Золотая Заря Рок-н-Ролла,
8 октября 2006
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Бывает
читаешь-читаешь, и вдруг просто как в сердце попадает.
О! Как хорошо ваше время, - продолжала Анна. - Помню и знаю этот голубой
туман... этот туман, который покрывает все в блаженное то время, когда
вот-вот кончится детство, и из этого огромного круга, счастливого, веселого,
делается путь все уже и уже и весело и жутко входить в эту анфиладу, хотя
она и светлая и прекрасная...
Вот в
это-то время мы и попадем сегодня.
Sam
Cooke - Working On The Chain Gang
Одно время
каждое воскресение напротив барахолки на 6й авеню в Нью-Йорке, где-то в
районе 2-6й улицы, на составленных вместе ящиках лежал старый негр. Просто
лежал, наблюдал окружающую жизнь. И такая в глазах его была нежная и
насмешливая мудрость... как будто он и есть создатель этого мира; и как
создатель вечности, он никуда не торопится: впереди у него вечность, и
позади - вечность, и значит он живет в вечном сейчас, и вот - валяется на
ящиках, прикрытый какой-то старой шинелкой и наблюдает, и посмеивается;
одновременно старый, как время, и с детской открытостью в глазах.
Вот из
этого и родился то, что потом стало рок-н-роллом.
John
Lee Hooker - Boom Boom
На таких
же ящиках восседает Джон Ли Хукер в гениальном фильме "Blues Brothers",
непроницаемый, в темных очках и притопывает модным ботинком, и поет вот эту
самую великую "Бум-Бум-Бум-Бум-Бум". Сначала был блюз, потом была придумана
электрическая гитара, и из дельты Миссисипи действие переместилось в клубы
Чикаго, где появился ритм-энд-блюз - оригинальный R'n'B. И появились все эти
гиганты - John Lee Hooker, Howlin' Wolf, Muddy Waters. Вот от них то все и
пошло.
И
родоначальник их всех, отец блюза, Роберт Джонсон. По легенде - вышедший
ночью на перекресток, встретивший там сами понимаете кого, и в одночасье так
научившийся играть блюз, что все гитаристы до сих пор чешут репу и
признаются, что не понимают, как один человек может все это сыграть.
Robert
Johnson - Come On In My Kitchen
Вот хоть
топчите меня ногами, но никогда не понимал блюза. Да, снимал шляпу,
кланялся, уважал - но слишком он был далек от меня, белого мальчика,
растущего на окраинах Петербурга. Не было точек соприкосновения. Мной
двигала совсем другая музыка.
И только
много-много лет спустя я попал в блюзовые клубы Чикаго и услышал эту все
сметающую волну чистого кайфа. И понял, что с этим не поспоришь. Вот чего
нам не хватает. Если бы в сибирских клубах, вроде красноярского "Че Гевары"
играли старые блюзмены, наша музыка, я думаю, получила бы мощный толчок к
развитию. Где-то вот так:
Muddy
Waters - Mannish Boy
Но у
меня всегда были некоторые сомнения по поводу уместности блюза в руках белых
людей.
Один раз,
на записи альбома "Навигатор", у нас играл один из лучших белых блюзовых
гитаристов мира, Мик Тэйлор (Mick Taylor), много лет отслужившем в Роллинг Стоунз. после
записи мы ехали в такси, говорили о том, о сем, и я спросил у него напрямую
- а много ли он знает блюзменов, у которых с жизнью все в порядке. Ну,
конечно - сказал он - БиБи Кинг, Джон Ли Хукер... Нет, белых - уточнил я.
А-а, - сказал он, - белых - ни одного. Мы все пропащие".
Чистая
правда из первых рук. Для черного блюз это праздник; он поет блюз и
оставляет печали позади самим фактом этого пения. А белый - напротив,
взваливает на себя чужую ношу, которую ему не потянуть.
Говорят же
- не в свои сани не садись. И то верно - зачем имитировать чужое, когда
можно научиться этому и идти вперед, придумывать что-то новое. Это и
происходило. Из ритм-энд-блюза начал вырастать рок-н-ролл. И вот еще один из
великих - Рэй Чарлз с изящной бытовой элегией - "Вали отсюда, Джэк".
Ray Charles
- Hit The Road Jack
Вот это я
понимаю - песня о разлуке. Не то, чтобы "разлука ты, разлука, догорай, моя
лучина"... "Вали отсюда, Джэк, и чтоб ноги твоей тут больше не было".
Но, в
основном, все-таки ранние рок-н-роллы были про встречи. И специально чтобы
подчеркнуть весь восторг этих встреч, юный и наглый, как танк, продюсер Фил
Спектор (Phil Spector) придумал свою легендарную "Стену Звука" (The Wall of
Sound) - т.е. если в песне нужен бубен, то его следует записать десять раз,
если гитара - тоже; на фоне этой стены Фил выставлял какую-нибудь девичью
группу, с неподдельным энтузиазмом певшую про грядущее свидание, и в итоге
получался красивый, массивный и жирный звук, полностью сворачивавший крыши
всем, кому было 18 лет. Вот характерный пример - группа Ронеттс с песней "Да
Да Рон Рон".
The
Ronettes - Da Da Ron Ron
Впрочем,
были и другие подходы к музыке.
Одним из
любимых тогда жанров назывался "ду-вуп" и пошел он от обычая молодых черных
людей, маясь от безделья, стоять на углу и - чтобы привлечь внимание
проходящих мимо юных красавиц - изображать что-нибудь на несколько голосов.
Один голос, например, имитировал бас, другие - ритм и гармонию, а солист пел
о своем, наболевшем.
Вот яркий
пример "ду-вупа", Frankie Lymon and Teenagers. Поначалу они
потрясли общественное сознание песней "Почему я малолетний преступник",
потом смело перешли к философской лирике и спели песню "Зачем дураки
влюбляются". Самому философу Фрэнки было тогда 13 лет.
Frankie
Lymon - Why Do Fools Fall In Love?
Именно
эти песни, просачиваясь через океан, создали Америке фантастический образ
веселой страны изобилия, страны кока-колы и highway-ев, где можно абсолютно
все - и голодные послевоенные подростки в Англии с жадностью гонялись за
американскими пластинками, которые им привозили матросы, или слушали
подпольное Radio Luxembourg, вещавшее с полузатопленного корабля, стоявшего
в нейтральных водах.
Да-да, у
них все было в точности, как у нас когда-то: рок-н-ролл тоже был под
запретом, и поэтому пер из всех щелей. И эти песни разучивались, исполнялись
и навсегда западали в сердце. Именно с них начинали все, кто потом изменил
музыкальную культуру всего мира.
Но оригинал
оставался недостижим. Непостижимая легкость и экстатичность такого пения
навсегда задала белым мальчикам вершину, к которой нужно стремиться.
Smokey
Robinson - Tracks Of My Tears
Это был
Смоки Робинсон, настолько любимый Джорджем Харрисоном за чистоту голоса, что
он посвятил Смоки 2 свои песни.
Но белые
мальчики тоже не дремали. Хэнк Уиллиамс, один из титанов американской
музыки, родился с дефектом спины, всю жизнь, как Керт Кобейн (Kurt Cobain), мучился от
боли, и - как тот же Керт - заливал ее всем, что попадало под руку. Хэнк
умер в 32 года, по дороге на концерт - но успел понаписать песен, без
которых не было бы ни кантри, ни рок-н-ролла; он внес в будущий рок-н-ролл
белую струю. За что ему вечная слава.
Hank
Williams - Hey Good Lookin'
А потом
в студию Sun Records в Мемфисе (Memphis) зашел юный водитель грузовика, который хотел
спеть и записать на гибкую пластинку песню маме на день рождения. Сэм
Филипс (Sam Phillips), владелец студии, услышал его голос и впал в состояние шока, ибо
мечтал об этом всю жизнь; белый, который поет, как черный. Парня звали Элвис
Пресли.
Elvis
Presley - Blue Moon
Как это
обычно и бывает, великую музыку черных (а она тогда в Америке презрительно
называлась "расовой" музыкой) первыми приняла неправильная молодежь;
по-нашему - самая шпана: мальчики в кожаных куртках с ножами в карманах и
накрашенные девочки в коротких юбках. Общественность возмутилась - дескать,
падение нравов.
В
документальном фильме "Герои Рок-н-Ролла" есть вызывающие слезы умиления
эпизод: безликий телевизионный диктор читает под хохот нанятой телеаудитории
следующие трепетные строки.
Би Бап а Лу
Ла,
Она - моя
девушка,
Би Боп А Лу
Ла,
И это
точно.
Толпа
смеется, и не знает, что только что упустила поезд истории, осталась ни с
чем на пыльном и пустом перроне. Как тибетские мантры и заклинания шаманов,
эти незамысловатые строки были ключом к дверям новой эпохи. Отныне рассудку
было отказано в праве за монопольное управление жизнью. Теперь решающее
слово было за сердцем.
Gene
Vincent - Be Bop A Lula
Это был
как раз хулиган с ножом в кармане и кожаной куртке. Джин Винсент.
А в
послевоенном Ливерпуле мальчик-сирота Джон Леннон услышал эти звуки и понял,
что только рок-н-ролл и есть правда в этом мире. И всю жизнь положил на эту
музыку, серьезно повлиял своими песнями на весь мир и, став совсем большим,
записал альбом "Рок-н-ролл", вернувшись - как и все - к песням своего
детства.
Ему я и
посвящаю эту передачу; завтра его День Рождения. С наступающим, Джон!
John
Lennon - Stand By Me
И
закончу я эту передачу тем же, с кого начал. Сэм Кук. Великий и
непревзойденный. Отец и создатель музыки "soul", то есть "музыки души". Один
из величайших голосов Америки. Рэй Чарлз говорил: "Сэм Кук - единственный
совершенный певец в мире".
Но все это
слова. А правда в том, что такой безоблачной простоты и наивности в музыке
никогда не было - ни до, ни после. Почему? Как? Наука молчит. Значит, время
было такое. Не зря Шиллер совершенно по-митьковски говорил:
"Закон
природы смотрит сам за всем". Тот негр, наверное, так и продолжает лежать на
каких-нибудь новых ящиках - и смотреть на нас. А нам остается только
радоваться этому чудесному и непостижимому миру.
Sam
Cooke - Unchained
Спасибо,
друзья мои и до следующей недели.
|