Сестры Коллинз,
2 ноября 2008
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Позавчера
у нас случился самый апогей священного кельтского праздника Соуен.
Каждый
древний кельт, заслуживающий этого гордого титула, прекрасно знает, что в
это время (а длится оно около недели) два мира - мир света и мир теней -
сближаются и обычно непроходимая пелена между ними становится почти
прозрачной.
Время и
правда непростое - лучше бы в такие дни не ходить по ночам вокруг холмов - и
в честь его сегодня я хочу озадачить вас одной музыкой, вполне под стать
этому празднику.
И пусть
боги радиовещания усеют ваши пути лепесками роз!
Shirley
& Dolly Collins - Richie Story
Позвольте
мне представить вам сегодня музыку сестер Ширли и Долли Коллинз.
Когда - что
случается не так уж часто - в печати речь заходит о Ширли Коллинз, то ее
называют не иначе как "первой леди английской народной музыки" и
"национальным сокровищем".
И есть за
что. Ее пение,кажется, вне времени; нем нет ничего современного; она, кажется, поет
из глубины веков, как будто записи каким-то образом сделаны много сотен лет
назад; и, когда ее слушаешь, почему-то знаешь без тени сомнения: именно так
это и поется по-настоящему.
Shirley
& Dolly Collins - The Outlandish Knight
Вы можете
спросить меня - а что тут такого особенного? Вроде все просто. По музыке
слышно: сидят две бабульки - одна поет, другая играет на каком-то
музыкальном ткацком станке - и всех-то дел.
На самом
деле, сестры Коллинз были совсем не бабульками, а молодыми и энергичными
особами, и их ни на что не похожая музыка - это синтез древней традиции и
воистину стахановского труда.
Как-то
получилось так, что сестры Коллинз с раннего детства были связаны с самой
что-ни-на-есть народной музыкой в самом подлинном смысле этого слова.
"Мы с Долли
были так далеки от популярной музыки, что то, что наши записи стали
вообще известными, похоже на чудо. Ведь наша музыка не проста для восприятия; я
удивлена, что кто-то вообще покупает наши пластинки".
А пластинки
покупали - и еще как. По странному совпадению, появление сестер Коллинз
совпало с модой на старину в среде тогдашних хиппи.
"Я никогда
не была хиппи - и никогда не выносила их псевдо-детской наигранной
жеманности. Моя Англия - это Даниэл Дэфо, Хогарт, Блэйк.
Мои песни
растут из долгой и подлинной традиции, в них ясное видение прошлого; их
корень - в подлинной реальной жизни. И я чувствую, что благодаря нашему с
Долли сельскому происхождению, я - связующее звено между прошлым и
сегодняшним днем".
Shirley
& Dolly Collins - Bonnie Boy
Воспитавшись
на подлинных сельских песнях, Ширли решила узнать - а что же народ поет в
других краях.
Любовь к
гармонии свела ее с легендарным собирателем народной музыки Аланом Ломаксом
(Alan Lomax).
Ширли - человек серьезный - вышла за него замуж и провела год на юге
Соединенных Штатов как его партнер и секретарь, записывая пение разных
дедушек и бабушек в американской глубинке (в частности, именно они открыли
великого блюзмена Миссисипского Фреда МакДауэлла (Fred
McDowell)).
Потом Ширли
развелась, вернулась домой и начала записывать народные песни, знакомые ей с колыбели,
с разными замечательными музыкантами; сестры даже записали один альбом
вместе с Incredible Strings Band.
Репутация ее
была настолько безупречной, что в 1969 году ее - вместе с патриархом
британской народной музыки Юэном МакКоллом (Ewan MacColl) и любимцем фирмы "Мелодия" певцом
Питом Сигером (Peter Seager) - даже пригласили в Москву на слет молодых социалистов.
Shirley
& Dolly Collins - Geordie
И кстати -
о сестрах. Хотя пела из них двоих именно Ширли, и все обычно говорят только
про нее, это - с моей точки зрения - не очень справедливо.
Ее сестра
Долли - хоть и сторонилась всякой известности - была грандиозным талантом.
Именно она являлась автором многих аранжировок песен Ширли - ведь она много
лет изучала музыку под руководством известного композитора Алана Буша (Alan
Bush) (одним
из его учеников был, кстати, широко известный ныне Майкл Найман (Michael
Nyman)). Ширли
говорила: "аранжировки Долли могут совершить чудеса с любой песней".
Но если
Ширли по профессиональной необходимости много времени проводила в Лондоне,
Долли это было совершенно чуждо. К концу 1960-х она поселилась в покинутом
двуххэтажном автобусе, стоящем посередине сельского поля и изучала искусство
игры на антикварном флейтовом органе XVII века.
И именно
этим внешне простым, но удивительно правильным звукам, песни сестер обязаны
большой частью своего очарования.
Shirley
& Dolly Collins - Lovely Joan
Время
шло, и музыка
сестер Коллинз становились все более популярной в среде ценителей. Да и сама
среда росла как на дрожжах: за вторую половину 60-х годы количество клубов,
где игралась народная музыка, выросло в Англии с тридцати до четырехсот.
Это не
ускользнуло от внимания прогрессивной фирмы звукозаписи "Harvest". Желая
взять быка за рога и припасть губами к источнику драгоценного нектара,
"Harvest" упросила сестер записать для них сюиту народных песен, недавно
спетую ими на мега-популярном шоу святого подвижника английского радио Джона
Пила (John Peel).
Получившийся
альбом "Гимны В Эдеме" (Anthems in Eden) вызвал настоящую сенсацию среди знатоков и ценителей.
Ничего подобного в народной музыке еще не бывало.
Shirley
& Dolly Collins - Song Cycle
И правду
сказать -
звук ни на что не похож. И этот особый (можно даже сказать - "по-хорошему
антикварный") звук этого альбома - дело рук молодого энтузиаста Дэвида
Мунро (David Munrow), ставшего впоследствии одним из главных авторитетов английской "Ранней
Музыки" - так принято называть музыку, играемую особыми специалистами
старинными приемами на старинных инструментах.
Для
создания подлинного колорита Ширли пришло в голову пригласить на запись
ансамбль Дэвида Мунро "Early Music Consort Of London". И все будущие звезды
"аутентичной" музыки приехали в студию, нагруженные крумхорнами, сакбутами,
ребеками, виолами и клавесинами. Им было интересно.
Их интерес
нетрудно понять - обычно им приходилось играть музыку по старинным нотам;
а тут они могли применить свои навыки в приложении к подлинной традиции.
Сочетание
сработало блестяще.
Shirley
& Dolly Collins - Song Cycle
"Гимны
в Эдеме" получились совершенно удивительными.
Один из
основателей Fairport Convention Эшли Хатчинс (Ashley Hutchings) услышал новый альбом сестер
Коллинз в конце 1969 года; он как раз только что покинул ряды Fairport
Convention, считая, что они уделяют недостаточно внимания подлинной
народности своей музыки.
Впечатление
от "Гимнов в Эдеме", как он вспоминает, было "более чем сильным". Альбом
вызвал у него непроизвольные рыдания; вскоре он разыскал Ширли Коллинз и
женился на ней. Так было положено начало многолетней эпопее самой британской
из всех британских народных групп - Albion Band.
Эшли можно
понять. Как он сам говорит: "В английской народной музыке всегда было что-то
волшебное".
Shirley
& Dolly Collins - Song Cycle
В то
время, как современники, начитавшись Толкина, Льюиса Кэррола и кельтских
сказок, мечтали о райском существовании в зарослях интернациональной травы,
голосом Ширли Коллинз пели истинные духи ее предков.
"Во время
Второй мировой войны я была ребенком - и выжила с чувством оптимизма и любви
к английской глубинке.
Когда война
кончилась, я была счастлива и горда за Англию; Англия и была моим Эдемом. Я,
однако, совершенно не склонна смотреть на нее через розовые очки. Я выросла
в рабочей семье и очень хорошо знаю трудности жизни, которые нам приходилось
преодолевать - и поэтому чувствую сильную связь с теми, кто пел эти песни до
меня. А поскольку я была всегда зачарована прошлым, то очень хорошо знаю тьму в
сердце английской истории".
А тьмы там
было предостаточно, и поэтому песни сестер Коллинз никак не попадают в
категорию легкого послеобеденного развлечения; но есть в них что-то
чрезвычайно насущное, что как бы находится над печалью, над радостью; как будто
взгляд откуда-то со стороны или сверху, с расстояния, откуда все видно.
Ведь не зря
говорится: "чтобы помочь находящимся на карусели, нужно для начала с нее
сойти". А чтобы сойти с нее - нужно стать целым; признать, что в тебе есть и
тьма, и свет, и научиться отвечать за себя целиком и полностью. И вот тут-то
песни Ширли и Долли Коллинз и могут нам пригодиться. А если пригодятся хотя бы
одному человеку, то значит наша сегодняшняя передача достигла своей цели. И слава
Богу!
Спасибо
сестрам - и спасибо вам, дорогие мои!
Shirley
& Dolly Collins - Song Cycle
|