Акустические Воины 60-х, Здравствуйте! Ralph McTell – Bright And Beautiful Thing Интересное слово – акустика. Вообще говоря, "акустика" – это наука о звуке; но в России в 1980-е годы это понятие, как правило, обозначало отсутствие электрических инструментов и барабанов на данном мероприятии. А значит – возвращение песенной культуры к ее изначальному виду: ведь много сотен, если не тысяч лет песни звучали под аккомпанимент ручного органа, арфы или какого-то еще простого инструмента. Сами того не зная, русские рокеры возрождали древнюю традицию пения. И казалось бы – чисто советский феномен – акустические концерты. Однако, совсем нет; за двадцать лет до нас точно то же происходило по всему миру. И сегодня я хочу показать вам – как это все звучало. Gerry Rafferty – Your Father Didn't Like Вот это, например, был тогда еще совсем юный ирландец Джерри Рафферти. Джерри был одним из самых одаренных... как бы их назвать? По-английски это назвается singer-songwriter; то есть человек, который пишет песни и сам же их и поет. Такие люди, понятно, были всегда; именно они, а не профессиональные композиторы и поэты, как правило, и пишут "народные" песни. Но именно в 60-е годы такие люди стали становиться известными, и не просто известными, а – вместе с рок-н-ролльщиками – героями нового поколения, которое жаждало быть услышанным и поэтому нуждалось в людях, которые скажут правду от его лица. Gerry Rafferty – Keep It To Yourself Конечно, пение песен под несложный аккомпанемент всегда было любимым занятием человечества – но в простых бытовых условиях обычно исполнялись модные композиторские произведения или романсы. Чем же "барды и менестрели " 60-х отличались от этого? Ewan MacColl – Dirty Old Town Поначалу культура так называемой "народной музыки", в основном, опиралась на песни, написанные, действительно, неведомо кем и неведомо когда: это как бы придавало пению некоторую аутентичность – "это не я придумал, это так сложилось в народе". Однако, прошло совсем немного времени и люди начали писать свои собственные песни. И одним из первых, кто начал это, был Том Пакстон. Он вырос в дремучей американской глубинке. Поступил в университет штата Оклахома и столкнулся с музыкой патриарха американской народной музыки Вуди Гатри, был ею поражен в самое сердце, переехал в Нью-Йорк, поселился в богемном районе Гринич-Вилладж и всерьез взялся за пение. С тех пор песни Тома Пэкстона вошли в репертуар огромного количества музыкантов. Вот одна из классических его песен, которую в 60е годы не пел только глухой. И кстати, к несчастной жизни пролетариата она не имела ни малейшего отношения. Tom Paxton – The Last Thing On My Mind Не нужно забывать, что Америка, в основном, заселялась все-таки выходцами из Великобритании и Ирландии, поэтому немудрено, что песенная культура Соединенных Штатов во многом выросла из песен старой Англии. Поэтому то, что интерес к народным песням вернулся в Британию из-за океана можно считать своего рода иронией судьбы. Впрочем, начав с пения американских песен, британцы очень скоро вернулись к своей собственной традиции. А традиция была и остается краем, зачастую довольно мрачным и драматическим. Matthews Southern Comfort – Castle Far Россия, естественно, тоже воспитала свою культуру людей с гитарами. И именно в 1960-е годы. Люди эти, взяв музыкальные традиции городского романса и лагерных песен, соединили эту музыку со словами, никак не согласующимися с выхолощенным официальным пафосом. Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Городницкий, Юлий Ким, Юрий Кукин и многие другие создавали свою песенную стихию, к которой люди по всей стране обращались, чтобы услышать то, о чем не говорят по радио. Клячкин – Элегия Если же вернуться к тому, что происходило за железным занавесом, то постепенно привязанность к социальным песням постепенно сменялась песнями, напрямую имеющими дело с реальностью тех людей, которые эти песни писали и пели и которые их слушали. И даже когда песни были о том, как все неправильно, они звучали уже по другому. Одним из героев поколения поющих юношей с акустической гитарой стал Ральф МакТелл, родившийся и выросшей в бедной шахтерской семье. В детстве мама пела ему старинные шотландские песни; когда же он подрос, музыка Битлз открыла ему глаза и показала ему путь к свободе. Вот, наверное, одна из самых известных его песен "Улицы Лондона", которая в те годы являлась обязательной для всех, кто играл на акустической гитаре. Ralph McTell – Streets Of London Многие их тех, кто был тогда "полубогом с гитарой" теперь – бодрые седые старики, которым давно ничего никому не нужно доказывать; периодически их можно увидеть на одной сцене, обычно на особых концертах, устраиваемых в честь кого-то из этого круга друзей; именно друзей, потому что этих бравых акустических воинов было, как и любых настоящих героев, немного, и все они знали друга друга и играли друг с другом. Simon & Garfunkel – Blues Runs The Game А вот и сам он. Jackson C. Frank – My Name Is Carnival Все, связанное со временем, рано или поздно кончается. Подошли к концу и 60-е – а с концом 60-х изменилась и музыка. Новая декада требовала нового звука, новой ритмики, новой энергии – и нового подхода к занятиям музыкой; романтики с гитарами начали перемещаться из маленьких клубов на стадионы. Crosby & Nash – Southbound Train |
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 13-10 |
Неплохая альтернатива Napster-у – SoulSeek
Все вопросы – к allmusic.com