Cream,
27 февраля 2011

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Будем
сегодня говорить о самых лучших, единственных в своем роде, ни с кем не
сравнимых, о сливках музыки. О группе Cream.
 Cream
- Strange Brew
Cream -
первая супергруппа в мире, состоявшая из басиста и
вокалиста Джэка Брюса (Jack Bruce), гитариста и вокалиста Эрика Клэптона (Eric Clapton) и ударника
Джинджера Бэйкера (Ginger Baker). Они существовали два с половиной года, записали
четыре альбома, продали больше 35 миллионов пластинок
и разошлись по своим делам в 1969 году.
Но пока они
существовали - им не было равных.
 Cream
- Tales Of Brave Ulisses
А
дело было так - к июлю 1966 года Эрик Клэптон,
игравший в блюзовом коллективе Джона Майяла (John Mayall & the Bluesbreakers) был
лучшим гитаристом Англии. Такова была его виртуознось
и сила, что на стенах Лондона появлялись надписи "Эрик - Бог". Но ему самому
было тесно и хотелось чего-то другого.
Тут-то
он и встретил Джинджера Бэйкера, в то время - ударника Graham Bond
Organization. Джек Брюс вспоминает: "основание Cream - идея Джинджера.
Он хотел
основать группу с Эриком. Эрик был Богом".
А
Клэптон говорил: "Мне всегда нравился Джинджер,
- вспоминает, - однажды у нас с Майялом был концерт
где-то в пригороде, и Джинджер пришел нас слушать, а потом подвез до Лондона
в своем Ровере. Я был сильно впечатлен его машиной и манерой водить.
По пути он
рассказал, что хочет создать новую группу; я сказал, что тоже думаю о чем-то
подобном. Он немедленно пригласил меня к себе гитаристом. Я сказал - с
радостью, при условии, что басистом будет Джэк Брюс; Джинджер был так
удивлен, что едва не разбил машину".
Дело в
том, что Джинджер уже играл с Брюсом, и - хотя они уважали музыкальный гений
друг друга - отношения между ними были настолько плохими, что Джинджер
уволил его не из своей из группы. Джек, несмотря на это, продолжал приходить на
концерты, и тогда Джинджер пошел на крайности.
"Когда к тебе подходит человек с ножом, и говорит: "Ты больше не играешь в
этой группе"; нормальное человеческое желание - уйти немедленно, не дожидаясь
выходного пособия" - вспоминает Джэк.
Несмотря на
столь бурную историю, Джек и Джинджер договорились отложить в сторону свои
разногласия во имя музыки. Решили играть втроем. А поскольку они были
"сливками" лондонской сцены, то без всякого стеснения так и назвались - "Сливки".
 Cream
- World Of Pain
Первый
альбом Cream получился смесью интеллигентной поп-музыки и тяжелого блюза. И
даже свой поп они играли, как играли бы блюз. Как говорил Джек Брюс: "Мне
казалось, что можно взять язык блюза и сказать им что-то новое".
А
Клэптон вспоминает: "У нас была невысказанная договоренность: если я
поддаюсь, и мне приходится играть в поп-песне, то я
могу позволить себе сыграть в ней настоящее блюзовое соло".
Зато на
концертах Cream отрывались по полной. Такого еще никто не слышал.
Взаимодействие между музыкантами было абсолютным.
Недаром Джими Хендрикс мечтал познакомиться с Клэптоном, а замечательный
продюсер Том Дауд (Tom Dowd) с уважением замечал: "Это была самая громкая группа,
которую я слышал в жизни".
 Cream
- Crossroads
Первый
альбом вышел хорошим, но худосочным. По требованию фирмы грамзаписи второй альбом поехали записывать в Америку. Только того
им и надо было. Там и произошел качественный
скачок.
Поначалу в
Америке к ним отнеслись несколько настороженно - что же это такое? Приехали из
какой-то заштатной Англии и говорят, что играют блюз? Что за нелепость?
Том
Дауд: "Они приехали в Америку и мы сказали: Подождите секунду - это же блюз.
Это наша музыка, какое право вы имеете ее играть? В итоге оказалось, что они спасли блюз".
И запись
второго альбома "Disraeli Gears" превратила Cream
в титанов. Редактор
журнала Rolling Stone Дэвид Фрик вспоминал:
"Услышать Cream по радио в 1967м году - значило
пережить удивительный шок".
Cream
были в зените своих сил. Именно на Disraeli Gears появилась песня "Sunshine
Of Your Love" - в которой один из классических риффов рок-н-ролла.
 Cream
- Sunshine Of Your Love
При всех
сложностях отношений между тремя гениями, составлявшими Cream степень их
уважения друг к другу не может не поражать.
Джек
Брюс: "Мы все были одним и тем же - импровизаторы, знающие блюз и джаз. Мне повезло - в течении жизни мне довелось играть со многими лучшими
ударниками джаза и рока - но с Джинджером никого нельзя сравнить. И вообще
-
то, что мы делали все то время - ни с чем не сравнить".
Эрик: "В
нас троих есть что-то одно общее для всех. Неважно, какие у нас вкусы: мы
все равно находим общую почву под ногами. Мы нашли себя и осуществили свой
потенциал".
Джинджер: "Джек
сыграет что-то, это приводит к тому, что я сыграю что-то; то же с Эриком;
поэтому мы никогда не повторялись. И поэтому у нас
музыка полна чувства - мы же ее играем. Невозмо уйти
от того факта, что играть с этими людьми - счастье; мы все знали, что то,
что мы делаем - это по-настоящему хорошо. Никто никогда не мог бы
имитировать Cream - и никто никогда не сможет".
Как говорил
про них Джон Майялл: "Это было магическое сочетание трех людей".
 Cream
- Outside Woman Blues
Проблем,
тем не менее, у них хватало. Даже Джинджер Бэйкер - которого никто не
решился бы назвать застенчивым человеком или тихим покладистым ударником
(Джек так и говорил: "Джинджер? Он просто абсолютный безумец") - но даже ему
в Cream бывало тяжело.
Джек
Брюс с одной стороны, Эрик с другой - вворачивали ручки своих усилителей
так, что чтобы хоть что-нибудь услышать, играть приходилось за болевым
порогом. Борьба за право быть услышанным выработала в нем поистине
нечеловеческую силу удара.
Знакомые
рассказывали, что - много лет спустя, когда Джинджер купил себе уединенный
дом где-то в итальянской глубинке, крестьяне использовали его в качестве
будильника. Каждое утро в семь утра он садился за барабаны и начинал
заниматься; гром его барабанов разносился по окрестным горам и долинам. "А-а,
- говорили крестьяне, - этот сумасшедший рыжий
англичанин уже заиграл - пора
и нам и в поле".
 Cream
- Dance The Night Away
Да,
Бэйкер - абсолютно феноменальный барабанщик, а Брюс - экстраординарный
басист и певец, каких еще поискать; да их песни - это мощное стенобитное
оружие, а громкость музыки могда бы легко сровнять с землей стены Иерихона.
Но
основное оружие Cream - это пение гитары Эрика Клэптона. Эта гитара - не из робких; я бы никому не рекомендовал в лицо назвать
ее музыкальным инструментом; она - живой и страстный дух, временно
заключенный в деревянное тело с железными струнами.
Из-за нее песни Cream постоянно превращались в соперничество. Вот песня
начинается, и вроде все идет чинно:
Голос с гитарой договорились: голос у нас сегодня будет главным, а гитара
будет ему помогать. Но не тут-то было. Поначалу гитара старается держаться
условленного перемирия, но видно, что это ей дается с трудом. Она позволяет
Джеку петь, но сама не может удержаться и все время вмешивается, комментируя
спетое; а в середине песни все-таки не выдерживает: "Эх, да что вы люди
вообще в этом понимаете" - и срывается в пике.
А оторвавшись по полной, как бы понимает, что опять сорвалась, притихает и
уходит в тень - и то только на секунду. Как только появляется малейшая пауза
между словами, она взвивается, взвывает и снова пытается расставить все
точки над "i".
 Cream
- Swlabr
Как это всегда и бывает, отдыхать было некогда - записи, концерты,
концерты, записи; куй железо, пока горячо. Начальник фирмы "Атлантик" Ахмет
Эртегюн вспоминал: "Они играли в Америке так много, как никогда не играла ни
одна группа". И эта стахановская ковка - как всегда - привела к печальным результатам.
Закончив работу над двойным альбомом "Wheels Of Fire", участники коллектива
почувствовали, что не могут больше играть вместе.
Бэйкер вспоминает: "Дошло до того, что Эрик как-то сказал мне: "Знаешь,
с меня хватит, -и я сказал, - Я чувствую то же самое". Мне было тяжело.
Последний год с группой был просто агонией. Мы играли так громко,
что я неизлечимо повредил себе слух; это проблема для меня и до сих пор.
Жалко; ведь начиналось все прекрасно. В
1966 году это было фантастическое
музыкальное переживание; но, к сожалению, позже оно превратилось в полный абсурд".
К тому же, отношения между Брюсом и Джинджером продолжали ухудшаться; а
постоянные гастроли не давали им отдохнуть друг от друга и просто придти в
себя.
Поэтому Эрику приходилось постоянно выступать в роли миротворца; и хотя это
безусловно заработало ему очки и право быть нареченным "сыном Божьим", на
нервы это действало не лучшим образом.
 Cream
- We're Going Wrong
На прощание Cream все же дали себя уговорить и записали вместе еще один
альбом. Три длииных концертных трэка и по песне от каждого.
Альбом назывался "Good bye".
 Cream
- Badge
Cream играли вместе два с небольшим года и разошлись. Конец
истории, казалось бы. Но не забывайте, что у музыки - совсем другие законы, другие цели и другое
время, которое к нашему, бытовому, не имеет ни малейшего отношения. То,
что для нас - история возможно великой группы, для музыки - возможность
выйти из потенциального состояния в физический мир и быть услышанной, то
есть вступить во взаимодействие с живыми существами.
А сама музыка -
никогда не начиналась и не заканчивается. Музыка продолжается.
Как говорит теперь седой старик Ахмет Эртегюн: "Я рекомендую любому, кто
еще не открыл для себя эту музыку, поставить ее и включить довольно громко.
А если у соседей с этим будут проблемы - так ничего не поделаешь".
Спасибо!
 Cream
- White Room
|