Русские композиторы, Здравствуйте! Римский-Корсаков - Майская Ночь Свои, русские, композиторы появились у нас еще в XVIII веке, а то и раньше; просто до XVIII века как-то об этом и не думали. Были гусляры при княжеских дворах, ,было пение в церквях и скоморохи на улицах. При Петре же в русской жизни появилось много новшеств; одним из них было обязательное музыкальное образование для детей дворянского рода. Появились заезжие европейские оркестры и композиторы, а значит, начали появляться и отечественные образцы. Но требуется какое-то время, чтобы освоить новое дело; специалисты говорят, что всерьез русская симфоническая музыка началась в начале XIX века. Даргомыжский - Меланхолический Вальс До этого времени публика, в основном, слушала итальянские и французские оперы или другую европейскую музыку; мысль о том, что свои композиторы могут написать что-то хорошее никому в голову не приходила (как и во времена Лениградского рок-клуба). И тут появился Михаил Иванович Глинка. Что он, в итоге, и сделал - написал много всего, включая две первые классические русские оперы "Жизнь За Царя" и "Руслан и Людмила". Чайковский говорил: "Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в желуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская". Глинка - Камаринская Из рук Глинки эстафету русской симфонической музыки приняла группа молодых людей, называвшихся "Могучая Кучка". Под этим названием кроются пять композиторов: Милий Балакирев, Цезюрь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и Александр Бородин. Римский Корсаков - Золотой Петушок Началось все с Балакирева. Однажды, известный дипломат и любитель музыки Улыбышев представил самому Глинке своего юного воспитанника Милия Балакирева. И с первой же встречи Балакирев понравился Глинке и скоро стал близким человеком в доме. "В первом Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим, во всем, что касается музыки, - писал Глинка сестре, - ...со временем он будет второй Глинка". Балакирев - Увертюра На Темы Трех Русских Народных Песен Начало содружеству было положено при встрече Балакирева и Цезаря Кюи в 1856 году; они разговорились и решили, что именно на их долю выпало "сочинять музыку в национальном духе". На следующий год к ним примкнул Модест Мусоргский, еще через пять лет морской офицер Николай Римский-Корсаков, и потом - Александр Бородин. В 1862 году, к моменту окончательного формирования "Могучей Кучки", все они были молодыми людьми - самому младшему, Римскому-Корсакову было 18 лет, самому старшему, Бородину - 28. Кюи - Сюита No.2, Часть 2 Композиторы "Могучей Кучки", писали оперы, симфонии, романсы и добились все-таки своего; во многом, благодаря им русская музыка стала заметным явлением музыкальной жизни XIX века. Впрочем к этому же времени - времени, когда Россия, сохраняя свою самобытность, стала частью европейской семьи (как пламенно писал об этом Достоевский) - относится и появление всемирно признанных русских литературы, живописи, балета. Но вернемся к "Могучей Кучке". Самым одаренным членом ее принято считать Модеста Мусоргского. Потомственный дворянин, ко времени вступления в музыкальный кружок Балакирева, Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным офицером, он свободно читал и говорил на французском и немецком, знал латынь и греческий и был удвительно хорошим пианистом. Никому бы и в голову не пришло, что в итоге именно он окажется "знаковым русским композитором", вдохновившим музыку таких европейских светочей, как Дебюсси, Равель и Стравинский. Финальная ирония судьбы в том, что когда в 1937 году во время перепланировки "Некрополя Мастеров Искусств", в Александро-Невской лавер, где был похоронен Мусоргский, советские чиновники решили на новое место переместить только надгробия, а могилы закатать асфальтом, и прах гения русской музыки покоится ныне под автобусной остановкой. Мусоргский - Картинки с выставки "Могучая кучка" как сплоченная группа перестала существовать в середине 1870-х годов. К этому времени члены кружка - уже зрелые, сложившиеся композиторы - перестали нуждаться в повседневной опеке своего руководителя. Бородин писал: "Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились - обросли перьями. Перья у всех вышли по необходимости различные; а когда отросли крылья - каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела". Кюи - Пьеса В Народном Стиле Сам же я музыку всех этих замечательных людей каждый раз начинаю слушать с восторгом и надеждой, что сейчас мне откроется какое-то чудо, которого нет больше нигде в мире - и действительно что-то начинает слышаться мне в этой музыке, какой-то простор и небывалый мир и завораживающая красота - но довольно скоро эти ощущения сменяются тяжестью и серою скукой. Наверное, сложно все-таки творить, будучи связанным дидактическими принципами "быть не такими, как другие" и "доказать, что мы лучше".
Впрочем, видимо то же чувствовал и Чайковский.
Для него дух Балакиревского кружка, нетерпимость ко многим явлениям русской и европейской музыки были чужды и несимпатичны. Спустя много лет, в самом конце жизни, он сказал в интервью: "Меня всегда возмущает, когда говорят о лагерях в музыке... для меня их нет... Основав тридцать лет тому назад этот кружок, Балакирев упорно стоит за раз намеченные взгляды и принципы... Я же всегда хотел сохранить за собой известную свободу". Чайковский - Марш из балета "Щелкунчик" |
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 13-10 |
Неплохая альтернатива Napster-у – SoulSeek
Все вопросы – к allmusic.com