Гленн Гульд, Здравствуйте! J.S. Bach - French Suite #5 (Gigue) Гленн Гульд - один из самых известных пианистов XX века, прославившийся своими интерпретациями творений Иоганна Себастьяна Баха. Его игра отличалась невероятным техническим совершенством и способностью подчеркивать полифоническую фактуру музыки Баха. Byrd - A Voluntary Гленн Гульд родился в Торонто, в Канаде. Его дед был двоюродным братом норвежского композитора Эдварда Грига (нельзя не отметить, что Григ по своему происхождения был шотландцем). J.S. Bach - Goldberg Variations 12 К трем годам было замечено, что у него абсолютный слух. Он научился читать ноты прежде, чем читать слова. В шесть лет его впервые повели на концерт известного солиста - как и следовало ожидать, это произвело на мальчика громадное впечатление. Позже он вспоминал: J.S. Bach - French Suite #2 - Allemande Мать научила его играть на фортепиано. В 10 лет он стал учеником Королевской Консерватории Музыки в Торонто. Где-то в это же время он повредил себе спину в результате падения, и отец сконструировал для него специальное кресло, чтобы ему было удобно сидеть за фортепиано с прямой спиной. Scarlatti - Sonata G Maj При этом он говорил: "Я не испытываю такой уж сильной любви к фортепиано, но я играю на нем всю жизнь, и это - лучшее, что позволяет мне выразить мои идеи". При этом музыкальная память его была феноменальна. Он запоминал музыку, один раз поглядев в ноты, и мог сыграть по памяти не только невероятный репертуар фортепианной музыки, но и оркестровые, и оперные переложения. Однажды он поспорил со своим другом Джоном Робертсом, потребовав назвать хоть одно музыкальное произведение, которое он не смог бы тотчас же сыграть по памяти. И естественно, выиграл. J.S. Bach - English Suite #1, Bouree 1 Гульд был известен своим буйным воображением, как в музыке, так и в жизни. Его считали большим эксцентриком. Иногда его идеи иногда были довольно непривычными. Он, например, считал, что самая идея публичного концерта - не только анахронизм, но и "сила зла". Он говорил, что публичное исполнение музыки выродилось теперь в некое подобие соревнования, в течение которого публика не слишком слушает музыку. Он даже выдвинул (только наполовину в шутку, судя по всему) &Quot;План Гульда По Отмене Аплодисментов И Демонстраций Какого-Либо Рода&Quot;. В соответствии со своими идеями он необычайно рано отказался от концертной деятельности, сыграв свой последний концерт 10 апреля 1964 года в возрасте 31 года. Beethoven - 7 Bagatelles #1, Allemande Важнейшей из причин, по которым Гульд покинул сцену, судя по всему, было его эстетическое предпочтение студии звукозаписи, где - по его словам - у него развился "роман с микрофоном". В студии он мог контролировать каждый аспект окончательного "продукта", выбирая отдельные части разных записей и составляя их вместе. Он чувствровал, что так он может полнее реализовать замысел музыкального произведения. Для него акт музыкального творчества не кончался на нотах партитуры. Исполнитель должен был делать свой творческий выбор по поводу отдельных аспектов произведения. Гульд считал, что нет смысла переигрывать старые произведения, если исполнитель не привнес туда своего нового видения. Mozart - Piano Sonata #11, 3 - Rondo A La Turc Наверное, самое известное его высказывание об искусстве звучит так: "Оправдание существования искусства - это внутреннее сгорание, вызываемое им в сердцах людей, а не мелкие внешние публичные его выражения. Цель искусства - не впрыскивание адреналина, действие которого длится секунды, а скорее постепенное, длящееся всю жизнь построение состояния безмятежного чуда". J.S. Bach - Italian Concerto F Maj, 1 Он был известен своими неортодоксальными замашками. Он не позволял никому к себе прикасаться (он говорил "изоляция - это один из верных путей к человеческому счастью"), и всегда ходил тепло одетый, даже слишком тепло, в перчатках (один раз его даже арестовали в парке, приняв за бомжа). Во время записи в студии должна была сохраняться определенная температура; он должен был сидеть ровно в 14 дюймах от пола. Во время игры он всегда совершал определенные движения телом, нечто вроде вращательного танца; он говорил, что это помогало ему контролировать прикосновения к клавишам. Самой, однако, сложной его привычкой была привычка всегда мычать мелодию себе под нос во время игры; часто успех записи зависел от того, насколько успешно звукоинженерам удавалось избавиться от этого мычания. J.S. Bach - English Suite #1, Sarabande Еще Гульд был известен как эссеист и радиоведущий; забавнее всего, что он занимался еще и своего рода журналистикой - он создал около двух дюжин псевдонимов и от их имени писал на свои собственные выступления и записи ругательные или вообще непонятные никому рецензии. J.S. Bach - Partita #3 in A Minor, II. Allemande В общем, если вспомнить фразу Пушкина "и гений, парадоксов друг", то к Гульду она относится в подной мере. Так что будем констатировать факт - мы жили в одно время с гением. J.S. Bach - English Suite #1, Sarabande |
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 13-10 |
Неплохая альтернатива Napster-у – SoulSeek
Все вопросы – к allmusic.com