперь почитай
каждую неделю кто-нибудь в состоянии аффекта приходит с школу с пулеметом и
мочит одноклассников. Да и музыка нынче тоже часто создает подходящий фон
для стрельбы.
А вот
группа Midlake решила по-своему разобраться с аффектом. Они встретились на
джазовом отделении Университета Северного Техаса, заиграли было джазфанк, но
вовремя поняли, что хотят чего-то совсем другого. Tim Smith говорит: "Мы
хотели звучать, как Jethro Tull, а получалось как Radiohead". В итоге, они
плюнули и начали писать тихие электронно-психоделические песни. Это и
сделало их самими собой и принесло неожиданно большой успех. Журнал "Мojo" в
декабре опросил всяких известных музыкантов - кто в минувшем году произвел
на них самое большое впечатление - и альбом группы Midlake "Van Occupanther" прямо-таки не сходил с уст деятелей культуры.
Midlake
- Van Occupanther
Великое
дело - культура.
Вот одно время было модно делить всех людей на физиков и лириков. Дескать,
одни решают уравнения, а другие пишут стихи. Потом выяснилось, что все не
так прямолинейно. Но, пока это выясняли, как-то призабылись и стихи, и
уравнения;
в популярном сознании не осталось ни того, ни другого. Но на то и Аэростат,
чтобы исправлять упущенное.
Сейчас мастер синтетической поп-музыки и подлинный изобретатель
Thomas Dolby
освежит в нашей памяти основные принципы научного мышления.
Thomas
Dolby - She Blinded Me With Science
Однако,
больше всего знатоки современной музыки говорят сейчас про Бейрут. В данном
случае, под словом Бейрут скрывается не населенный пункт, а группа; а вернее
- один человек по имени Zach Condon.
Он сам из Санта-Фе, но давно уже уехал
из своей Новой Мексики в Европу - и, однажды, сидя на улицах Парижа, играя на
укулеле, подружился с ребятами с Балкан. И их обычаи, стиль жизни и мелодии
так ему понравились, что он изобрел свои Балканы и свою музыку этого края.
Получившийся альбом "Gulag Orkestar" сделал его ужасно популярным в среде
ценителей. В прошлом году он выступал на фестивале в Гластонбери и
прямо-таки произвел там сенсацию.
На своем втором альбоме
"Бейрут" проделал аналогичную операцию с французской
музыкой: изобрел свою Францию. Песней оттуда я и хочу с вами поделиться.
Beirut
- Nantes
Но не
слишком ли все сегодня интеллектуально, спросите вы? Выдуманные Франции, Как
Закалялась Сталь, Интернетные революции - а нельзя ли чего попроще?
Что ж, как принято говорить у нас, джиннов, "слушаюсь и повинуюсь"; ваше
желание для меня закон. И вот вам продукт индустрии студенческого досуга в
исполнении вокально-инструментального ансамбля "Фонтаны Уэйна". Такой
невинностью веет от него, что хочется... ох, даже не знаю чего. Наверное,
всего сразу.
Fountains
Of Wayne - Stacy's Mom
Но
вернемся к большой литературе. Известно, что "лучший друг Винни-Пуха,
Пятачок, жил в большом-пребольшом доме, в большом-пребольшом дереве. Дерево
стояло в самой середине Леса, дом был в самой середине дерева, а Пятачок жил
в самой середине дома. А рядом с домом стоял столбик, на котором была
прибита поломанная доска с надписью, и тот, кто умел немножко читать, мог
прочесть: Посторонним В.
Больше
никто ничего не мог прочесть, даже тот, кто умел читать совсем хорошо.
Как-то Кристофер Робин спросил у Пятачка, что тут, на доске, написано.
Пятачок сразу же сказал, что тут написано имя его дедушки,
и что эта доска с надписью - их фамильная реликвия,
то есть - семейная драгоценность.
Кристофер
Робин сказал, что не может быть такого имени-- Посторонним В., а Пятачок
ответил, что нет, может, нет, может, потому что дедушку же так звали! И "В"
- это просто сокращение, а полностью дедушку звали Посторонним Вилли, а это
тоже сокращение имени Вильям Посторонним.
- У дедушки
было два имени, - пояснил он,
- специально на тот случай, если он одно где-нибудь потеряет".
Меня
всегда восхищала эта история, а теперь у меня появились единомышленники -
группа из Южной Калифорнии. Они так и называются - "Посторонним Вильям" -
или в переводе на южно-калифорнийский - Trespassers William.
Trespassers
William - Matching Weight
Связь
литературы и музыки - какая благодарная, оказывается, тема.
Вот в самом начале классической пьесы Тома Стоппарда "Гильдестерн и
Розенкранц Мертвы" один из героев роняет между делом: "Нервотрепка как вид
искусства".
Рассказывают, что Ричард Хоули, приятель тех самых "Arctic
Monkeys",
которых мы слушали в начале передачи, любил музыку с детства, но никак не
мог выбрать, какой же стиль ему больше по душе: этно-трэш или классический
средневековый би-боп. Но однажды, пойдя в театр, он вдруг обратил внимание
на эту реплику Гильдестерна (а, может быть, и Розенкранца); придя домой, он
долго не мог заснуть: слова приоткрыли ему что-то очень существенное; он
понял, что ему не нравится в современном искусстве и - соответственно -
осознал, чем отныне будет заниматься.
Прошли годы, и теперь его заслуженно называют "Синатрой из Шеффилда", в
январе он получил премию "Brit" как лучший певец Британии - и никто не
знает, как многим мы обязаны этой простой, но глубокой реплике Тома
Стоппарда.
Richard
Hawley - Hotel Room
Демокрит говорил: "Свободен тот человек, который ни на что не надеется и
ничего не боится".
Понятия не имею - свободен я или нет. Не знаю, на что я надеюсь; не знаю,
чего я боюсь - но правила нарушать я точно не боюсь, ибо для того они и
существуют. Даже мои собственные правила.
Поэтому, сыграв вам
десять песен в исполнении тех, чья музыка еще никогда не
звучала в нашей программе, сыграю под конец песню известного вам Арчи Фишера: того самого,
про которого классик писал:
Между тучами и морем
Гордо реет Арчи Фишер,
Черной молнии подобный.
И рад бы поставить вам кого-нибудь такого же из новых, да вот незадача! -
таких больше не делают. А поскольку я вас люблю, дорогие мои слушатели, то
хочу оставить вас с гармонией в душе - а пение Арчи очень этому
способствует.
Так что спасибо, и до следующей недели, а кстати - заранее поздравляю всех
с наступающим 8 марта!
Будьте счастливы!
Archie
Fisher - I Wandered By The Brook
|