Квасса-Квасса или Этно-3,
11 марта 2007
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Мудрые говорили: "Невозможно добиться гармонии, когда каждый поет одну и ту
же ноту". Поэтому, стремясь к гармонии, сегодня я буду играть вам разные
ноты со всех концов Земли.
И начнем мы сегодня там, откуда - по данным современной науки - и начиналось
человество.
Сулейман (или S.E.) Роги
(Sooliman E. Rogie) был родом из африканской страны Сьерра-Леоне. Он
был одним из главных гитаристов и певцов музыки "highlife" или
palm wine music ("музыки
пальмового вина"). А это - музыка, которую местные музыканты играют на
завезенных туда португальскими моряками гитарах во время распития пальмового
вина. Вообще-то он был портным, а музыку играл так, для души - но постепенно
стал так популярен, что его песни до сих пор распевают по всему Западному
Берегу Африки. Однако в 70-м году ему было видение. Он понял, что эту музыку
должна услышать вся земля.
Неизвестно, знал ли Сулейман Роги слова Конфуция:
"Благородный муж в душе безмятежен", но поступил он как истинный
конфуцианец. Он безмятежно покинул родные края, где был царем и богом, и
отправился проповедовать прелести "музыки пальмового вина" в далекие страны.
16 лет он играл - обычно бесплатно - по школам и университетам Калифорнии.
И его музыка была на самом деле так хороша , что даже Сенат и Конгресс США
почтили его наградами, а Piter Gabriel выпустил его альбом на своей фирме
"Real World". Альбом назывался "Мертвецы Не Курят Марихуану"
(Dead Men Don't Smoke Marijuana).
S.E.
Rogie - Jojo Yalahjo
Из
Африки - на север.
Hedningarna
- шведско-финская группа, играющая нео-фолк. Название их
переводится как "Неверные";
сами они заявляют, что безо всякого почтения относятся к современной
народной музыке и считают ее ненастоящей. Еретики из "Хеднингарны" прочно
вознамерились вернуться к глубоким корням Старой Северной культуры.
Для этой
цели они - помимо электроники - без зазрения совести используют старинные
инструменты, не используемые теперешними фольклористами, а один из
основателей группы, Anders Stake, делает некоторые инструменты сам,
добиваясь новых и неслыханных звуков. Как говорят: "острие Северной музыки".
А лучшая британская музыкальная газета "Мэлоди Мэйкер" писала о
"Хеднингарне": "их музыка может звучать странно для уха, но она звучит, как
самая существенная музыка на земле".
Hedningarna
- Gorrlaus
И снова на юг.
Я долго колебался - ставить ли вам следующую песню - уж больно часто именно
эта песня звучит в разных коммерческих обстоятельствах. Но звучать-то она
звучит, а что и как это - никто не имеет ни малейшего понятия.
Израильско-йеменская певица Офра Хаза - гордость не только этого региона,
но и всего мира. Говорят, что в ее голосе больше обертонов, чем у любой другой
певицы на земле. Родившись в беднейших кварталах Тель-Авива, она вышла на
сцену в 12 лет, а к 19 годам стала звездой международного масштаба. Что
более того - талант ее был таков, что и арабы, и израильтяне считали ее
своей: тот редчайший случай, когда любовь к музыке на время примиряет
горчайших врагов.
Когда она пела, она возвышалась на сцене, как истинное воплощение Богини -
ни одного ненужного движения или мелкого жеста; во время пения она целиком
посвящала себя музыке, и музыка, наполняя ее, делала ее божественной.
Ofra
Haza - Im Nin'Alu
А
про группу "Lunasa"
попросту пишут, что это - лучшая на теперешний момент инструментальная
группа Ирландии.
Lunasa
- Fest Nos
А
теперь из Ирландии снова в Африку.
Уроженец Конго Kanda Bongo Man
- одна из ключевых фигур в современной африканской музыке.
Он вышел на сцену в 15 лет и уже больше 30 лет играет "сукус" - смесь
карибской румбы и натуральной африканской музыки. Ходит слух, что именно он
является изобретателем танца "квасса-квасса". Именно это я и предлагаю
сейчас станцевать всем вместе. По уверениям специалистов, квасса-квасса
повышает тонус, восстанавливает нервную систему и гарантированно оживляет
рабочий полдень. Как справедливо замечал Максим Горький -
Между небом и землею
Гордо реет квасса-квасса.
Kanda
Bongo Man - Sai
Однако
когда, начиная с XVI века, большая часть африканцев была хамским образом
перевезена в Новый Свет, большая часть их жизнерадостности потерялась где-то
по дороге. Из рабочих песен на плантациях родилась новая музыка - блюз.
Блюзмен Robert Lee Burnside прожил большую часть своей жизни - а родился он
аж в 1926 году - в деревне Holly Springs, на реке Миссисипи. Всю свою жизнь он
играл музыку, но внимание пришло к нему лишь в 90-е годы.
Вообще-то он работал на плантации, иногда подрабатывал рыбалкой. Играть
блюз его научил Mississippi Fred McDowell, а Muddy Waters приходился ему
троюродным братом. В 50-е годы он попробовал уехать в Чикаго в поисках
хорошей жизни - но там, в течении месяца у него убили отца, дядю и брата.
Хорошая жизнь не задалась, и Бернсайд вернулся на Миссисипи.
Вскоре его посадили за убийство, но босс вытащил его из тюрьмы, потому что
Роберт Ли был отличным трактористом. Сам Бернсайд сказал: "я не собирался
никого убивать, я просто хотел прострелить этому сукиному сыну голову. То,
что он умер - это между ним и Господом".
Его открыли в 90-е годы - ему было около
семидесяти - и поразились тому, что в
деревнях на Миссисипи, оказывается, еще живы настоящие старые блюзмены. Дэйв
Стюарт съездил туда и снял про него фильм, после чего о Бернсайде заговорили,
и молодая задорная пост-панковская группа Jon Spencer Blues Explosion
записала с ним альбом. Он вошел в моду.
В 75 лет, после сердечного приступа, врачи запретили ему пить: Бернсайд
перестал, но через некоторое время сказал, что, если не пить, то и играть он
тоже не может. Умер он в 79 лет, а его многочисленные дети и внуки
продолжают его дело. И вот вам песня с его альбома "Если бы я был в раю и
сидел на стуле".
R.
L. Burnside - Hard Time Killing Floor
С
Миссисипи - в Подмосковье. Часто бывает так, что самая крайняя этника лежит
ближе всего к дому. У нас - своя квасса-квасса.
Петр Николаевич Мамонов талантлив на все руки - и в театре, и в кино - и
его участие в любимом теперь всеми лучшем русском фильме "Остров" не
оставляет в этом никаких сомнений. Но для меня - он мастер современной
народной песни, опередивший своих собратьев на световые годы; только не совсем
вперед, а скорее куда-то вбок и вглубь.
Впрочем, говорить о нем можно долго - а лучше все-таки послушать. Вот песня
с его последнего альбома "Сказки Братьев Гримм".
Мамонов
- Золушка
Ну, после
такого и сказать нечего - можно только играть все более и более прекрасную
музыку.
Женский Хор Болгарского Государственного Телевидения стал мировой
сенсацией в середине 80-х, когда Питер Бауманн, певец из готической группы
"Баухаус" услышал их и начал пришел в восторг. Вскоре фирма 4AD, известная
музыкой Cocteau Twins и Dead Can Dance, выпустила три альбома под названием
"Le Mystere Des Voix Bulgars" (Тайна Болгарских Голосов).
Про них пишут: "В Высшей степени экзотическое пение", "интервалы,
практически не используемые в западной музыке" - но точнее всего, наверное,
будет: " Ни с чем в мире не сравнимое музыкальное переживание".
Интересно
то, что их корни - из Петербурга-Петрограда, где в пролетарских общежитиях
после революции процветала деревенская художественная самодеятельность. В 30е-40е годы
настоящее народное пение в Советском Союзе было полностью вытеснено неживым
академическим - но молодой болгарин Филип Кутев, обучавшийся в Петрограде,
успел услышать настоящие деревенские хоры, был поражен их красотой и,
вернувшись в Болгарию, начал работать над созданием своего аутентичного народного
хора. Ему это удалось, несмотря на ярость местного Союза Композиторов. Но в
Болгарии, по счастью, удалось сохранить то, что было выкорчевано в России. И
в 1986 эта красота стала доступна всему миру.
Le Mystere
Des Voix Bulgares - Kaval Sviri
И
снова вернемся в Африку. Поставлю уже известную вам южноафриканскую
группу Juluka
- яркий пример
того, как славно бывает, когда люди разного цвета кожи играют вместе. И
пусть сегодняшний набор музыки со всех концов света действительно сделает
светлее ваш сегодняшний день!
Радости вам, дорогие мои! И передовой квассы-квассы!
Juluka
- Akanaki Nobunaga
|