Radio Silence, Здравствуйте! БГ - Radio Silence Первое, что бросается в глаза - это то, что история записи альбома "Radio Silence" представляет из себя цепь удивительных случайностей. Безумный нью-йоркский изобретатель Кенни Шейфер, автор беспроводной гитары и прибора для электроакупунктуры, придумал устройство, позволяющее в Америке без помех принимать русское телевидение. Посмотрел сам и влюбился в Россию. На дворе была перестройка; Кенни решил, что - на волне новой русско-американской дружбы - нужно привезти в Америку какого-нибудь русского и записать альбом с лучшими музыкантами и продюсерами. Джоанна дала Кенни мои координаты, и телега покатилась. Кенни совершил чудо и абсолютно невыездного меня, вопреки запрету на самых верхах, вытащил в Нью-Йорк, искать фирму, которой было бы интересно это выпустить. Интересно было всем, но когда меня привели в директору крупнейшей фирмы CBS, легендарному жизнелюбу Уолтеру Йетникову, он подписал контракт, даже не слушая моих песен - ему понравился мой вкус к шотландскому виски. Зашла речь о выборе продюсера. Я в то время по своим личным причинам был одержим группой Eurythmics. И вдруг случайно оказываюсь в студии с гитаристом и композитором Eurythmics, одним самым на тот момент модных продюсеров мира Дэйвом Стюартом, мы случайно записываем с ним песню, и он тут же случайно соглашается продюсировать альбом еще ненаписанных песен совершенно неизвестного ему русского. Впрочем, есть ли в мире случайности? Если посмотреть на дело с другой стороны, все и не могло случиться иначе. Джоанна, Кенни, Дэйв и все-все-все исполнили свои роли для того, чтобы исполнилось мое жгучее желание - научиться делать русскую музыку не хуже, чем в остальном цивилизованном мире. Как говорили братья Блюз, "нас послал Бог". БГ - Postcard Началось история в Америке, но к американской музыке я всегда относился спокойно: музыка, которую я люблю, обычно происходила из Англии. Мы с Дэйвом тщательно все обдумали и объявили CBS, что переезжаем работать в Лондон. Те пожали плечами, но деваться было некуда. Началось лето, мы плавали по каналам на Дэйвовской барже, пили на солнечной палубе шампанское и швартовались у домов его друзей. Дэйва любили все - и таким образом Джордж Харрисон, Рэй Купер, половина Монти Пайтона - все стали частью этого большого полотна. Дэйвовская студия Church располагалась, действительно, в здании средневековой церкви. Записываться там было отдельным приключением. Было решено во время записи еще и снимать документальный фильм (потом названный Long Way Home). Сюжет его, в представлении крупного голливудского режиссера Майкла Аптеда, должен быть выглядеть просто: Тогда я еще не совсем понимал, почему сьемка высасывает энергию из жизни; но внутреннее отчаяние от назойливого присутствия камер не проходило, и перед тем, как нажимать кнопку "запись", приходилось обыскивать зал - не прячутся ли где-то за щитами звукоизоляции люди с микрофонами и кинокамерами. БГ - Fields Of My Love Помню один денек: утром Рэй Купер записывал конги, а днем подошли Анни Леннокс и Крисси Хайнд записывать подпевки. Впору было тронуться умом, но как-то я удержался. Крисси, певица из Pretenders, дама вообще воинственная, но удивительно открытая и естественная; они с Анни вежливо разговаривали, ожидая когда Рэй закончит, хотя едва ли были в сильно приятельских отношениях. Учитывая непростой характер обоих этих царственных особ, такая выдержка делала им честь. БГ - Real Slow Today Мы писались в большой первой студии; всего их в здании было 3; чуть меньше вторая, и за углом с отдельного входа, маленькая третья, которую Дейв приспособил для того, чтобы молодежь училась звукозаписи и могла заодно подработать. Во второй студии писал свой новый альбом Билли Маккензи - один из самых удивительных гениев-эксцентриков британской электроники. Маленького роста, в какой-то нереальной шапке пирожком, он приходил в студию с двумя гончими на поводках. Видимо, одному у себя в студии ему было одиноко; и иногда он заходил к нам выпить кофе. Как-то раз я заикнулся, что не знаю, что делать с песней. БГ - That Voice Again Лето шло к концу. Пора было заканчивать альбом. Уж не помню почему - запись переехала к Дэйву в Лос Анжелес. Там у него был большой дом на нескольких уровнях с бассейном, спортивной площадкой и очень приличной студией; все вместе напоминало Версаль в миниатюре. При этом закончить альбом было ох как непросто. То ли по застенчивости, то ли по неопытности, то ли по глупости я никак не мог объяснить инженерам - чего я хочу; мы все начали нервничать; в какой-то момент Дэйв, глядя в воду, задумчиво сказал: "А потом, наверняка, напишут - Дэйв Стюарт своими штучками испортил отличный фолк-альбом БГ". И столкнул меня в бассейн. БГ - Winter Но все-таки мы его закончили. И не так уж долго это длилось. Эпопея "Radio Silence" началась зимой 1987. Весной пошли песни и записи. Летом 1988 альбом был закончен, осенью смикширован и практически готов. И я вернулся домой к "Аквариуму"; мы снова пустились играть концерты. Весной 1989 я вернулся туда, где все начиналось - в Нью-Йорк; по контракту нужно было играть концерты в поддержку пластинки; я собрал группу, где единственным, кроме меня, русским был басист "Аквариума" Саша Титов. А в начале января 1990 я уехал в Лондон - писать песни для второго англоязычного альбома. Сделал несколько демо, показал на фирме; песни им понравились, но мы разошлись во мнениях - каким альбом должен быть. К тому времени симпатизировавший мне любитель полных чаш Йетников уже ушел из фирмы, а новые хозяева были настроены на поп-музыку и мне категорически противны. В итоге, контракт был ко взаимной радости аннулирован, а собранные демонстрационные записи новых песен были потом изданы моим московским другом под названием"Radio London". БГ - Time Как много ломалось на родине копий по поводу того - можно было записывать этот альбом, имею ли я право писать и петь не на русском языке, имею ли право записываться в хороших студиях с заморскими музыкантами. Но Бог с этими копьями. Глядя на эту одиссею, я замечаю сегодня, что (хотя я и не знал этого тогда) в основе хаоса лежала ясная логика. Говорят, что искусство всегда имеет, по крайней мере, два слоя - один, очевидный сразу, и внутренний, только постепенно различаемый сердцем. Внешняя история Radio Silence не имела никаких аналогов и напоминала волшебное путешествие, магический трип - каковым она и была. Вечная и всегда новая история человека, который вырывается из серого быта и попадает в мир своей юношеской мечты; и узнает, что этот мир не только существует на самом деле, а в этом мире у него еще есть свое место. Не зря в интервью тех времен (которые я перечитывал, готовя эту передачу), я неоднократно говорил, что в тот момент писание песен для "Аквариума" перестало иметь смысл. Просто потому что мы сделали то, что мы должны были сделать; на "Равноденствии" "Аквариум" 1980-х достиг своей вершины, и идти дальше было некуда. Как у Кастанеды, я дошел до конца тропы и прыгнул в пропасть. И вот альбом песен, написанных на другом языке, спетых с чудовищным акцентом, записанных с незнакомыми людьми в непривычном и не сразу понятном мире, оказался шаманской тропой, ведущей в будущее. Где уже ждал "Русский Альбом". БГ - Mother |
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 13-10 |
Неплохая альтернатива Napster-у – SoulSeek
Все вопросы – к allmusic.com