Ирландское Рагу No.3 (и ремиксы),
24 сентября 2006
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Один из
величайших мыслителй современной популярной культуры, писатель William
Gibson, отец кибер-панка, человек в деталях описавший интернет и
кибер-спэйс, когда их еще в природе не было, пишет в одном из последних
номеров журнала "Wired":
"Наша
культура более не заморачивается использованием слова "брать взаймы".
Сегодняшняя публика не слушает - она участвует. Более того, само слово
"публика" ныне - анахронизм, так же, как и "пластинка". Пластинка ныне -
аномалия. Сегодняшнее произведение - это ремикс, производное цифрового
искусства. Говорить, что это угрожает record-business, индустрии пластинок -
попросту комично. Эта индустрия, сама того не зная, уже исчезла в прошлом,
вместе со своими пластинками. Ре-комбинация уже существующих элементов - вот
характерная активность начала XXI-го века".
Надеюсь,
что вы простите мне такую обширную цитату. Но сказано в точку.
Дело в том,
что всегда выступая за другую сторону, за самостоятельность чистого
творчества, я - тем не менее - не могу не согласиться с умницей Гибсоном.
Тем более, что давно намеревался поставить вам образцы любопытнейшей
деятельности огромного круга людей, активно занимающихся этими штучками.
Не секрет,
что уже много-много лет многие колоссальное количество людей, выпуская
какую-нибудь песню, сразу же отдают ее в надежные руки ремиксеров с именем,
которые издеваются над ней, как хотят, и тем делают ее привлекательнее для
тех, кому первый вариант мог показаться слишком простым и скучным. Поначалу
ремиксы делались - в-основном - для придания танцевальности заданному
произведению. Вскоре же люди начали этим заниматься ради удовольствия
поиграться с чужой песней.
В Японии,
например, есть такой милейший самурай звука по имени Корнелиус, который
радостно выпускает целые альбомы ремиксов чужих песен - и такие дядьки, как
Стинг, стоят в очереди и платят приличные деньги за то, что отдать свою
музыку ему на растерзание. Вот, например, как Корнелиус, построил целый
хрустальный дворец для Бэка из песни "Mixed Buziness".
Cornelius/Beck - Mixed Business
Прелесть
детских радостей ремикса - что, как в LEGO, в них может играть каждый. Вот,
к примеру, далекие от Корнелиуса географически, но близкие ему по духу
шотландцы The High Llamas, сделали ремикс на собственную песню Корнелиуса,
но вдохновленную при этом музыкой High Llamas . Отражение отражения в
отражении - магическая игра. Кстати, все уже видели фильм "MirrorMask"?
По-моему, необходимо посмотреть.
Итак,
ремикс High Llamas на Корнелиуса. Тоже получилось по-своему, но очень мило.
Cornelius - The MicroDisney World Tour (High Llamas Mix)
А вот
еще - совсем не мило, но впечатляет - Aphex Twin делает ремикс на Дэвида
Боуи с Филиппом Глассом. Вернее, Боуи написал песню "Heroes", его приятель и
извесный классический композитор-минималист Philip Glass написал на эту тему
симфонию, и тут пришел волк Aphex Twin и устроил такое... Такое
ощущение, что старый европейский мир тонет, как Титаник...
Aphex Twin - Heroes (Bowie, Glass) Remiх
Так и
видищь - трескается земная кора, Венскую Оперу захлестывают волны, звезды
сыпятся... Но тут - как и положено в хорошей галлюцинации - все непостижимо
меняется, и из прекрасного сегодня подтягиваются Cotton Mather
Сotton Mather - Baby Freeze Queen
Распускаются
меллотронные цветы, мир светится неизвестными дотоле красками и мы опять,
как Франциск Ассизский, гладим оленей по голове и влюблены в мир. Кстати,
если кто окажется в древней столице Японии, Наре, то этих оленей при входе в
парк целая туча, все так норовят быть поглаженным по голове, но при этом
могут вытащить из задних карманов все, что там есть. Такой вот
постмодернизм.
Но еще
пара слов о рекомбинации существующих элементов. Гибсон, конечно - молодец и
умница; но вся народная музыка - а вслед ей и вся история музыки - это
рекомбинация существующих элементов. Все классические композиторы всегда
исходили из народных мелодий, сознательно (или несознательно) переделывая их
на свой лад.
Боб Дилан
большую часть своих мелодий и поворотов слова - брал из народных песен. А
посмотрите - откуда Битлз брали вдохновения для своих шедевров? А Лед
Зеппелин? В основе большинства популярных песен лежат фразы, взятые из
чьих-то предыдущих песен. Все авторы - лишь звенья бесконечной цепи. Авторов
вообще нет - есть музыка в индивидуальном преломлении.
Ну, как тут
не вспомнить Экклезиаста: "Нет ничего нового под солнцем".
Но
вернемся же к нашему ирландскому рагу.
Несколько
лет назад культовый герой Британии, бывший певец группы Specials, Terry Hall
записал альбом с ближневосточной группой Mushtaq. Редкий и важный альбом.
В эпоху, когда все, связанное с исламом, у европейцев и американцев
вызывает панический ужас, Terry Hall с Mushtaq сделал сильное дело. Вернули
эту музыку в обращение.
Ведь как у
нас получается? Террористы - мусульмане, значит все мусульмане плохие. А то,
что миллионы и миллионы исповедуют ислам, и при этом остаюстся
прекрасными людьми, мы как-то забываем. Ислам - одна из величайших религий
мира, и я уверен, что нормальные люди должны вернуть его себе. И музыка -
один из путей сделать это.
Terry Hall &
Mushtaq - Ten Eleven
Да - не без
иронии штучка. Ведь ирония - вполне понятная вещь. Нам обещали - и не раз,
что завтра наступит рай. Мы, как дети, поверили - но рай не может наступить
снаружи. Только изнутри может придти прозрение, что он и так вокруг нас, и
мы живем в Золотом веке. Но для этого нужен Учитель или особая Божественная
благодать.
А так, не
получив обещанного счастья для всех, мы надуваем губы и говорим: "Врали вы
все! Не буду вам больше верить!" и отныне на все реагируем с иронией. Но
внутри-то все равно живет вера в подлинную радость, которой так ждет наше
сердце - и оно право: счастье - это естественное состояние души. И не
позволяйте кому-либо убеждать вас, что это не так.
The Hollies - Carrie Ann
Это были
совсем детские Hollies с песней Carrie Ann. Или вот еще - аналогично,
но для старших классов. Ведь старшеклассники любят, чтобы все было с
надрывом и многозначительно. Сам такой был, знаю. И это тоже прекрасно.
Family - Mellowing Grey
А вот
чего я совсем не могу понять, и, может быть, кто-нибудь объяснит это мне...
слушая эти старинные песни, я не могу не заметить, сколько простого
физического времени, любви, выдумки и умения вложено в каждый такт.
По
сравнению с этим, начинает казаться, что большая часть сегодняшних песен
написана однорукими и одноухими людьми, которым задали задание быстро
написать что-то типа песни, но с музыкой при этом ознакомить не удосужились.
Что забавно - ведь они сами получили бы в тысячу раз больше удовольствия,
если бы приложили больше энергии и воображения. Впрочем, Бог им Судья. Для
желающих всегда найдутся другие, настоящие песни. "Не счесть сокровищ в
каменных пещерах", как кажется говаривал, потирая руки, капитан Флинт.
The Hollies - Rain On My Window
Ох, много
мы всего разного втиснули сегодня в передачу. И об этом поговорили. И о том.
Однако, Вольтер однажды заметил:
"Искусство быть скучным состоит в том, чтобы говорить все".
А скучными мы быть совсем не хотим, поэтому договаривать не будем.
Напоследок
вам - еще один ремикс нашего друга Корнелиуса - и пусть эта музыка вдохновит
вас на новые... не знаю что, но новые. Цитируя того же Вольтера: "Глуп тот
человек, который остается всегда неизменным".
И пусть эта
осень принесет вам новые плоды, друзья мои! Всего доброго! С Богом!
Сornelius
- GariGari Kun
|