Piano, послушать запись на сайте Радио России Здравствуйте!
Gonzales - Dot
Сразу
признаюсь - я с детства не любил пианино. Меня пытались научить музыке, но я
успешно саботировал эти провокации, и после ряда безуспешных попыток
водрузить меня за клавиатуру, благоразумные преподаватели попросту
отказались приходить и меня оставили в покое. J.S. Bach - Contrapunctus 9, A4
Значительно
позже до меня дошло, что, вероятно, звук пианино не нравился мне именно
своей закрепленностью, темперированностью. То ли дело - гитара, на которой
звук можно брать и так, и так. Вертя ручку приемника, я - между космическими шумами глушилок - время от времени наталкивался на звуки джазас тем же самым пианино. Dave Brubeck - I'm In The Dancing Mood
Я слушал и
- клянусь! - даже не без легкого сожаления вертел дальше. Джаз, конечно, был
тоже музыкой из свободной вселенной, но у меня просто не было на него
времени. Мне нужно срочно найти нечто неописуемое, происходящее вот сейчас,
в эту секунду: что-то, что тогда называлось поп-музыкой, а позже - роком.
Beatles - Hey Bulldog Чуть позже пропаганду фортепиано продолжили Rolling Stones. Лишь много позже я выяснил, что пианист Ian Stewart был членом Stones с самого начала (как говорил Кит Ричардс - "это была его группа"); но поскольку он - с точки зрения менеджера - выглядел неправильно и портил картину, Стюарт был понижен из музыкантов в грузчики-администраторы, что не мешало ему за сценой продолжать играть на пианино, заплетая удивительные ритмы, державшие Rolling Stones вместе. Их, во многом, объединяла любовь к этому человеку - а он был незаменим тем, что всегда выкладывал им всю правду-матку в лицо. Но, повторяю, все это я узнал уже значительно позже, а поначалу меня захватили именно психоделические звуки 1967 года - и фортепиано входило в этот калейдоскоп.Rolling Stones - She's a Rainbow Времена
менялись; пристрастия расширялись. Emerson, Lake & Palmer - Fugue + Endless Enigma Время шло; панорама музыки открывалась все шире. Появился Аквариум, и я начал учиться играть сам - а с этим, как Колумб Америку, открыл изначальных рок-н-ролльщиков - Чака Берри (Chuck Berry), Элвиса (Elvis Presley), Литтл Ричарда (Little Richard) - и, естественно, безумного Джерри Ли Льюиса (Jerry Lee Lewis) по прозвищу Killer ("Убийца"). Выяснилось, что фортепиано, все-таки, можно использовать правильно. Jerry Lee Lewis - High School Confidential Собственно инструмент фортепиано было изобретен для герцога Фердинандо де Медичи в 1700 году венецианским клавесинным мастером Бартоломео Христофори. Необычность его была в том, что - в отличие от популярного тогда клавесина - инструмент мог играть как пиано, так и форте (и тихо, и громко). И хотя сам мастер поначалу назвал его "арпичембало", название "пианофорте" пристало и постепенно само собой превратилось в фортепиано. А что такое фортепиано - это просто арфа, положенная плашмя. Слухи о необычайном новом инструменте пронеслись как ураган по Европе, и немецкие мастера начали тоже строить фортепиано - и тут же подверглись резкой критике со стороны самого Иоганна Себастьяна Баха; потом они усовершенствовали конструкцию, и Бах, ворча, признал, что теперь стало неплохо.Поначалу фортепиано стоили заоблачно дорого и были по карману практически только коронованным особам (одно из первых было у испанской королевы Марии Барбары, ученицы Корелли). Первые публичные концерты для фортепиано состоялись только в 60-х годах XVIII века. Но очень скоро, почувствовав возможности нового инструмента, для фортепиано начали писать Моцарт и Бетховен, что гарантировало новому инструменту радужное будущее. Mozart - Piano Sonata #4 E-flat Maj. Allegro Итак,
фортепиано стало основным музыкальным инструментом XIX века. Чем популярнее
оно становилось, тем больше для него писали; чем больше писали, тем
популярнее оно становилось. Звук фортепиано был все лучше, техника
пианистов - все искрометнее.
Тем
временем по ту сторону Атлантического океана, в стране Восходящего Коктейля,
начала происходить революция. Art Tatum - Tea For Two Дальше - больше. Пианино стало обязательным инструментом джаза, и появились гении, игравшие на нем что-то совсем новое и уже не влезающее ни в какие рамки. Вот как Телониус Монк. Thelonius Monk - Monk's Dream А тем временем в джаз влилась новая волна с юга, и в 1950-х годах обязательным стал бразильско-латинский колорит; а в Бразилии на фоно тоже играли по-своему. Antonio Carlos Jobim - Samba de Una Nota So Ну, а дальнейшее вы уже знаете; джаз превратился в предельно сложную интеллектуальную музыку и в должное время оказался задвинутым в чулан примитивным и совершенно языческим рок-н-роллом, научившим нас использовать фортепиано как ударный инструмент и играть на нем ногами; рок-н-ролл... ну и так далее, вплоть до сегодняшнего дня, когда все назвались груздями и хором лезут в кузов.Собственно, даже Аквариум, поначалу весьма далекий от музыкальных понятий, начал серьезно развиваться только с появлением фортепиано, на котором играл юный и полный энтузиазма Дюша - Андрей Романов; но кочевая жизнь ввела свои поправки, с фортепиано по улицам не походишь и - тем более - не положишь его в заплечный мешок, путешествуя автостопом - и Дюша переключился на флейту. А потом в студии, где мы записывали "Треугольник", появился Сережа Курехин; он был похож на непочтительного молодого полубога, про него на Западе (где его пластинки издавались в опровержение всякой советской цензуры) писали с восторженным придыханием; интернациональный Курехин пришел и внес в наши песни новую энергию, новый задор и перевел нас в совершенно другой класс. Курехин - No Exit И много чего еще было потом; и не только было, а продолжается и до сих пор; и с фортепиано, и без него. Но речь сегодня совсем не про Аквариум, а про мои отношения с фортепиано.
А ведь
фортепиано - главный инструмент европейской музыки; в каком-то смысле - ее
основной символ. Gayatri Bhajan
Собственно
же известная нам европейская музыка начала появляться на заре христианской
цивилизации, когда все, что было до этого попросту объявлялось ересью и
выжигалось каленым железом. Немудрено, что такая же судьба постигла и учение
о музыке. Курехин - Theory And Practice
И не то,
чтобы я имел что-то против этого самого мажорного лада; я к нему привык с
рождения и очень уютно себя с ним чувствую. Но только стоит иметь в виду,
что он - не единственная данность.
Однако
западные люди, не знающие того, что все элементы их музыки были заимствованы
из Египта и Халдеи, не имеют представления о значении нот, которые они
используют.
Вот и
получается - вся история европейской музыки, такая стройная и прогрессивная
с одной стороны, с другой стороны представляет из себя историю
последовательного упрощения и уничтожения древней культуры. И современное
темперированное фортепиано - результат и символ этой истории. Brahms - Phantasias (#4)
|
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 13-10 |
Неплохая альтернатива Napster-у - SoulSeek
Все вопросы - к allmusic.com