Евгений Клячкин, Здравствуйте! Евгений Клячкин – Не Гляди Назад, Не Гляди Песни Жени Клячкина – удивительный феномен. Они одновременно то трогательные и щемящие, то с отчаянным перехлестом; песни человека, раненого в самое сердце, голос человека который потерял что-то самое главное – уверенность в том, что он это главное когда-нибудь сможет найти. И эта потерянность дает многим его песням удивительную и храбрую красоту. В одном только его песни несомненны – они навылет искренни. Евгений Клячкин – Сигаретой Опиши Колечко Он сам говорил: "Искренность - великий критерий. Можно где-то коряво сказать, неудачно, но если правду - все равно услышится. Это главное, на чем зиждется авторская песня. Евгений Клячкин – Cидишь Беременная Бледная "Я полагаюсь во многом на себя, выступая на больших сценах. И так нужно, ибо - честно. Я чувствую за собой огромную ответственность. Песни пишутся для себя. Но и для людей. Для думающих людей. Евгений Клячкин – Псков Евгений Клячкин родился в 1936 году, учился, был спортменом, получил серебряный диплом. Первую свою песню написал в 14 лет, еще в школе – а выступать со песнями стал, когда поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт. По субботам в институте проводились танцы, а перед танцами была обязательная доза культуры в виде самодеятельного концерта. Там он и начал петь. Слух о том, что в ЛИСИ выступает какой-то интересный самодеятельный певец, разнесся по городу и на эти вечера стало невозможно попасть. Вскоре его стали приглашать на вечера и в другие институты. Тогда же его начали записывать на магнитофоны. Песен на свои слова у него было мало и он часто пел песни на стихи поэтов, уже считавшихся "настоящими" – Анчарова, Кузьминского, Вознесенского, Горбовского. Евгений Клячкин – Поиски Тепла Что касается слов – то Клячкин считается как бы "несерьезным" поэтом; да и действительно – у него много на первый взгляд не слишком удачных, непрофессиональных поворотов фразы, я первый готов это признать – но часто именно за счет этой юношеской неуклюжести стиха создается щемящее сердце состояние совершенной открытости и искренности – то, что сам Клячкин ценил превыше всего. Евгений Клячкин – Песня О Правах Но в одном все соглашались – песни Клячкина примечательны именно необычной красотой и очарованием всей музыки. Высоцкого однажды спросили: "Кого вы больше всего цените из ленинградских бардов?" "Пожалуй, Клячкина" – ответил тот; "такая интересная музыка у него, прямо завидки берут". И тяготение к музыке отличало его от всех остальных его коллег. Когда при Ленинградском Доме композиторов был проведен диспут о том – можно ли считать авторскую песню искусством, и кто-то из композиторов вызвался обучить желающих бардов основам музыкальной культуры (довольно самоуверенно предполагая, что они ничего не знают о музыке), то Женя единственный начал приходить к нему на обучение, и композитору пришлось отговаривать тянущегося к гармонии поэта с гитарой, объяснять ему, что в его самобытности больше настоящей музыки, чем у большинства профессиональных композиторов. Евгений Клячкин – Мелодия В Ритме Лодки Вообще сейчас трудно себе представить, сколько в то время было ортодоксов. Они говорили: "Если нельзя петь у костра, то это не наш автор". Образовалась команда "клячкинистов", которая постоянно спорила с командой "визбористов". "Визбористы" не принимали Клячкина в принципе, потому, что его было сложно петь хором. Сейчас об этом и думать смешно. Но тогда коммунальное сознание, доставшееся в наследство от соцреализма, требовало, чтобы искусство было доступно и понятно всем, а если непонятно – то значит оно не нужно. А официальные искусствоведы называли песни Клячкина "площадными", "подзаборными" и "из подворотни" и призывали публику не слушать их и скорее возвращаться в лоно непорочной советской песни, поскольку "эти так называемые песни – страшная угроза хорошему вкусу". Евгений Клячкин – Романс Князя Мышкина Прошла первая половина 60-х, и Клячкина стало не слышно. Вроде и есть такой человек, но где он, пишет ли, поет ли – как-то никто не знал. Сам Клячкин вспоминал:
"Мне в 1986 году на ленинградском телевидении некий тип с комсомольским значком задал вопрос: Вот вы были кумиром в шестидесятые. Потом вы куда-то исчезли и упустили, как минимум, два поколения своих слушателей. Что вы собираетесь делать в связи с этим?"
Меня это взбесило. Я сказал, что он мог бы его и пожестче сформулировать, и спросить, например, так: "Вот ты был бардом, потом тебе связали руки, вбили в рот кляп и так продержали двадцать лет. А потом развязали и сказали: вот ты стал на двадцать лет старше, и волосы у тебя уже седые, да и люди тебя уже забыли. Что ты теперь будешь делать?". Евгений Клячкин – Письма Римскому Другу Ко всему прочему, Клячкин очень много писал на стихи тогда практически никому не известного Иосифа Бродского. Сам Бродский к этому относился скептически и " слышать не хотел этого". Тем не менее, в народной памяти эти два имени связаны довольно тесно.
Юрий Кукин писал потом: "Как это было бы Иосифу ни обидно, поэзию Бродского страна узнала, во многом, из-за песен Клячкина на его стихи". Не так много времени прошло, и Бродский, обвиненный советским судом в тунеядстве и сосланный на пять лет на лесоповал лечиться от поэзии, оказался Нобелевским лауреатом и одним из важнейших поэтов XX века, а Клячкина еще ждет признание, как выдающегося мастера русской песни. Он родился, пропел и умер человеком необычайного достоинства, человеком высшего мирового уровня. Евгений Клячкин – Романс Черта Впрочем, широкое признание ему уже и не нужно. Он свое дело сделал: оставил нам свои песни. А уж что мы с ними будем делать, это наше дело. Евгений Клячкин – Прощание И я благодарю Господа, что в детстве мне было даровано чудо слышать, как поет этот человек, и это научило меня – как нужно относиться к пению и словам, которые поешь. Упокой Господь его душу. Спасибо! Евгений Клячкин – Зимний Сон |
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 13-10 |
Неплохая альтернатива Napster-у – SoulSeek
Все вопросы – к allmusic.com