Pub Rock,
11 апреля 2010
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
На улице весна,
и судя по всем
признакам, сегодня пришла пора вспомнить про чарующий эпизод истории музыки, о
котором среди музыковедов почему-то принято стыдливо умалчивать - хотя именно
этот эпизод
послужил мостиком по которому человечество перешло из-под мармеладных небес
Золотого Века в такие родные нам хрущобы панка и новой волны.
Squeeze
- Up The
Junction
Я говорю
про явление, известное историкам под названием "паб-рок" - то есть рок,
который играется в пабе: иными словами, в месте, предназначенном для
распивания пива и других - возможно более крепких - напитков.
В наше
время, если набрать в поисковике словосочетание pub rock, часто
выскакивают какие-то сборники песен, звучащие в пабах из музыкальных
автоматов - то есть практически все, что угодно, чему можно подпевать хором,
и с таким ритмом, что - сколько ни выпьешь - не собьешься.
Однако, у
нас с вами речь сегодня идет именно о музыке, игравшейся в пабах вживую в
начале 70-х годов XX-го
века.
Graham
Parker - Local Girls
"Паб-рок"
был первой реакцией на наступившую катастрофическую суперзвездность начала 1970-х.
С самого
начала декады музыка - из спасительного маяка, которым она служила всем в 1950-е
и 1960-е годы - стала превращаться в зрелище и стадионный спорт - Glam Rock,
Тяжелый Металл, другими словами "Быструю Беготню Пальцами По Струнам и Клавишам".
Имидж,
театральность и выручка на кассе стали определяющими фактороми. Цитадель
музыки предудущего времени - местные клубы, которые в середине 1960-х цвели
пышным цветом, захирели и стали близки к исчезновению. Тут то и пришло
временное - и очень своевременное - спасение. Играние музыки в пабах. Музыка вернулась к людям. А каков паб, таков и рок.
Dr.
Feelgood - Roxette
Но
сначала позвольте мне объяснить разницу между британским "пабом" и обычной
пивной.
Паб -
сокращение от "public house", то есть "общественный дом" -
характерная черта быта Британии, ведущая свою родословную еще от римских
таверн. Как замечает даже энциклопедия, пабы социально и культурно
отличаются от кафе, баров, пивных и других распивочных. Во многих местах, особенно в деревнях, паб был центром местной социальной
жизни. А раз речь идет о социальной жизни, то какая социальная жизнь без
музыки, и поэтому во многих пабах было определено специальное место для
играния музыки. Вот историк и бытописатель Сэмьюэл Пепис называл паб "сердцем Англии".
Не удивительно, что именно оттуда пришло спасение.
Dubliners/Pogues
- Irish Rover
Вся идея
"Паб-рока" состояла в том, чтобы вернуть
атмосферу веселья в музыку, которая еще недавно была спасением и согревала
как солнце, а теперь пошла на продажу и стала принимать себя до опасного
всерьез.
И поэтому Муза Рок-н-ролла на время воцарилась там, где она могла
чувствовать себя в безопасности. Она вновь явилась людям в месте, где нет
ни претензий, ни ценников; где важно лишь одно - чтобы играемое действовало.
А игра в пабе для приобретения закалки в музыке - первое дело; нужно
играть настолько мощно, чтобы тебя было слышно сквозь шум выпившей публики и
звон бокалов, и настолько завлекательно, чтобы эта самая публика не перешла
в другой паб, где потише.
Slade
- Coz I Luv
You
Естественно,
большей частью группы, игравшие такую музыку, совершенно не старались
выглядеть хорошо, или вообще как-то выглядеть. Их делом было - играть так,
чтобы "вставляло". А уж дойти
до студии и хорошо записать свои песни - на это вообще осмеливались только
единицы; большая часть паб-рокеров не видела в этом смысла, зная, что все
равно ничего не получится.
И даже
когда пресса заговорила о новом модном феномене, групп, которые составили бы
себе на этом громкое и прибыльное имя, было плачевно мало. Поэтому поиграв
некоторое время, группы быстро затухали, и на их месте появлялись новые
энтузиасты.
И все равно
- даже несмотря на это, многие музыканты этой волны добились в дальнейшем
большого успеха. Игра в пабе оказалась отличным курсом молодого бойца. И
многие из этих бойцов, закаленные музицированием под звон посуды, составили
первые отряды "панк-рока" и "новой волны".
Среди них -
и сами Pistols, и певец группы
Clash, народный герой Joe Strummer, и несравненные The Stranglers.
Stranglers
- No More Heroes
Путь из пабов на большую сцену - путь не новый. И те, кто проходили этим путем, освещали эту тернистую тропу для идущих
сзади - а идущие сзади платили им уважением.
Так, многие заслуженные панки отмечали, что
Rod Stewart и группа Faces -
хотя и принадлежали предыдущему поколению - настолько гармонично сочетали в
себе любовь к выпивке и музыку, что были главным образцом для всего
панк-движения.
Так что в пантеона
"паб-рока" Роду Стюарту и его приятелям нельзя не
уделить почетного места.
Rod
Stewart - True Blue
Зачастую пабы порождали удивительно положительную, веселую и даже
лирическую музыку. Кстати, как это ни странно, именно сегодня - день рождения Криса
Диффорда; автора песен, певца и гитариста одной из самых упоительных групп,
зародившихся на этой волне - группы Squeeze.
Критики попроще называли предводителей Squeeze, Криса Диффорда и его
коллегу Гленна Тилбрука, "новыми Ленноном и Маккартни"; критики
поинтеллигентнее просто констатировали, что Диффорд и Тилбрук - одни из
лучших авторов английского песенного искусства.
Squeeze
- Goodbye Girl
Еще одним сокровищем этого времени был Иэн Дьюри;
тот самый джентльмен, который написал песню "Sex, Drugs and Rock'n'Roll",
за одну которую благодарное человечество должно было бы поставить ему
памятник.
Иэн Дьюри был одним из истинных оригиналов английской сцены; как писала
газета Guardian: "единственный, кому удалось совместить энергию рок-н-ролла с уличным юмором
и философией мюзик-холла".
В детстве он заболел полиомелитом - но вместо того, чтобы его сломать, это
только сделало его крепче. Поначалу он был художником, потом преподавал, а потом занялся музыкой. И
тот факт, что он был калекой, только делал его более привлекательным и
добавлял к его статусу. Панки - да, собственно, и не только панки, чуть ли
не молились на него; по крутизне равных ему не было.
Песни его сами по себе были памятником современного уличного юмора; таким
уважением он пользовался в народе, что сам Эндрю Ллойд Вебер пришел к нему с предложением написать текст к его мьюзиклу
"Кошки"; Дьюри, не моргнув
глазом, отказался от многомиллионного заработка, коротко заметив: "я не
люблю его музыку; но, по крайней мере, у него хватило ума обратиться к
лучшему".
Было сказано однажды:
"Гвозди бы делать из этих людей: крепче бы не было
в мире гвоздей" - и, видимо, сказано как раз про таких, как он.
Ian
Dury - Hit Me With Your Rhythm
И, раз уж мы упомянули имя
Иэна Дьюри, не могу не поставить вам
сравнительно поздний трек, записанный им совместно с группой Madness.
Произведение дивного шарма. Вообще, песня, начинающаяся словами "Господа
убийцы"
вряд ли может быть воспринята равнодушно.
Как Madness, так и Йен Дьюри - дети Ист Энда, восточного Лондона, где
мало что изменилось с тех пор, как его описывал Диккенс. И тамошняя публика
чем-то удивительно напоминает нашу. А Дьюри был очень хорошим знатоком - а
вернее - частью - этого мира, и поэтому песня песня о "Фреде Из-Под
Капельницы" звучит чудесно убедительно.
Madness
- Drip Fed Fred
И
в итоге - стоит ли что-то говорить?
Даже если просто собрать все песни из сегодняшней передачи и проиграть их
подряд, то образовавшиеся 36 минут музыки просто значительно поддержат ваше
хорошее настроение. А это уже - очень значительное достижение, на мой взгляд - и весьма
достойная цель.
Не правда ли, друзья мои?
Slade
- My Friend Stan
|