Песни И Как Их Писать
21 мая 2006

послушать запись на сайте Радио России
Май на исходе. Радостная весть:
День удлинился. Кажется, на треть.
Глаз чувствует, что требуется вещь,
Которую пристрастно рассмотреть.
Здравствуйте!
Сегодня я хочу рассказать вам об искусстве писания песен - это на случай,
если вы захотите однажды написать песню-другую и не будете знать с чего
начать. Поскольку я сам тоже много лет учусь писать песни, эта тема мне
особенно близка.
Вообще-то,
писание песен - одна из величайших загадок цивилизации. Никто не знает,
откуда они берутся, чем формально хорошая песня отличается от плохой и,
собственно, вообще - что такое песня. Поэтому я решил поделиться с вами тем,
что говорят об этом мистическом умении признанные мастера своего дела. И -
как это не странно - почти все они говорят совершенно одно и то же.
Вот,
безусловно, один из величайших мастеров XX-го века, Keith Richard из Rolling
Stones, убежден, что песни существуют сами по себе, где-то в атмосфере, и
- чтобы написать новую песню - нужно просто настроиться на
их волну.
Каждый день он по несколько часов играет на гитаре какие-нибудь любимые им
песни и, таким образом, настраивается: и постепенно в аккорды и мелодии
вкрадываются изменения - так начинается новая песня.
 Rolling
Stones - New Faces
А вот John
Fogerty из Creedence Clearwater Revival принадлежит к старой -
профессиональной - школе писания песен. Он садится с гитарой или фортепиано
и работает по шесть часов в день.
Великая
песня, - говорит он, - это в первую очередь, четыре вещи: название,
звук, слова и последнее - это есть во всех великих рок-н-ролльных песнях -
гениальный гитарный рифф. Часто я начинаю с риффа, а потом придумываю
название. У меня целая книга, заполненная названиями.
Песни
хорошо пишутся, когда их пишешь все время. Но если сделать долгую паузу, то
совершенно теряешь навык, как будто бы никогда их и не писал. Можно сидеть
неделями, каждый день и ничего не будет получаться. А иногда получается.
 Creedence
Clearwater Revival - Looking Out Of My Back Door
Джеймс
Джозеф МакГуинн (Roger McGuinn) родился 13го июля 1942 года в Чикаго. В
1964-м году он основал группу "The Beefeaters", чуть позже они
переименовались в Byrds и стали главной группой Америки.
Роджер
МакГуинн говорит: Я думаю, это - духовная вещь. Идеи для моих песен
приходят откуда-то сами. Я сажусь и они появляются.
 Byrds
- She Has A Way
Про Лу
Рида говорят, что у него самые лучшие уши в музыкальном бизнесе. Он слышит
нюансы, о которых большинство музыкантов даже не догадывается - и он не
жалеет никаких расходов, чтобы передать звук, который ему нужен, в записи
или на концерте.
Я
пишу песни, потому что люблю это делать. Они сами играют у меня в голове и
мне нравится их слушать. Я начинаю записывать их только, если делаю новый
альбом. Обычно это просто слова: иногда - и музыка тоже. Это как постоянно
включеное радио. Но когда я его не слышу, я не знаю, как на него
настроиться. И с этим ничего не поделать. Писать песни это мучение, когда
они не пишутся. Это как будто тебя кастрировали. И какое счастье, когда
опять начинаешь слышать.
Когда мне
говорят, что я написал хорошую песню, я не знаю, что сказать. Я не имел к
ней большого отношения: я как секретарь записывал то, что слышал у себя в
голове.
 Lou
Reed - Men Of Good Fortune
А вот
краткий опрос ведущих авторов песен в Америке:
Лидер
Beach Boys Brian Wilson: "Мне кажется, идеи песен приходят от Бога".
Joan Baez:
"Лучшие слова приходят я не знаю откуда. Я не имею к этому отношения. Они
просто приходят."
Carole
King: "Некоторые песни пишут себя сами, используя меня как инструмент. Они
приходят откуда-то. Я уверена, что от Бога."
Lamont
Dozier: "Было бы глупо сказать, что это все это моя работа. Многие годы я
благословлен обилием песен. За тем, что я делаю, безусловно стоит Бог. Все
хорошее, что у меня получается - отражение Его руки."
P.F. Sloan:
"Я был свидетелем, как будто бы мне позволили присутствовать при том, как
пишется песня. Моментами эта великая сила любила меня чуть больше и говорила
- Смотри, как родится эта строчка. Я смотрел и говорил - Но ведь это то, что
я всегда хотел сказать. Я писал песни и был свидетелем их рождения".
И даже
саркастический Джон Леннон говорил, что когда он пишет песни, они
приходят к нему сами, как если бы они где-то уже существовали.
Beatles -
Being For The Benefit Of Mr. Kite
Richard
Thompson, один из лучший песенников этой планеты: "Я думаю, что Джон Леннон
был прав. Но при этом я уверен, что этот процесс можно контролировать.
Иногда это происходит сознательно, иногда - совершенно бессознательно.
Иногда - интуитивно, иногда интеллектуально - и, взявшись за писание песни,
переключаешься с одного на другое. Это сложно анализировать. Может быть, это
и не нужно анализировать."
 Richard
Thompson - Dry My Tears And Move On
Donovan:
"Песни никто не пишет. Они приходят изнутри. И Цзин говорит, что музыка -
это неслышимый звук, трогающий все сердца. Этим она сильнее всех искусств.
Для меня
писание песен происходит так: ты любишь какую-то песню, ты играешь ее для
себя - и потом обнаруживаешь, что есть какая-то нотка, которую хочется
добавить - или появляется строчка в том же размере - и из этого вырастает
совершенно новая песня. Музыка это что-то, чему меня никто не учил. Я просто
знал ее изначально. И - хороши они или плохи - мои песни приходят ко мне
быстро, я быстро их заканчиваю и очень редко к ним возвращаюсь.
В писании
песен есть элемент вечности. Песни трансцедентны. Ты открываешь дверь внутри
себя, и время исчезает."
 Donovan
- Skip Along Sam
Paul
Simon: "Я не пытаюсь сознательно думать о том, что должна сказать песня. На
самом деле, я пытаюсь об этом совсем не думать. Мне интереснее не планировать, а
открыть ее для себя, быть изумленным слушателем. Поэтому я даю песне идти
туда - и сюда - и куда бы она ни шла: моя работа при этом - быть редактором:
" О, вот это интересно; а это не так интересно... А вот это - хорошая
строчка".
Как только
ум знает, что нужно придумать строчку, он либо не может ничего придумать,
либо придумывает что-то очень предсказуемое. Поэтому мне интересно открывать
в песнях что-то, чего я не ожидаю.
На самом
деле, возможность писать песни - это благословение.
 Paul
Simon - So Long, Frank Lloyd Wright
А вот, что говорит
Боб Дилан: "Все мы - звенья одной цепи. Все мелодии в моей голове очень просты,
они все основаны на музыке, которую мы все когда-то слышали. Корни ее уходят
очень далеко, в средневековье и раньше.
Песни
берутся из какого-то места, которое находится в одном биении сердца от нас.
В писании песен нет алгоритма. Нет правил. Вот почему это такая радость. Но
если я не напишу эту песню, кто-нибудь другой сделает это за меня.
Вообще-то в
писании песен главное - не иметь никаких мыслей."
 Bob
Dylan - You Angel You
Подобно
Дилану и Саймону, Леонард Коэн работает над каждой своей песней годами,
достигая невозможного совершенства. На каждый куплет, вошедший в песню, есть
десятки, которые в нее не вошли - этими невошедшими словами заполнены сотни
записных книжек - хотя сейчас он предпочитает писать на компьютере.
Он говорит:
"Чтобы
написать песню, которую я смогу спеть, она должна заговорить со мной:
вызвать к себе мой интерес, пробиться через мою незаинтересованность. Чтобы песня заинтересовала меня, требуется написать много версий,
много раскопать. Некоторые люди благословлены способностью писать от
вдохновения: у меня этого нет. Для меня писать песни - это тяжелая работа:
но эту работу я делаю с любовью. Появление песни - это подлинное чудо.
Песня
начинается с желания вновь найти уважение к себе. Искупить день. Чтобы я не
оказался у жизни в долгу за прожитый день."
 Leonard
Cohen - In My Secret Life
А Том Петти
говорит так: "Песню нужно найти. Это - как если бы ненаписанная песня уже
существовала, и я должен копать и копать, пока не доберусь до нее. Песни,
которые я люблю больше всего, обычно те, которые появились очень быстро. Но
- может быть - для того, чтобы они быстро появились, мне потребовалось через очень
и очень многое пройти.
 Tom
Petty - Hard To Find A Friend
Интересно
получается - практически все соглашаются в одном - настоящие песни в
потенциале существуют сами по себе, а те, кто их пишут, просто обладают
чуткостью и терпением, чтобы перевести их с божественного языка невыраженной
гармонии на наш с вами язык нот и слов. Не зря говорил учитель: "Подлинный
музыкант сводит небо на землю".
Так пусть же и
у нас с вами это будет получаться. Ведь именно мы - мост между небом и
землей, не правда ли?
|