UK 60s (part 5),
28 ноября 2010
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте! Готовы
ли вы?
Blossom
Toes - Telegram Tuesday
Не
так давно мне довелось разговаривать в городе Туле с одной очаровательной
журналисткой. Мы говорили о музыке; и каковы же были мои восторг и
удивление, когда девушка призналась, что ее любимая группа - это
Tyrannosaurus Rex. А потом добавила, что после Марка Болана она более всего
любит слушать группу The Purple Gang. При упоминании этого имени со мной
случилось нечто невообразимое. Рассказывают, что я выбежал на улицы и начал
биться головой о заснеженную мостовую, вознося хвалы Господу.
И мое
поведение легко понять. До чего же прекрасен и необычаен тот факт, что
музыка, написанная и сыгранная 45 лет тому назад; музыка, о существовании
которой обычно помнят только специалисты - вопреки всякой логике до сих пор
излучает свет и сладость и приносит радость людям.
Purple
Gang - Auntie Monica
Поэтому
я и решился сегодня составить передачу из песен исключительной редкости.
Мне очень
по душе музыка, написанная и сыгранная во второй половине 1960-х - и не мне
одному; по одной очень простой причине - тогда людям как будто бы открылась
иная перспектива, и они увидели то, чего нам обычно не видно - и это
безграничность отразилась и в их музыке. Причем - в музыке не только больших
и всем известных коллективов, но и групп совсем маленьких и забытых. Поэтому
я и залезаю иногда в эту пещеру Али Бабы, чтобы еще раз испытать эту
радость, и каждый раз, дотронувшись до музыки той эпохи, я собираю ее в
передачу и вроде досуха выскребаю - и через год лезу туда опять, а там опять
что-то есть.
И сегодня
вся передача будет на музыке групп, о которых мы еще никогда не
говорили. Вот, например, группа "Мандрагоровый Пар на Веслах".
Mandrake
Paddle Steam - Strange Walking Man
Или
стопроцентно забытая всеми группа Galliard, счастливым обладателем пластинки
которой я когда-то являлся - и с тех пор больше 30 лет искал их - и нашел
только на днях. Кстати, именно у них начитнал будущий ударник Артура Брауна
и Emerson, Lake & Palmer - Карл Палмер.
Galliard
- I Wrapped Her In Ribbons
И
мне кажется, что все эти группы разными методами выражали одно и то же
ощущение: "Мы - первое поколение, видящее и говорящее правду - и мы хотим
идти прямым путем, даже если не совсем знаем как".
И все это
далеко не исчерпывалось Англией. То же самое происходило по всему миру. Даже
в Швеции - вот, например, шведский коллектив Tages.
Tages
- People Without Faces
И
ведь многие люди на самом деле делали то, что говорили. Для примера -
расскажу вам историю Вашти Буньян.
Девушка
Вашти училась в Оксфорде, но однажды услышала пение Боба Дилана, забросила
учебу и начала писать свои собственные песни. "Я стучалась в двери компаний
звукозаписи, но им были нужны девушки в бальных платьях готовые петь то, что
им скажут; они не знали, что делать с худющей студентой в свитере с дырами и
гитарой через плечо".
Скоро в нее
безответно и романтически влюбился менеджер Rolling Stones Эндрю Луг Олдхэм,
только что сделавший звездой другую красавицу Марианну Фэйтфул - и казалось
бы, путь наверх открыт. Но не тут то было.
Говорят,
что имя определяет жизнь человека. Уж не знаю, так это или нет, но имя Вашти
- взятое ее родителями из Библии - это имя королевы Персии, изгнанной за
отказ танцевать перед гостями мужа.
Вот
Вашти тоже отказалась плясать. Вместо того, чтобы пробиваться на верхние
ступени шоу- бизнеса, она вместе со своим другом-художником купила у
случайно встреченного цыгана кибитку с лошадью, и они пустились в путь. А
направились они в Шотландию, где добрый гений тогдашнего времени, певец
Донован приобрел остров "на котором никогда не было XX века" и пригласил
всех желающих там жить. Добирались они туда - с перерывами - полтора года -
ехать по Англии в кибитке оказалось крайне сложно. И можно было бы все
бросить и вернуться, но лошадь было жалко - да и вообще.
К тому
времени, когда Вашти с другом и собакой добрались до острова, Донован уже
давно забросил идею "рая на острове" и уехал в теплые края, а местное
население встретило путешественников несколько недружелюбно.
Это не
помешало Вашти написать целую тетрадь песен, поехать в Лондон и записать их
- но получившийся альбом никто покупать не стал; Вашти опечалилась, а
поскольку в городскую жизнь она возвращаться уже не хотела, то поселилась в
неизвестной глуши и ушла с радара на тридцать лет. Тем временем она и ее
альбом стали легендой.
И
только недавно новая волна психоделических фолкеров вроде Девендры Бархарта
выманила ее из отшельничества.
Vashti
Bunyan - Diamond Day
Многие
- даже если и не уходили в путешествия физически - тем не менее, пребывали в
путешествии духовном.
Пример
таких путешественников - Third Ear Band (или "Группа Третьего Уха") -
коллектив, который никогда, судя по всему, и не собирался зарабатывать на
музыке. Их интересовал не успех, а то, куда музыка может их привести. Может
быть, мы про них даже никогда и не узнали бы: но они стали известны, когда
кинорежисссер Роман Полански попросил их написать музыку для его фильма
"Макбет", что они и сделали с блеском.
Для них
музыка была именно путешествием; или ритуалом или игрой - или садом. Их
ударник и основатель Глен Суини говорил: "наши песни как деревья: они
одновременно похожи друг на друга и все совершенно разные".
Third
Ear Band - Stone Circle
Действительно:
то ли ритуал, то ли игра (как будто между ними есть разница).
Роб
Янг в своей истории британской музыки пишет: "Попытка вернуть себе
потеряннное детство была естественной для поколения, выросшего на
разбомбленных руинах.
Британский
блюзовый бум ранних 60-х был попыткой привязаться к Америке, которая тогда
казалась "землей благополучия". Но английская версия американской музыки
проявила себя, как дешевая имитация. Поэтому новой задачей стало перестроить
рок и психоделию по-британски. Не столько искаженная Американа, сколько
совсем сошедшая с ума Викториана".
Сошедшая с
ума очень по-британски - с завидным чувством юмора.
Bonzo
Dog Band - The Equestrian Statue
Некоторая
музыка тех времен были, безусловно, направлена на то, что тем или методом
вызвать все-таки любовь и признательность благодарной публики - какой бы
странной эта музыка ни была.
И радует,
что в те времена это можно было сделать и таким образом, как группа Brain,
которую вы услышите сейчас. А между прочим, эти люди - братья Джайлс и
Роберт Фрипп - через год основали группу King Crimson.
Brain
- Nightmare In Red
А
вот еще один коллектив, имеющая прямое отношение к King Crimson.
Певица
Джуди Дайбл пела в King Crimson - а до этого была первой певицей Fairport
Convention. Так что она имела прямое отношение к двум основополагающим
группам британского рока. Потом ушли оттуда и стала петь с другом Джеки
МакОли в дуэте Trader Horne.
Trader
Horne - Goodbye Mercy Kelly
И,
конечно, во всех книгах пишут, что 1960-е кончились разочарованием; дорога в
новый мир оказалась миражом и шедшие по ней вновь упали на жесткую землю,
утерлись и поджав хвосты, отправились зарабатывать на квартплату и хлеб. Но
точно ли это так?
Как
проницательно заметил инженер человеческих душ Честертон: "Примечательно,
что в огромном количестве больших войн проигравшие выигрывали... К примеру,
крестовые походы окончились поражением христиан. Но это не привело к упадку
христиан; это привело к упадку сарацин. Потеряв Иерусалим, крестоносцы
спасли Париж.
Французская
революция кончилась поражением: короли вернулись по ковру мертвых при
Ватерлоо. Революция проиграла свою последнюю битву; но она добилась своей
изначальной цели. Ее результатом стала пропасть. И с тех пор мир стал
другим.
Спарта
убила Афины своим последним ударом; ушла с победой и медленно умерла от ран.
Афины же возродились".
Так
что, может быть, с музыкой 1960-х не все так уж однозначно, и она еще может
нам очень даже пригодиться.
Purple
Gang - Kiss Me Goodnight
И
- напоследок - когда мы говорим о пещере Али-Бабы, или скрытых сокровищах
или о чем-то, что спрятано в лесу - что именно мы имеем в виду? Зачем нам
искать эти клады? А вот зачем:
Тот же
Честертон заметил однажды: "Человечеству, в общем, ненавистна идея чего-то
спрятанного; то есть успешно спрятанного. Игра в прятки - популярный метод
времяпровождения, но она лишь иллюстрирует правду слов "Ищите и обрящете"...
Все удовольствие в том, чтобы перейти от незнания к знанию".
А
знание этих песен - с моей, по крайней мере, точки зрения - серьезно
обогащает душу. Есть в них то, что я так люблю - желание заглянуть за край
земли - или спокойная уверенность уже заглянувшего туда. Потому что
заглянешь и знаешь - все лучше, чем мы даже могли предполагать. Спасибо.
Strawbs
- Sail Away To The Sea
|