Islands of King Crimson,
1 марта 2009

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Ну вот ничего не могу с собой поделать. Боролся с собой, как мог,
крепился, держался... Все бесполезно.
 King
Crimson - Formentera Lady
Вы
поняли - о чем я?
Было время, когда
британский музыкальный коллектив King Crimson
был святая святых для русского рок-интеллигента. Если есть священные коровы, то вот
эта была самая священная из них: самая прогрессивная из всех групп
"прогрессивного рока".
И когда в темных аллеях каких-нибудь укромного городского сада раз в
неделю рок-интеллигенты встречались со спекулянтами на предмет обмена
пластинками, то наличие пластинки King Crimson
гарантировало приндадлежность к самому высшему слою местной аристократии. И
когда кто-нибудь доставал из портфеля или заплечного мешка привычно пахнущий
одеколоном "Starless...", "Red"
или - упаси Господи! - имевший странную репутацию "Lizard", то окружающие
опускали головы в невольном почтительном поклоне, как будто в помещение
вошел кто-то из великих князей.
И было почему.
Основателя King Crimson Роберта Фриппа (Robert Fripp) было принято считать самым
"гениальным композитором и самый поразительным рок-музыкантом нашего
времени". И это уже цитата не из петербуржских рок-интеллигентов, а вполне
себе непредвзятой английской музыкальной прессы.
 King
Crimson - Sailor's Tale
При этом
Фрипп даже не был основателем группы, а просто в 1967
году ответил на объявление в газете: "Требуется поющий органист". Он был не
органистом, а гитаристом, не пел, при этом по его собственным словам "был
лишен чувства ритма и музыкального слуха" - однако, как-то сошелся с давшими
объявления братьями Giles. Поначалу они назывались Giles, Giles & Fripp; в
ноябре 1968 года родилась идея King Crimson, в январе 1969 прошла первая репетиция, а летом вышел их первый альбом
"При Дворе
Алого Короля" (In the Court of the Crimson King).
Pete Townshend из The Who, никогда не бросавший
слов на ветер, назвал его "шедевром", а музыкальные критики писали, что звук
этого альбома заложил основы альтернативного рока и гранджа и вообще положил
начало всему движению "прогрессивного рока". Сам Фрипп сухо комментирует:
"Я не думаю, что когда-либо был частью прогрессивной
сцены; я просто играл музыку в тот же самый период времени".
Время, однако, было беспокойное, все менялось каждый час: музыканты
приходили, уходили, объединялись в новые коллективы во всех возможных
комбинациях, и очень скоро Фрипп остался единственным постоянным членом
King Crimson.
Как он сам
говорил: "King Crimson - не какое-то определенное сочетание музыкантов, а
метод создания музыки".
Последовало еще
четыре альбома разной степени странности, каждый с разными
участниками; и потом, наконец, третий состав King Crimson продержался вместе аж два года и записал четыре альбома такой красоты
и свирепости, что (как писали в одном журнале) их "звук сдирал со стены обои".
В 1974 году Фрипп пришел к убеждению, что
существующие в музыкальном бизнесе условия несовместимы с созданием музыки
(и вообще "скоро конец света") и группа перестала существовать 25 сентября
1974 года.
Спустя много лет, Фрипп снова решил, что King Crimson существует, но это
уже совсем другая история.
А сегодня мы говорим про самый странный альбом King Crimson - записанный
в 1971 году альбом "Islands" - про который принято считать, что он "вышел за
все грани возможного в рок-музыке".
 King
Crimson - The Letters
Несмотря на
все вышесказанное, было бы непростительной ошибкой воспринимать Роберта
Фриппа, как взбалмошного эксцентрика; напротив, Фрипп - один из самых
крепких на голову, интеллигентных и точных в своих выражениях мыслителей в
музыке XX века. Тем более интересно, что - в
своих, иногда более похожие на философские эссе интервью, он несколько раз
повторял одно интересное наблюдение: что он воспринимает King Crimson как своего рода
"присутствие"; духовно-энергетический феномен, не
имеющий прямого отношения к нему самому, или людям, которые играют в группе.
Иногда он есть, и тогда время доставать инструменты и записывать новый
альбом или играть концерты; иногда его нет, и тогда - что ни делай - его нет.
Другими
словами: "Когда появляется музыка, которую может играть King
Crimson, появляется King Crimson, чтобы сыграть
эту музыку".
И еще одно точное наблюдения Фриппа:
"Музыка так
хочет быть услышанной, что иногда выбирает самых невероятных личностей,
чтобы они дали ей голос".
Если первый
певец King Crimson,
детский друг Фриппа, Greg Lake был великолепным бас-гитаристом, то Boz Burrell, избранный в качестве певца ко времени записи
"Islands" музыкантом
вовсе не был; но, повинуясь какому-то своему внутреннему импульсу, Фрипп за
несколько дней с нуля обучил его играть на бас-гитаре и сделал из него
басиста с отменной репутацией.
И это тоже придало музыке
"Айлендс" особенный вкус.
 King
Crimson - Ladies Of The Road
Как пишут
исследователи, из всех альбомов King Crimson "Islands" считается "альбомом,
над которым легче всего издеваться и труднее всего понять; альбомом, который
сложнее всего простить".
Именно поэтому, наверное, мы и слушаем его сегодня. Было бы, может быть,
проще и вернее построить эту передачу как биографию; но я был одержим идеей
дать вам послушать именно "Islands"; "один из самых
странных рок-альбомов, когда либо появлявшихся в этой вселенной".
Мне
кажется, что критики склонны переваливать с больной головы на здоровую: у
них было бы значительно меньше проблем, если бы они перестали пытаться
повесить на творчество King Crimson унылый ярлык "рок" - или, если
уж на то пошло, любой другой унылый ярлык. Мне все время казалось, что
прелесть этого альбома в том, что его бессмысленно пытаться втискивать в
какие-либо рамки.
Как говорил сам Фрипп:
"Вопрос ставился просто - С нами только что
произошло нечто магическое; как нам найти условия, в которых эта магия
возникнет вновь?".
И для того,
чтобы вновь соприкоснуться с магией, Фрипп пробовал все новые и новые
комбинации; вот как в этой прелюдии под названием "Песня Чаек" - здесь используются инструменты симфонического
оркестра и звучит все теоретически, как симфоническая музыка, но на самом
деле говорится в этой музыке совсем о другом; и мне остается только молча
склонить голову перед ее печальным совершенством.
 King
Crimson - Prelude: Song Of A Gulls
Не
зря однажды было замечено: "В музыке King Crimson
всегда была невероятная печаль".
Это так, и
мало кто выражал печаль и трагедию с такой силой, как King Crimson; но - с
другой стороны, печаль и трагедия - это только часть большей картины. И сам
Роберт Фрипп это прекрасно понимает:
"На самом деле музыка меня не интересует; музыка
- это просто средство для
создания магического состояния".
"Я бы сказал, что суть моей жизни
- это создание гармонии, а музыка - это
одна из компонент этой гармонии".
Однажды кем-то было сказано:
"Музыка берет свое начало в месте, более
реальном, чем сама жизнь."
И однажды, на альбоме
"Islands"
облака бесконечной печали ненадолго разошлись, и мы на мгновение увидели
солнечный свет на далеких берегах островов, в честь которых и назван альбом "Islands". И даже сложно сказать
- а было ли это? не показалось ли это нам? И, может
быть, что на эти вопросы вообще не может быть ответа... но, как говорят:
"Начни с возможного, и постепенно продвигайся к невозможному".
Спасибо вам!
 King
Crimson - Islands

|