Кебра Нагаст Даб,
10 августа 2008
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
У нас лето; а значит - самое время вновь играть музыку reggae.
Errol
Dunkley - OK Fred
Ямайские
растаманы - люди серьезные и вдумчивые. Они любят читать Ветхий Завет, а
потом собираться у костра, курить лекарственные растения и обсуждать речения
пророков. Но, кроме Ветхого завета, у растаманов есть еще одна священная
книга. Она называется "Кебра Нагаст".
"Кебра
Нагаст" или "Книга Славы Царей" написана на древнем языке Гииз; и, хотя
начинается она с описания известного всем православным Никейского Собора, а
редактором ее считается святой Григорий Богослов, самые древние части ее
относятся аж ко времени Царя Соломона.
Помимо
всего прочего, в книге есть подробный отчет о том, как этот самый царь
Соломон встречался с царицей Савской и что из этого вышло (прямым потомком
их союза является обоготворяемый на Ямайке император Эфиопии Хайле Селассие,
он же - Джа Растафари). Содержатся в книге и другие сведения, крайне
полезные для повседневной жизни простого растамана.
Неудивительно,
что люди, внимательно изучающие такие книги, серьезно относятся и ко всему
остальному. В том числе - к своей музыке.
The
Congos - La La Bam Bam
Я уже
рассказывал вам, что музыка reggae началась со "звуковых систем". А было все
так.
В
50-е годы на Ямайке, как и везде в мире, люди
собирались на вечеринки и выставляли колонки с музыкой во двор для танцев.
Потом начали брать деньги за вход. Началось соревнование, в котором
выигрывал тот, чья музыка была либо интереснее, либо громче. Обычных
динамиков стало не хватать, и появились народные умельцы, строившие
аппаратуру на заказ.
Некий
молодец по имени Хедли Джонс, например, построил колонки размером с большой
шкаф и назвал их "Дом Радости". Музыка становилась все громче, и живые группы
стали никому не интересны (впрочем, они и так играли только по отелям для
заграничных туристов).
К
концу 50-х звуковые системы давали только по
басовым частотам 30 000 ватт, что много громче звука взлетающего
бомбардировщика. Танцы под такую музыку удавались на славу.
King
Tubby - Don't Touch Dub
Но
не громкостью единой жив человек.
Популярность
звуковой системы зависела от еще одной вещи - от новизны музыки. Чтобы
сэкономить на импорте пластинок из Америки, ямайские диджеи начали нанимать
музыкантов и сами записывать музыку. Поначалу каждый записывал пластики в
количестве одного экземпляра - только для себя и своей системы. Но попытка
воспроизвести американский ритм-энд-блюз своими силами привела к появлению
в музыке местного колорита. И это пришлось людям по душе. Так появилось ска, а затем
- reggae. И народ начал покупать пластинки уже со своей музыкой.
На
Ямайке черную работу по подбору и установке пластинок на проигрыватель
выполняет специальный человек - "селектор", а собственно диджей, уподобляясь
водоросли, только колышется в такт музыке, гармонично движет руками и
сопровождает музыку разнообразными звуками. Некоторые диджеи ограничиваются
зажигательными возгласами между пением; а некоторым же хочется проявить себя
больше: эти начинают использовать инструментальные композиции или попросту
убирают из песни голосовую дорожку. На освободившемся музыкальном
пространстве они оскорбляют соперников или комментируют события,
происходящие в округе. Собравшаяся же послушать их публика буйно радуется;
и поэтому диджеи на Ямайке становятся людьми, значительно более влиятельными,
чем даже политики или гангстеры.
Big
Youth - Hit The Road Jack
Но
не только диджеи процветали. Получив в руки звукозаписывающую технику,
владельцы магнитофонов захотели с ней поиграться. Так появилась музыка
"dub".
Даб
- это когда человек в приподнятом настроении начинает крутить ручки на
пульте, руководствуясь детским любопытством - а что будет если? Выясняется,
что может получиться очень даже интересно. Играла себе музыка, играла - и
вдруг барабаны пропадают и остается только бас; потом барабаны появляются
вновь, но звучат как из глубины Марианской впадины; потом отдельный
инструмент вдруг выстреливает фразу, которая отражается долгим эхом - и так,
пока продолжается приподнятое настроение.
Как
пишут музыковеды: "в музыке стиля "даб" многослойные звуки разной громкости
и глубины эффекта часто создают удивительные звуковые пейзажи или звуковые
скульптуры, привлекая внимание к глубине и форме пространства между звуками
- не менее, чем к самим звукам".
Сразу
видно, что данный музыковед знает музыку "даб" не понаслышке; для него
глубина и форма пространства между звуками - не пустой звук, а прекрасный
факт жизни.
Mad
Professor & Lee Perry - Dub Party
На
днях я зашел на один рынок. Шел дождь и я медленно перемещался от лотка к
лотку в поисках чего-то, что привлекло бы мое внимание. Внимание оказалось
привлечено музыкой - чрезвычайно громкой и солнечной, привольно
разносившейся из накрытых полиэтиленом колонок. Вокруг колонок были
развешены мокрые от дождя трехцветные куртки с портретом императора Эфиопии
и другие колониальные растаманские товары. А музыка была как бы reggae, но
сегодняшним, реальным, которого ни в одном магазине не найдешь,
импортированным, вероятно, прямо с Райского острова.
Задушевный
юноша c надкушенным плодом манго в руке, торговавший в лотке, увидев мою
неподдельную радость, прервал беседу с другом, порадовался вместе со мной и
презентовал мне самонарезанный CD практически бесплатно.
"Пасса-масса микс, сэр" - сказал он.
Passa
Passa Mix
Вот
оно - современное reggae - которое, впрочем, давно уже называется не
"reggae", а "dancehall".
Да
и слова в песнях давно потеряли свое патриархальное апостольское настроение;
Ветхий завет остался в прошлом, и песни повествуют все больше о злоключениях
гангстеров и неумеренности в употреблении лекарственных растений.
Да и интонации во многих песнях знакомые; даже возникает недоумение - когда
же наши умельцы сообразят положить на дансхолловые ритмы диалоги, например, из фильма
"Место Встречи Изменить Нельзя", который без сомнения можно считать истоком
русского ганста-рэпа?
Хотя
это понятно: reggae появилось на свет в самых
неблагополучных районах Кингстона и изначально по определению находилось по
ту сторону закона. Впрочем, музыканты часто находятся по ту сторону закона. Но раньше это все-таки как-то сосуществовало с
растафарскими позитивными вибрациями.
Одна
моя знакомая рассказывала, как много лет назад она заблудилась в ямайских
кустарниках и случайно вышла на поляну, где сидело и, видимо, обсуждало
Ветхий Завет целое кочевье дредоволосых корневых раст. Девушка мысленно
простилась с честью и жизнью, но растаманы дружелюбно усадили ее у костра,
дали ей поесть и попить, а потом указали дорогу в цивилизованные края, и она
ушла с миром, нетронутая и потрясенная их гостеприимным и возвышенным
настроением.
Увы!
Как говорят по телевизору "не пытайтесь повторить это дома". Но музыка, а
значит - и душа - тех, первых растаманов из холмов, как была, так и остается с нами.
Matumbi
- Bluebeat And Ska
А
если мы оглядываемся назад и говорим: "почему раньше было лучше", то
известно, что "не от большой мудрости мы спрашиваем об этом". В конце
концов, конец Кали-Юги, и у нас есть значительно более интересные вопросы.
Как
писал Александр Сергеевич, имевший не последнее отношение к Эфиопии:
Не
дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова;
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода...
А
эту свободу никогда и никто ни у кого не отнимал, потому что отнять ее
просто невозможно.
И
в сегодняшнем reggae есть те, кто с тем же вдохновением поют о Том, о чем
едином стоит петь, потому что Это никогда не начиналось и никогда не
кончается и дает нам ту самую лучшую свободу, о которой и писал первый русский
растаман.
А
уж кого мы слушаем и что из этого выбираем - это каждый из нас волен решать
сам.
За
что - хвала Самому Высшему Джа!
Спасибо
вам!
Fantan
Mojah - Most High Jah
|