Kind Of Blue,
25 января 2009
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
На прошлой
неделе мы дегустировали разные лучшие альбомы прошлого года; сегодня же я
хочу дать вам попробовать альбом пятидесятилетней
выдержки; который - как всякое хорошее вино - становится с годами все лучше.
Альбом, названный "определяющим моментом музыки XX века".
В этом году
исполняется 50 лет со дня выхода альбома "Kind Of Blue" великого джазового
трубача Майлса Дэвиса.
Музыка это
особенная, уникальная, по своему прекрасная; как сказано про нее в "Историях
Барда Бидла" - "И за 50 лет не найдешь подобной".
Miles
Davis - So What
Альбом
"Kind Of Blue" считается "подлинным шедевром" и "величайшим джазовым
альбомом всех времен и народов".
Это один из
тех редких альбомов, которые сразу получив статус классики, подобно великой
драгоценности, со временем лишь набирают свою ценность. Про него пишут книги; Его
называют святыней, называют "одной из самых важных записей XX века";
говорят, что "подобно Библии, экземпляр альбома "Kind Of Blue" должен быть в
каждом доме". С самого начала он считался совершенством и по сей день
остается самым известным, самым распространенным и самым продаваемым
джазовым альбомом.
Miles
Davis - Freddie Freeloader
Вероятно,
в момент записи "Kind Of Blue" звезды встали как-то особенно благоприятно.
Он был записан в 1959 году, в один из самых плодотворных периодов джаза,
был записан одним из самых великих джазменов истории с фантастическим составом,
включающем в себя Джона Колтрэйна (John Coltrane) и Кэннонбола
Аддерли (Julian "Cannonball" Adderley) на саксофонах, Пола Чемберса (Paul Chambers) на контрабасе, Джимми Кобба
(Jimmy Cobb) на
барабанах, и Билла Эванса (Bill Evans) с Уинтоном Келли (Wynton Kelly) на фортепиано. Все великие
собрались в одном месте. И как это часто бывало с Майлсом, записано все было
практически без репетиций и практически все - с первого раза.
Майлс даже
никому не объяснял, чего именно он хочет. Как рассказывал Билл Эванс, идеи о том,
как это все нужно делать, окончательно оформились у него в голове где-то за
два часа до записи; и когда пришли музыканты, Майлс просто раздал всем
наброски мелодических линий, рассадил всех в студии и велел инженерам нажить кнопку
записи.
А все
остальное - попросту необъяснимо.
Miles
Davis - Blue In Green
А
поворотной точкой музыки XX века этот альбом называют, наверное, потому, что на нем
Майлс впервые в полную силу применил принцип так называемой "модальной" музыки. Раньше все
импровизировали, исходя из мелодии и аккордов к ней. Мелодии становились все
более запутанными, аккорды все более сложными; и Майлсу это надоело, и он нашел выход: совсем
избавиться от аккордов.
"Отсутствие
заданной схемы аккордов дает больше свободы и пространства для того, чтобы
слышать вещи. Когда играешь так, можно играть бесконечно. С мелодической линией
можно сделать значительно больше; становится вызовом - увидеть, насколько ты
можешь быть мелодически изобретателен. Когда основываешься на аккордах,
знаешь, что под конец 32 такта все аккорды вышли, и тебе придется с
вариациями повторять то, что ты уже сыграл. А здесь - полная свобода".
Таким образом Майлс практически создал новый музыкальный язык; и не на
каком-то одном треке - революционным был весь альбом.
Ганиальный
виброфонист Гари Бертон
(Gary Burton)
замечал: "Обычно, когда появляется новый стиль в музыке, первые попытки
звучат немного шатко. Но Kind Of Blue безупречен с начала до конца".
Miles
Davis - All Blues
Как говорил
Кит Ричардс: "Главное для композитора - это уметь слушать".
Есть люди,
у которых голова устроена так, что они слышат только повседневные звуки, и даже музыка для них - организованный
шум; и есть те, кто в самом громком хаосе слышат тишину, а в глубине самой
глубокой тишины разбирают, как меняется ветер во вселенной, как то, что было
завтра - становится сегодня. И это знание часто даже умом не регистрируется
сознанием; ты просто всем своим существом чувствуешь невозможность
продолжать делать все, как ты это делал это раньше.
И пусть
тогда все твои друзья и доброжелатели машут руками и говорят: "что ты
делаешь, так нельзя"; как стрелка в компасе, твое сердце уже показывает новое
направление, которого вчера еще не было на земле. И - хочешь ты того, или
нет, но
ты должен двигаться в эту сторону.
Так,
видимо, и поступил Майлс; и со свойственной ему свирепой гордостью и
непринужденным изяществом он за два дня записи создал шедевр, которым люди не
устают восхищаться уже 50 лет. Вот и нам сегодня повезло отпить из этого
источника.
Спасибо
вам, дорогие мои!
Miles
Davis - Flamenco Sketches
|