Земля Обетованная (USA 30-50s),
30 марта 2008
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Бывает так:
копаешь-копаешь, и вдруг откопаешь совершенство.
Смахиваешь пыль времени и любуешься - и думаешь, вот ведь как могли,
а!
Dean
Martin - Powder your Face With Sunshine
На
постаменте Статуе Свободы написано: "Мать
изгнанников" и - чуть ниже - "Отдайте мне своих усталых, Своих бедных, Свои
массы, желающие вдохнуть свободы... И я зажгу свой факел перед золотой
дверью".
В
XX веке "Землей Обетованной" с уверенностью можно было назвать одну землю -
Соединенные Штаты Америки.
Соединенные
Штаты с самого начала по определению были страной
изгнанников. Первыми ее гражданами были бежавшие из Англии пуритане, потом
туда начали ссылать заключенных разбойников. Коктейль получился
гремучий. И кто бы ни приезжал туда позже, по
умолчанию соблюдал пуританские правила; или по крайней мере
- делал вид.
А
разбойников и их потомков пуританские правила вполне устраивали: чем больше
всего запрещено, тем больше можно сделать на этом денег - и во времена
сухого закона мафия платила большие деньги христианской Армии Спасения,
чтобы те старательнее ходили по улицам и рекламировали трезвый образ жизни -
это было выгодно, после такой рекламы больше народу
хотело выпить.
Не правда
ли, какая полезная вещь - пуританские правила?
Glenn
Miller - It Was Written In The Stars
А
поскольку Америка заявила о себе как о единственной в мире стране свободы и
равенства, то в XIX веке туда ломанулись все, кому
дома жилось плохо. Среди этого контингента естественно были
и таланты, и злодеи - и тем, и другим дома
было, как правило, тесновато.
У любой
земли есть музыка, на которой она держится. В древности считалось, что земля
стоит на трех китах, киты - на черепахе; вот этой черепахой и является
музыка.
А музыка в
заокеанской Стране Изгнанников в начала XX века была такая: какое там
искусство - нужно развлечь тех, кто может за это заплатить; и популярная
музыка была работой; композиторы писали, исполнители исполняли. Однако,
работать в этой области все-таки было значительно лучше, чем грузчиком.
Первой же
звездой американской песни был человек с безупречной пуританской
родословной, потомок изначальных американских поселенцев Бинг Кросби. Кросби
был первым певцом, научившимся работать с микрофоном; именно он практически
создал понятие современной эстрадной песни.
Bing
Crosby - Temptation
Изобретенные
в Европе звукозапись и радио были подхвачены в Соединенных Штатах с чисто
американским ошеломляющим энтузиазмом и превращены в моду, перед которой,
содрогнувшись, склонился весь остальной мир. Сначала это были звуки
мюзик-холла, потом в дело пошел негритянский джаз; но вскоре черные
исполнители начали понемногу вытесняться более приличными белыми. В 30-е
годы номером один стал оркестр Гленна Миллера , а Бинг Кросби сделался
основным голосом Америки.
Но Кросби,
как и певцы Глена Миллера, были не людьми из плоти и
крови, а скорее существами ангельского толка: бесплотный голос по радио -
вот и все.
И тут
появился юный красавец Фрэнк Синатра.
Frank
Sinatra - Fools Rush In
"Генеральный
председатель" американской песни Фрэнк Синатра родился в бедном пригороде
Нью-Йорка, в семье сицилийского эмигранта Антонио Синатры. Фрэнк был
американцем первого поколения, то есть родился и рос в обетованной земле
равных и безграничных возможностей - в которой, правда,
итальянцев (как и ирландцев) считали гражданами второго сорта, и
единственным путем вверх для итальянца был - стать гангстером. Или певцом.
Гангстеров
юный Фрэнк уважал и всю жизнь водил с ними компанию, но ему страсть как
хотелось петь, и в 1935 году его мама упросила
местную группу дать ее сыну спеть вместе с ними. Остальное,
как говорится - история. |
Frank
Sinatra - I'll Never Smile Again
Статус
Фрэнка Синатры даже трудно себе представить. За более чем 50 лет на сцене он
стал "главным столпом популярной музыки", наряду с Элвисом и Битлз. Синатра
был первым идолом XX века; когда он появлялся на сцене, школьницы начинали
визжать и падали в обморок. В лице Фрэнка популярная музыка впервые получила
человеческий образ.
Критик
Стивен Холден писал: "Синатра был первой суперзвездой популярной музыки. Он
преобразил пение, внеся в него личную, интимную точку зрения... Практически
в одиночку, он возглавил новую школу пения, которая вывела популярную музыку
на невиданный доселе уровень умудренности ... и
установил канон американской популярной музыки".
А юношеский
кумир Синатры Бинг Кросби, самый звукозаписанный человек XX века, задумчиво
подытожил: "Такие певцы, как Фрэнк, появляются раз в жизни; какая жалость,
что он появился в течении именно моей жизни".
Frank
Sinatra - Trade Winds
Но не
зря говорится "один в поле не воин". Время шло, слава росла и постепенно
вокруг Синатры организовалась клика приятелей, которых объединяла сила,
известность и стремление прожечь жизнь как можно более распоясанно. И люди
были не последние; одно время членом этой компании был
даже будущий президент Джон Кеннеди, который, как пишут историки, и к власти
пришел не без помощи ганстерских связей Синатры.
Сами себя
они называли себя "кланом" или "саммитом"; посторонние называли их "Крысиная
Стая". И закадычным приятелем Френка в этом клане стал другой
сверхпопулярный певец - Дин Мартин.
Dean
Martin - Standing On The Corner
Дин
Мартин - почти в той же степени, как и Синатра - был к этому времени кумиром
всей Америки. Оба были певцами и кинозвездами; оба - из итальянских
эмигрантов, то есть изгои по определению. Разве что Фрэнк
был сыном пожарного, а Дин - сыном парикмахера.
И путь к
славе у Дина была поухабистее. Не кончив 10 класса, он ушел из школы, ибо
решил, что он умнее учителей. В 15 лет был боксером, потом работал крупье в
нелегальных казино, продавал подпольный алкоголь. Как у Максима Горькиго -
его университетом была улица. Одновременно он пел в ночном
клубе.
О его
характере говорит простая история: Дин ненавидел Нью-Йорк и любил
Калифорнию, потому что там дома были в 2-3 этажа из-за
землетрясений, а у него была клаустрофобия, и он не
мог ездить в лифте. Но работать часто приходилось
именно в Нью-Йорке. И он вылечил себя сам, запираясь в лифте и часами
катаясь вверх-вниз, пока болезнь не прошла.
Дин Мартин
был совершенным эстрадным артистом. Со свойственной ему прямотой, он
объяснил однажды: "Когда я пою песни о любви, я пою так, чтобы понравиться
не женщине, а тому мужчине, с которым она пришла, потому что платит мне
именно он".
При этом
гений его был таков, что даже настроив себя на абсолютную и
полную продаваемость, он не смог изменить свой голос - и голос
передавал больше, чем думал певец.
Dean
Martin - Let Me Go Lover
Один из
корифеев американского рок-н-ролла (тоже, кстати, итальянец) гитарист Стив
Ван Зандт (Steven Van Zandt) с нежностью рассказывает:
"В 1964
году в Америку впервые приехали Rolling Stones. А Stones были для меня
героями, как и для всех, кому Битлз представлялись пай-мальчиками. И вот
Stones появились на телевизионном шоу Дина Мартина. Представляя их, Мартин
издевался над ними, как мог. И многие потом писали об этом, дескать, как
нехорошо - а я не понимаю, в чем драма.
Дино был из
старого мира, в который вторглись эти молодые, длинноволосые, шумные,
безголосые, грязные, играющие мимо нот, имитирующие черных, панки-шпана.
Дино работал всю жизнь, чтобы достичь своего положения. А тут - эти... Было
совершенно естественно, что ему хотелось смешать их с грязью. Это как
разборка на улице - а Дино сам был с улицы и мог справиться с чем-угодно.
Дино был
представителем стиля, который окажется вечным, хотя после 1964 года выйдет из
моды. Но это - неважно.
Он был не
просто крутейшим певцом своего легендарного поколения. Он просто был
крутейшим - и точка. Он навсегда останется частью меня, ровно в той же степени,
что и Rolling Stones".
Dean
Martin - Memories Are Made Of This
Когда
Синатре в 1994 году давали премию "Легенда",
Bono, представляя его, сказал:
"Фрэнк - председатель грубости. Бывали и в рок-н-ролле грубияны, но Фрэнк -
начальник". Фрэнк сказал потом, что это лучшее, что он о себе слышал.
Но при этом
он был абсолютным профессионалом; дирижировал оркестром, работал вместе с
музыкантами над аранжировками, вникал во все детали, и за время работы так
хорошо узнавал песню, что на записи он (как и вся его компания) пел с
первого дубля.
Однажды
Фрэнк записывал песню дуэтом с другим известным эстрадным артистом. Записав
песню, артист довольно потер руки и сказал: "Отлично, сделаем еще несколько
вариантов" - имея в виду, что с первого раза совершенства не добиться.
Синатра же, надевая плащ, бросил через плечо:
"Дубли записывают только слюнтяи".
Он все
делал с первого раза и навсегда.
Frank
Sinatra - I'll Be Seeing You
Но, конечно
же, в моем сегодняшнем рассказе есть тайная цель. Много лет я ищу - откуда
что происходит. У любой реки есть исток - и мне интересно его найти.
Скажу вам
правду - Синатру я с детства не переваривал, и его музыка всегда
представлялась мне антитезой всего, что дорого моему сердцу. И только
недавно, зарывшись в самую глубь времени, я обнаружил его ранние песни и
увидел - откуда все пошло.
Очень
интересно рассматривать пространство, из которого теоретически поется песня.
То есть - если песня от лица лирического героя, то по музыке и тембру голоса
можно увидеть - как он одет, как выглядит место, в котором он поет, что за
люди вокруг, чем они занимаются - другими словами, реконструировать
воображаемый мир песни, внушающий эмоции, описываемые этой песней. Потому
что, хотя этот мир может быть полностью воображаемым, эмоции, внушаемые
песней, совершенно реальны, а значит и мир этот тоже реален; так по скелету
динозавра можно реконструировать то, как он выглядел и чем он занимался.
Шри
Ауробиндо упоминает пространство идей и образов, карана джагат, где Природа
налаживает все перед тем, как это произойдет в материальном мире. Синатра и
его коллеги создали в своих песнях идеальный мир; и эти песни действительно сформировали
для всего мира образ идеальной Америки - Обетованной Земли XX века. И образ был
очаровательным.
Frank
Sinatra - Polka Dots and Moonbeams
На смену
Синатре и его поколению пришли Битлз, Стоунз, другие полубоги Нового
Золотого Века, и они вернули понятию песни ее изначальное, магическое значение
- и выиграли новое поколение, которому не нравилось, что в мире их отцов все
продается.
Но музыка
молодого Синатры и его коллег по песенному бизнесу остается памятником
воображаемому пост-пуританскому раю; и, может быть, рай этот был
воображаемым, но музыка и наслаждение от нее - настоящие.
Спасибо
вам!
Frank
Sinatra - All This And Heaven Too
|