Haydn, послушать запись на сайте Радио России Здравствуйте! Haydn - Concert For Harpsichord And Orchestra.1 Жители XVIII века любили называть свое время эпохой Просвещения или веком Разума. Ну, разумеется, не все жители, а высококультурные. Они постановили, что непременно решат все проблемы человечества путем применения к жизни светлого разума. Понятно, что попытка была обречена на провал, потому что умом не изменить не только Россию, но и Вселенную. И за эпохой Разума наступила совершенно отрицавшая всякий разум эпоха Романтизма, а потом и вовсе настал XX век. Haydn - Trumpet Concerto. Andante Франц Йозеф Гайдн родился в ночь с 31 марта на 1 апреля 1732 года в маленьком городке Рохрау на границе Австрии и Венгрии. Отец его был мастером по изготовлению повозок; мальчик воспитывался вполне по-крестьянски, без излишеств. Но с раннего детства выказал необычайные таланты к музыке. Родители его надеялись, что сын станет священником и послали в соседний город на обучение - где Йозеф и обучился начаткам музыкального ремесла. Как писал он сам: "наш Всемогущий Отец так щедро одарил меня по части музыки, что уже на шестом году жизни я пел Мессы в церковном хоре и немного играл на клавире и скрипке. Haydn - Cello Concerto #2. Adagio В 8 лет Гайдна взяли в хор венского собора Святого Стефана, где он и пел 9 лет - до тех пор, пока у него не начал ломаться голос. Пай-мальчиком он не был, поэтому оказался на улице: ему было 17 лет, и единственной его собственностью были три старые рубашки и потертое пальто. Йозеф начал вести богемный образ жизни: играл на разных общественных мероприятиях, аранжировывал, давал уроки музыки и (по его собственным словам): " каждую ночь допоздна занимался сочинением". Надо сказать, что время это имело свои отличительные черты. Поскольку музыкант сам по себе не производит очевидных физических ценностей, то для выживания музыкантов должны существовать люди, готовые поддерживать творцов искусства. В XVIII веке это делалось так - знатные и богатые особы нанимали талантливых музыкантов, и те, находясь в доме на положении слуг, были обязаны играть и сочинять ту музыку, которая могла бы доставить хозяевам удовольствие. Haydn - Symphony #82 "The Bear". Allegretto Когда Йозефу исполнилось 29 лет, его жизнь кардинально переменилась. Он занял положение вице-капельмейстера при дворе Принца Эстерхази. Но об Эстерхази следует сказать отдельно. Принц Николас Эстерхази, прозванный "Великолепным", был главой величайшего и богатейшего рода в Венгрии. Он слыл любителем искусств и музыки; его замок в Эйзенштадте славился на всю Европу и уступал только Лувру. И в нем был 400-местный и неописуемо роскошный оперный зал, в котором и располагался оркестр, которым управлял Гайдн. В 1790 году принц Николай Великолепный умер, и его место занял Принц Антон, которого музыка не очень интересовала. Оркестр был распущен, а Гайдну предоставлена свобода. К этому времени Гайдн проработал у Эстерхази 29 лет и был известен на всю Европу как лучший композитор эпохи. Он принял предложение поехать в Лондон, где был принят с восторгом. Писали: концерт Гайдна был "удовольствием, превосходившим все, что когда-либо относилось к инструментальной музыке". Haydn - Symphony #83. 4. Finale Как человек, Йозеф Гайдн был, судя по всему, удивительно приятным: ровного нрава, работящий, щедрый, справедливый, с хорошим чувством юмора. Любил хорошо одеваться, любил охотиться и рыбачить. Он не был хорошо образован, но был практическим человеком, стоящим обеими ногами на земле. В нем была целостность и интеллектуальная честность; честность, которая позволяла ему говорить о своем друге Моцарте: "Мои друзья часто превозносят мои таланты, но Моцарт значительно выше меня". Haydn - Rondo Presto Йозеф Гайдн оказался одним из самых плодовитых композиторов в истории. Стандартные списки его работ насчитывают 104 симфонии, 83 струнных квартета, 60 фортепианных сонат, множество концертов и камерной музыки, большое количество хоровых произведений и песен (включая государственный гимн Австро-Венгрии, впоследствии ставший гимном Германии); а также 23 оперы, 4 оратории и множество месс (а в последнее время исследователи склонны еще более расширять этот список). Но несмотря на то, что он оказался любимцем весьма анти-религиозного "Века Разума", сам он был расположен душой к Богу и - когда писал музыку - не выпускал из рук четок: говорил, что это ему очень помогает. И - подобно Баху - начинал каждый свой нотный манускрипт надписью "во имя Божье". Haydn - Quartet For Strings "Emperor". 3 Так он и прожил до конца жизни, окруженный почетом и вниманием. И мучился под конец жизниот ревматизма, но удручало его, в основном, то что, что становилось трудно писать музыку, а идеи продолжали его одолевать. Славная жизнь. Haydn - Symphony #84. 4. Finale |
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 13-10 |
Неплохая альтернатива Napster-у - SoulSeek
Все вопросы - к allmusic.com