Chet Baker, послушать запись на сайте Радио России Здравствуйте! Chet Baker - I Can't Get Started Как только ни называли Чета Бейкера - и "ангелом" и "золотой трубой"; и сравнивали его с Шарлем Бодлером, Рильке и Эдгаром Алланом По. Он играл на трубе и пел, и снимался в кино - был "Джеймсом Дином, Фрэнком Синатрой и Биксом Бейдербеке в одном лице". По традиции джаз всегда был музыкой черных; а Чет был классическим белым; и не просто белым, а писаным красавцем, его как-то раз назвали "одним из самых красивых людей своего поколения". И - несмотря на это - играл джаз так, что отец "би-бопа" Чарли Паркер однажды сказал другому отцу "би-бопа" трубачу Диззи Гиллеспи: "Смотри, Диззи, на Западном берегу появился белый мальчик, который тебя сьест". Chet Baker - Stella By Starlight Когда Чет был мальчиком, его отец - пьющий неудачник, джазовый гитарист, решил, что его сыну нужен инструмент. И, будучи не совсем адекватным, купил ему тромбон, который маленькому Чету было даже не взять в руки. Поняв это, отец обиделся и поменял тромбон на трубу - но даже не стал дарить ее сыну, а просто холодно поставил сверток на пол и ушел. Дело в том, что он всегда во всем считал себя первым, ну и не без причин. Дар играть на трубе у него был от Бога, как свидетельствовали все его знакомые. А потом он услышал альбом Майлса Дэвиса "Birth Of The Cool" и ему открылся новый мир. Через сорок лет он говорил: "Я сам не знал, чего я хочу, пока не нашел Майлса". Chet Baker - Aren't You Glad You're You Стиль "cool", преобладавший на Западном побережье, наверное, требует отдельного пояснения. Саксофонист Тедди Эдвардс объяснял: "Джаз с Востока черный и тяжелый; с запада - белый и легкий". "Cool" - это слово заслуживает отдельного пояснения. Ближе всего - наше понятие "спокойный"; но не совсем это. Поясню на жизненном примере. Когда Чет играл с Маллиганом, они - по отзывам их близких - больше всего на свете ценили эту игру вместе. Но они никогда не позволяли публике это увидеть. Маллиган играл с полусонным видом, глядя куда-то вдаль; Чет играл, глядя в пол. Chet Baker - Sweet Lorraine Нот он никогда не знал, но обладал феноменальной памятью и запоминал самые сложные произведения с первого раза. Однажды в юности Бейкер пошел наниматься на работу в один оркестр; перед ним поставили ноты, и оркестр заиграл увертюру из "Руслана и Людмилы" Глинки; Бейкер не имел понятия о классической музыке, и в нотах разбирался едва-едва. Потом Берни Фишер, первый трубач того оркестра, рассказывал: "это было самое невероятное, что я видел в жизни: Первый раз парень едва сыграл две ноты; на второй раз он играл лучше меня. И, что хуже всего, он все время жал на своей трубе не на те клапаны. Этот парень - из другой Вселенной". "Я хочу все делать по слуху" - сказал Чет позже в интервью газете "Мелоди Мэйкер; "для меня когда что-то звучит правильно, оно и есть правильно. Может быть ноты нужны только тем, у кого плохой слух, или отсутствуют способность к творчеству". Chet Baker - On Green Dolphin Street Но, говоря о Бэйкере, невозможно политкорректно обойти главную проблему его жизни. В практике человечества много тысяч лет известны снадобья, которые влияют на самоощущение человека. Сьешь или выпьешь чего-нибудь этакого - и вдруг ты уже не такой, как раньше, тебе как-то хорошо внутри и тебе кажется, что ты знаешь что-то, чего не знают все остальные люди. Видимо, и Чет был из таких. Получилось так, что Чет Бэйкер стал известен не только своей музыкой, но и крепкой привычкой к разнообразным дурманящим веществам. Хотя, если посмотреть - не он один. Практически все велкие джазмена джаза 50-х - Майлс, Паркер, Колтрейн, Монк, Маллиган, Гетц - все употребляли то, что употреблять не полагается. Почти все в какой-то момент прекращали, но к сожалению, многие держались недолго, и все начиналось опять. Впрочем, как замечал большой эксперт в этой области Кит Ричардс, "талант в себя шприцом не введешь". Chet Baker - Lulluby Of The Leaves В итоге получилось, что Чет идеально отвечал типу анти-героя, которого так заждалась буржуазная Америка. Норман Мэйлер писал в своем эссе "Белый Негр": "Американский экзистенциалист - хипстер воображал себя почетным негром. Хипстеры знали, что конформистская Америка обречена на гибель - либо от атомной бомбы, либо от тенденции общества убивать в себе каждый творческий и бунтарский инстинкт, которым дышит человеческая душа. Единственным ответом на это было жить бок о бок со смертью в лице постоянной опасности, развестись с обществом, существовать без корней, отправиться в путешествие без карты под руководством одного только своего бунтующего я". Так же и Чет. В его биографии написано, что он "воплощал собой тип красивого разрушающего самого себя бунтаря, живущего без корней, избегающего любой ответственности и не ставящего ни во что никакие общественные нормы; и вел себя так, как будто знает какие-то глубочайшие истины, постичь которые обычному человеку невозможно." Chet Baker - Minor Yours Музыку Чета любили все, но женщины не просто любили его музыку, а обожали его самого на протяжении всей жизни. Началось все с его матери, которая боготворила своего мальчика; продолжилось окружающим любую сцену женским коллективом - и длилось всю жизнь, даже когда зловредные привычки сделали его раньше времени стариком (которого недоброжелатели звали "живым трупом"). Одна девушка сформулировала это просто: "Он был плох, он был опасен, и он был прекрасен" А в жизни у него не получалось практически ничего из того, что принято считать важным. У него не было ни близких людей, ни жилья, ни счета в банке, даже своей одежды не было; если кто-то дарил ему что-то хорошее, это либо пропивалось, либо где-то забывалось, либо кому-то сразу передаривалось. Chet Baker - Love Me Or Leave Me Есть один замечательный фильм про этот период музыки - "Round midnight", рассказывающий про американского джазмена в Париже. И в самом начале этого фильма есть такая сцена: в совсем маленьком кафе, человек на сорок максимум, сидят любители джаза, и герой играет им на саксофоне - и многого стоит выражение лиц слушателей - они слушают, как если бы голос саксофона им, уверенным в том что они обречены жить в вечной зиме, передавал им тайные новости о том, что на самом деле скоро начнется весна. Chet Baker - Let's Get Lost Про Чета Бейкера написано много книг, снято много фильмов. Его абсолютно нелинейная жизнь расписана и обглодана во всех деталях - но, что бы про него не писали, я скажу, что не нам его судить, Бог ему судья - а музыка его для меня была, есть и остается, как эхо какого-то самого прекрасного невероятного лета, которое когда-то было - а может быть еще будет: главное, что оно есть, раз мы можем расслышать вкус его в этой музыке. И за музыку эту, прекрасную и великую, я кланяюсь ему в ноги. Спасибо! Chet Baker - My Funny Valentine |
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 13-10 |
Неплохая альтернатива Napster-у - SoulSeek
Все вопросы - к allmusic.com