Piano,
28 сентября 2008

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Как-то
недавно мы говорили с вами о всяческих непривычных и экзотических
инструментах. Почему бы не сделать сегодня прямо наоборот? Давайте поговорим
о самом на первый взгляд банальном, о самом что ни на есть привычном и
политически корректном инструменте европейского мира?
Поговорим
о фортепиано.
 Gonzales
- Dot
Сразу
признаюсь - я с детства не любил пианино. Меня пытались научить музыке, но я
успешно саботировал эти провокации, и после ряда безуспешных попыток
водрузить меня за клавиатуру, благоразумные преподаватели попросту
отказались приходить и меня оставили в покое.
Я в
принципе ничего не имел против самого звука, и когда старшие друзья
объясняли мне хитросплетения построения фуг, я бывал должным образом
впечатлен; но как только я вновь оказывался предоставлен самому себе, я с
радостью забывал о существовании клавишных и хорошо темперированных струнных
инструментов.
Про фуги,
однако (как выяснилось потом), запомнил.
 J.S.
Bach - Contrapunctus 9, A4
Значительно
позже до меня дошло, что, вероятно, звук пианино не нравился мне именно
своей закрепленностью, темперированностью. То ли дело - гитара, на которой
звук можно брать и так, и так.
И еще
фортепианная музыка невзлюбилась мне какой-то связью со старой, неинтересной
для меня, советской жизнью. Фортепианная музыка - это было то, что
передавали по радио - и я естественно старался держаться от этих звуков
подальше. По
счастью, вскоре в моей жизни наступил новый период. Передаваемые по
телевизору танцы на льду открыли для меня дверь в единственную живую на тот
момент для меня музыку, а, поскольку никаких магнитофонов не было еще и в
помине, единственным окном в настоящую жизнь стал радиоприемник.
Вертя ручку
приемника, я - между космическими шумами глушилок - время от времени
наталкивался на звуки джазас тем же самым пианино.
 Dave
Brubeck - I'm In The Dancing Mood
Я слушал и
- клянусь! - даже не без легкого сожаления вертел дальше. Джаз, конечно, был
тоже музыкой из свободной вселенной, но у меня просто не было на него
времени. Мне нужно срочно найти нечто неописуемое, происходящее вот сейчас,
в эту секунду: что-то, что тогда называлось поп-музыкой, а позже - роком.
И, конечно,
пианино (как и многое другое) для меня узаконили Битлз. Как-то в их
контексте оно потеряло свою легкую старорежимность и стало совершенно
правильным инструментом.
 Beatles
- Hey Bulldog
Чуть позже
пропаганду фортепиано продолжили Rolling Stones. Лишь много позже я выяснил,
что пианист Ian Stewart был членом Stones с самого начала (как говорил Кит
Ричардс - "это была его группа"); но поскольку он - с точки зрения менеджера
- выглядел неправильно и портил картину, Стюарт был понижен из музыкантов в
грузчики-администраторы, что не мешало ему за сценой продолжать играть на
пианино, заплетая удивительные ритмы, державшие Rolling Stones вместе. Их,
во многом, объединяла любовь к этому человеку - а он был незаменим тем, что
всегда выкладывал им всю правду-матку в лицо. Но,
повторяю, все это я узнал уже значительно позже, а поначалу меня захватили
именно психоделические звуки 1967 года - и фортепиано входило в этот
калейдоскоп.
 Rolling
Stones - She's a Rainbow
Времена
менялись; пристрастия расширялись.
Появление
невероятного трио Emerson, Lake & Palmer окончательно узаконило клавишные
инструменты в моем личном пантеоне. Клавишные - в том числе и фортепиано.
 Emerson,
Lake & Palmer - Fugue + Endless Enigma
Время шло;
панорама музыки открывалась все шире. Появился Аквариум, и я начал учиться
играть сам - а с этим, как Колумб Америку, открыл изначальных
рок-н-ролльщиков - Чака Берри (Chuck Berry), Элвиса (Elvis Presley), Литтл Ричарда (Little Richard) - и, естественно,
безумного Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis) по прозвищу Killer ("Убийца"). Выяснилось, что фортепиано,
все-таки, можно использовать правильно.
 Jerry
Lee Lewis - High School Confidential
Собственно
инструмент фортепиано было изобретен для герцога Фердинандо де Медичи в 1700
году венецианским клавесинным мастером Бартоломео Христофори. Необычность
его была в том, что - в отличие от популярного тогда клавесина - инструмент
мог играть как пиано, так и форте (и тихо, и громко). И хотя сам мастер
поначалу назвал его "арпичембало", название "пианофорте" пристало и
постепенно само собой превратилось в фортепиано.
А
что такое фортепиано - это просто арфа, положенная плашмя.
Слухи о
необычайном новом инструменте пронеслись как ураган по Европе, и немецкие
мастера начали тоже строить фортепиано - и тут же подверглись резкой критике
со стороны самого Иоганна Себастьяна Баха; потом они усовершенствовали конструкцию,
и Бах, ворча, признал, что теперь стало неплохо.
Поначалу
фортепиано стоили заоблачно дорого и были по карману практически только
коронованным особам (одно из первых было у испанской королевы Марии Барбары,
ученицы Корелли).
Первые
публичные концерты для фортепиано состоялись только в 60-х годах XVIII века.
Но очень скоро, почувствовав возможности нового инструмента, для фортепиано
начали писать Моцарт и Бетховен, что гарантировало новому инструменту
радужное будущее.
 Mozart
- Piano Sonata #4 E-flat Maj. Allegro
Итак,
фортепиано стало основным музыкальным инструментом XIX века. Чем популярнее
оно становилось, тем больше для него писали; чем больше писали, тем
популярнее оно становилось. Звук фортепиано был все лучше, техника
пианистов - все искрометнее.
Наконец,
виртуозы вроде Листа и Шопена довели фортепианную музыку до экстатического
совершенства. Правда, как мне до сих пор кажется, что-то где-то потеряв по
дороге; и потребовалась целая толпа гениев - Брамс, Дебюсси, Сати - чтобы
вернуть звукам этим клавиш относительную свежесть и необходимость.
Тем
временем по ту сторону Атлантического океана, в стране Восходящего Коктейля,
начала происходить революция.
Негритянские
музыканты нашли клавишам пианино совершенно новое применение, и, в то время,
как европейское фортепиано стало обязательным общим местом музыки, джазовые
пианисты давали жару. Вот как Арт Татум, который играл так, что людям
казалось, что у него шесть рук.
 Art
Tatum - Tea For Two
Дальше -
больше. Пианино стало обязательным инструментом джаза, и появились гении,
игравшие на нем что-то совсем новое и уже не влезающее ни в какие рамки. Вот
как Телониус Монк.
 Thelonius
Monk - Monk's Dream
А тем
временем в джаз влилась новая волна с юга, и в 1950-х годах обязательным
стал бразильско-латинский колорит; а в Бразилии на фоно тоже играли
по-своему.
 Antonio
Carlos Jobim - Samba de Una Nota So
Ну,
а дальнейшее вы уже знаете; джаз превратился в предельно сложную
интеллектуальную музыку и в должное время оказался задвинутым в чулан
примитивным и совершенно языческим рок-н-роллом, научившим нас использовать
фортепиано как ударный инструмент и играть на нем ногами; рок-н-ролл... ну и
так далее, вплоть до сегодняшнего дня, когда все назвались груздями и хором лезут
в кузов.
Собственно,
даже Аквариум, поначалу весьма далекий от музыкальных понятий, начал
серьезно развиваться только с появлением фортепиано, на котором играл юный и
полный энтузиазма Дюша - Андрей Романов; но кочевая жизнь ввела свои
поправки, с фортепиано по улицам не походишь и - тем более - не положишь его
в заплечный мешок, путешествуя автостопом - и Дюша переключился на флейту.
А потом в
студии, где мы записывали "Треугольник", появился Сережа Курехин; он был
похож на непочтительного молодого полубога, про него на Западе (где его
пластинки издавались в опровержение всякой советской цензуры) писали с
восторженным придыханием; интернациональный Курехин пришел и внес в наши песни новую энергию,
новый задор и перевел нас в совершенно другой класс.
 Курехин
- No Exit
И много
чего еще было потом; и не только было, а продолжается и до сих пор; и с
фортепиано, и без него. Но речь сегодня совсем не про Аквариум, а про мои
отношения с фортепиано.
А ведь
фортепиано - главный инструмент европейской музыки; в каком-то смысле - ее
основной символ.
Увы!
Историки музыки рассказывают нам, что вообще вся европейская музыка
построена на упрощенных и не до конца понятых древней истинной
музыки. Об упадке музыки говорили давно; еще учитель всей Европы Платон
писал: "музыка в наши дни применяется лишь для получения удовольствия; но
человек общающийся с музами, знает, что Музы дали нам музыку как союзника
души в попытке вернуть в мир гармонию и порядок".
 Gayatri
Bhajan
Собственно
же известная нам европейская музыка начала появляться на заре христианской
цивилизации, когда все, что было до этого попросту объявлялось ересью и
выжигалось каленым железом. Немудрено, что такая же судьба постигла и учение
о музыке.
Как говорят
историки, в XI веке отец современной нотной системы монах Гвидо
д'Ареццо, имея за собой авторитет церкви, свел число нот к семи, одним махом
избавившись от древних четвертьтонов, что, конечно, делало музыку проще для
исполнения, но заодно и лишало ее былой силы. И чем дальше, тем больше. Со
временем множество ладов, известных в древности, было сведено к двум
основным - мажору и минору.
А ведь так
называемый "мажорный" лад, являющийся основой западной музыки -
всего-навсего один из сотен использовавшихся в древности - и до сих бытующих
в других культурах.
 Курехин
- Theory And Practice
И не то,
чтобы я имел что-то против этого самого мажорного лада; я к нему привык с
рождения и очень уютно себя с ним чувствую. Но только стоит иметь в виду,
что он - не единственная данность.
Так
называемый "европейский
мажорный" - не более естественен, чем другие лады; мы предпочитаем его
другим только по привычке. А если внимательно изучить символизм и
эмоциональные соответствия нот в этом ладу, то выясняется, по древней науке, что интервалы
западного мажорного лада соответствуют эгоизму, тщеславию, материализму и
поиску удовольствий; вот так и формируется наше с вами сознание.
Однако
западные люди, не знающие того, что все элементы их музыки были заимствованы
из Египта и Халдеи, не имеют представления о значении нот, которые они
используют.
Зачастую
они обнаруживают, что определенные аккорды передают какую-то эмоцию, и
восхищаются собственным гением, не имея представления, что все эти законы
были сформулированы тысячи лет тому назад.
Вот и
получается - вся история европейской музыки, такая стройная и прогрессивная
с одной стороны, с другой стороны представляет из себя историю
последовательного упрощения и уничтожения древней культуры. И современное
темперированное фортепиано - результат и символ этой истории.
Так что,
может быть, мое детское неприятие звуков пианино имело под собой некоторую
почву. Однако все в этом мире существует для какой-нибудь да пользы. И если
знать про специфику фортепиано, можно получить от его звуков громадное
наслаждение - ведь столько гениев писало для него; а гений на то и гений,
что из двух веток может сделать аэроплан. И не только сделать, но и взлететь
на нем.
Да и слава
Богу!
 Brahms
- Phantasias (#4)
|