Rog Stars Sing Samhain,
1 ноября 2009
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Вот и вновь настал священный Соуэн, День Всех Святых, Праздник Благодарения
Нашим Предкам; и вновь - как это положено в столь исключительный день, мы
обращаемся к музыке наших братьев-кельтов. Но сегодня мы посмотрим на нее с
особенной, непривычной стороны.
Derek
Bell - Smdh Bean Agus
Конечно
же, на музыке кельтов свет клином не сошелся. Я сам лично знаю людей,
которым ближе песни туарегов или мелодии народности мяо.
Но
есть в этой музыке нечто, что касается самых древних струн нашего сердца. А
поскольку ученые историки с несомненностью установили, что у русских и
кельтов - общие корни, то эта музыка - практически наша собственная, и
слушая ее, мы прикасаемся к - потерянной на долгие времена - нашей
собственной, древнейшей истории.
Так
вот. В мире есть великое множество прекрасных народных музыкантов. Честь им
и хвала. Но как-то так получается, что есть музыка народная, а есть -
популярная. И два этих мира редко пересекаются. До середины XX века народная музыка вообще считалась чем-то, о
чем в приличном обществе говорить не принято.
Но "Биение Ирландского Сердца" не остановить, и начали появляться люди,
которые исправили это положение.
Van
Morrison - Irish Heartbeat
Вот,
например, одна история.
Однажды в группе Rolling Stones случился конфликт.
Мик Джаггер - в свободное от основной работы время - захотел немного попеть
сам по себе; ну а верховный идеолог коллектива Кит Ричардс придерживался
мнения, что "шаг вправо, шаг влево - расстрел", и если Мику хочется петь
громкие электрические песни, то он обязан делать это лишь в сопровождении
собственной группы.
"Я
мог бы понять" - говорил Кит, - "если бы он решил записать без нас
что-нибудь, чем мы точно никогда не будем заниматься; например, спел бы с
арфисткой какую-нибудь ирландскую народную песню".
Со
временем конфликт был улажен, и топоры войны были зарыты, но слова друга
задели в душе Джаггера какую-то чувствительную струну и народную песня была
записана; разве что вместо арфистки был скрипач.
Mick
Jagger - Handsome Molly
Да,
что собственно, далеко ходить?
Не
будем закрывать глаза на правду: даже сами Битлз стали известны благодаря
шотландской народной песне "My Bonnie" (ведь именно массовый интерес к пластинке
с этой песней, записанной Битлз еще в Гамбурге, и вызвал в итоге их
стремительный взлет на вершину славы).
А
как замечал Антон Павлович Чехов, если в первом акте драмы на стене висит ружье,
в конце третьего оно должно выстрелить.
Поэтому на
последнем своем альбоме "Let It Be" Битлз - по инициативе Джона Леннона -
вновь вернулись к народной музыке и записали еще одну короткую, но трогательную
народную песню - про ливерпульскую красавицу Мэгги Мэй.
Beatles
- Maggie May
Когда
же бывшие участники Битлз разошлись своими тернистыми путями, Пол Маккартни
горько жалел, что именно Джон, а не он, предложил спеть эту песню. Потому что
Полу тоже страсть как хотелось петь народные песни.
Но
- поскольку он пользовался репутацией самого главного композитора земного шара -
Пол никак не мог себе позволить петь народные песни. Начни он это делать, как
все бы сразу подумали, что он исписался, и перестали бы считать его главным
композитором.
Выход,
как это часто бывает, подсказали члены собственной семьи. Родной брат Пола - Mike McGear, певший в развеселой ливерпульской группе Scaffold -
как-то раз позвонил Полу с просьбой по-родственному помочь и продюсировать
какую-то их запись. Воспользовавшись таким поводом, Пол уговорил Scaffold
записать народную
песню про еще одну ливерпульскую красавицу по имени Лу и не только продюсировал
, но - судя по всему - и подпел в ней.
Scaffold
- Liverpool Lou
А
вот у Боба Дилана никогда не было таких проблем, как у Пола Маккартни. Потому
что почти
вся его первая пластинка была составлена из народных песен; и даже став всемирно
популярным, он не уставал подчеркивать, что всю свою жизнь не отходит от чистого
родника народной музыки.
Часто,
выходя на сцену, он так и говорил: "Дорогие товарищи! Сегодня мы с вами вновь
приникнем к чистому роднику народной музыки. И вы, пожалуйста, не смотрите, что
все эти песни написал я сам - ведь кто-то должен писать народные песни; так вот
это я и есть".
А
иногда не удерживался, переставал писать свои песни, и вновь возвращался к
чистому роднику. Вот и на альбоме "Автопортрет" Дилан записал старинную
песню "Belle Isle". Краткое ее содержание таково:
Ирландия.
Вечер. В чистом поле работает девушка. И тут к ней подходит незнакомый
лирический герой и заводит беседу. Дева же с достоинством отвечает, что
никак ничего между ними быть не может, ибо она отдана другому; и хотя
избранник ее сердца много лет тому назад уплыл в море и с тех пор не писал,
но тем не менее она продолжает его дожидаться.
Но дело здесь не столько в сюжете, сколько в красоте изложения:
Я умалил
себя перед ее красотой; О прекрасная дева, откуда ты? Ты сошла с небес
- или ты обитаешь
На сияющем троне Купидона? Молодой человек, открою тебе секрет: Я, и правда - девушка бедная;
Но если я нарушу свое обещание -
Мое сердце наверняка не выдержит".
Естественно, в итоге лирический герой и оказывается тем самым
давно потерянным ее
избранником.
Вот за такую невероятную красоту мы и ценим народные песни.
Bob
Dylan - Belle Isle
Не
менее известные в Америке Саймон и Гарфункель тоже отдали дань народному
творчеству.
Увлекшись музыкой еще в школе, и начав с детских твистов и шейков, Пол
Саймон и Арт Гарфункель (в точности как Модест Петрович Мусоргский), со
временем кончили обучение и поступили на службу - но вскоре вышли в
отставку, чтобы целиком посвятить себя любимому искусству. И, естественно,
их потянуло к народному творчеству.
На музыкальную работу Пол с Артом смотрели как на большое общественное
дело. Они близко к сердцу приняли слова Добролюбова о том, что музыканты
должны "проникнуться народным духом, прожить его жизнью... прочувствовать
все тем простым чувством, каким обладает народ...".
"Всего себя подавай людям"
- говорили Пол и Арт; и того же требовали от
друзей-фолксингеров.
Да и не только Саймон и Гарфункель
- начитавшись Белинского, Добролюбова и
Мао Цзе Дуна, многие музыканты начали увлекаться фольклора. И "народность искусства" стала одним из основных понятий эстетики начала
1960-х.
Simon
& Garfunkel - Peggy O
И
нечто подобное происходило даже в самой что ни на есть популярной музыке. Да
взять хотя бы Beach Boys - популярнее в Америке тогда никого не было.
Но - несмотря на успех и популярность, звездам молодежной эстрады
чего-то не хватало. Соседи часто видели, как братья Уилсон, взявшись за
руки, ходят кругами по своему двору в тяжелых раздумьях. Рок-н-ролл
принес им деньги и славу, но душе хотелось подлинного искусства. Братья
часто вспоминали, как в детстве к ним приходили соседи, они обступали рояль и всей семьей пели
старинную песню про то, как на шлюпе "Джон Би" все матросы перепились. Много
раз с тех пор они упрашивали своего менеджера позволить им записать эту
песню; но ответом всегда служило неумолимое "нет, зарабатывайте деньги!".
И однажды - вероятно, начитавшись Мао Цзе Дуна -
Beach Boys взбунтовались и
все-таки записали эту песню.
Это было
поворотной точкой их карьеры; альбом "Pet Sounds" с этой песней
немедленно стал мировой классикой, и сами Битлз с восхищением признавались,
что лучше еще ничего не слышали.
Такова сила
подлинного народного искусства.
Beach
Boys - Sloop John B
Но
Мао Цзе Дуна читали не только в Калифорнии.
Его книги дошли и до Ирландии; и
- как следовало ожидать - произвели там
сильнейшее впечатление. А известная его фраза о том, что революционное
искусство должно быть "на более высокой плоскости - более интенсивным, более
концентрированным, более универсальным, чем повседневная жизнь" много
обсуждалась во всех пабах Дублина, и однажды ее услышал один искрометный
негр-ирландец по имени Phil Lynott.
Тщательно обдумав слова Великого Кормчего, он снял струны со своего
банджо и спрятал его на дно сундука. Потом он купил себе бас-гитару и
кожаную куртку, собрал группу единомышленников, назвал все это "Тощая
Лиззи" и запел древние ирландские песни на новый лад.
Thin
Lizzy - Whiskey In a Jar
Ну, а
известный нам Донован еще в детстве прочитал Белинского и увлекся собиранием народных
песен.
Путешествуя по всему миру, он то там, то здесь останавливался и записывал
привлекшую его внимание песню. А однажды, странствуя по берегам Черного
Моря, он услышал бережно передаваемую из поколения в поколение, редкую
шотландскую мелодию времен Крымской Войны.
Donovan
- The Heights of Alma
А
вот одна из первых классических ирландских песен, когда-либо услышанных мною
- и
поразивших меня в самое сердце. А я и понятия поначалу не имел, что это
народная песня.
А
просто кто-то из друзей принес мне запись по тем временам только что
вышедшего альбома Брайана Ферри. И одна песня в этом альбоме возвышалась на голову
над всеми остальными; весь альбом был просто хорошей музыкой; а эта песня
была другой - настоящей - как будто в ней были ключи к чему-то очень для
меня важному.
Bryan
Ferry - Carrickfergus
Вот
мы и убедились, что практически все значимые фигуры популярной музыки второй половины
XX-го века воздали должное народному творчеству.
Так
в чем же тут дело? В чем его притягательность? А все, наверное, очень просто.
Ведь
чем хороша так называемая "народная музыка"? Да тем, что каждый поет то, что
хочет; потому она и народная. А плохую песню спеть никого не заставишь; если
уж кто-то берется что-то петь, то, значит, ему просто понравилось; его цепануло за душу.
Через
несколько поколений такого естественного отбора остаются только самые лучшие
песни. И вот именно эти - лучшие - песни мы и играем с вами в эти
замечательные праздники. Спасибо вам!
Byrds
- Wild Mountain Thyme
|