И С Т О Р И Я С В
Е Т Л Ы Х В Р Е М Е Н
ТЕОДИЦЕЯ
(Для Тех Кто Умен)
До сих пор я
занимался тем, что прояснял аквариумовский
контекст, назовем его просто аквариум.
Разрабатывая идейную сторону вопроса, мне
кажется, я что-то упустил. Попробую заняться
филологией - двинуться вглубь аквариумовского
слова. Посмотрим куда нас приведет мысль.
Строго говоря,
филология невозможна как наука в рок-музыке, ее
притязания, как и притязания любой науки, смешны
той культуре, которая раз и навсегда отказалась
от научной картины мира. И все-таки попробуем
вглядеться в малый участок аквариума - фрагмент.
Я выбрал не песню целиком и не слово, а именно
фрагмент по нескольким причинам. Во-первых,
разбирать всю песню было бы утомительно. Не
хочется ловить себя на том, какой ерундой ты
занят. Со словом я уже пытался разобраться в
одном из предыдущих файлов. Но главная причина:
рок-текст рассыпается на фрагменты, он
фрагментарен по своей природе.
В свое время
А.Вознесенский нечаянно обронил метафору
"вольный стрелок БГ". Попробую ее
переосмыслить: вольный стрелок предстанет как
тот, кто бьет по далеким мишеням, которых не видит
никто, даже он сам... Сознание наощупь движется в
каких-то новых местах, еще не отмеченных словом,
где ничего еще не названо. И само именование
решается, видимо, каким-то выстрелом сознания -
мгновенной реакцией на то, что слова, имеющиеся у
тебя в запасе, подходят к этой реальности, что эти
и только эти слова - как раз то что надо. И если
выстрел удался, то можно идти дальше, потому что в
этих местах уже поселилось слово.
Связей между
фрагментами - выстрелами сознания - нет никаких.
Просто стрелы летят из одного лука. Слова - факты
сознания одного человека. Песня и есть сумма
таких фрагментов. Только такая существует связь
между фрагментами Дао Дэ Дзин или Чжуан-Цзы. Это
не парадоксальные или алогичные связи, это
просто происшествия одного сознания, и логика
тут вообще не является гарантом связи - только
сам человек. Сознание движется поступательно,
оставляя за собой фрагменты опыта. Китайцы
называли их фактами сердца. Эти фрагменты
случайны. Но их объемлет некая целостность
контекста, то есть аквариума, в свою очередь
встроенная в более общий аквариум, который
объемлет еще один аквариум... и так далее.
Песня "Встань у Реки", откуда я возьму две
строки, появилась только в недавней компиляции
"История Аквариума Архив том III". Время ее
написания теряется в непроглядном прошлом, БГ
называет год 1978. Строки такие:
НО ОН ОКНО, В КОТОРОМ ПРЕКРАСЕН МИР
И КТО ЗДЕСЬ МИР И КТО ЗДЕСЬ ОКНО
Все очень просто,
метафор тут нет, броских эпитетов нет, цитат тоже
нет, слова использованы в своих словарных
значениях. Если отвлечься от Аквариума,
рок-музыки, поп-культуры и вообще всего (кайф!), то
можно сказать, что они могли быть сказаны или
написаны кем угодно. Эта фраза могла
промелькнуть в разговоре, в каком-нибудь споре.
Быть может, БГ нашел ее в какой-нибудь умной
книжке, спер у индуса или китайца - кто сейчас
разберет?
Попробую подойти к
фрагменту с другой стороны. Филология всегда
занималась тем, что ставила пробу словам - эти
слова высокой царственной пробы, а это медяки. В
этом фрагменте слова не весят ничего, тут нечего
рассуждать о пробе. Слова вообще тут неглавны,
они теряются в общем проекте чего-то большего.
Слово только служит. И его невесомость,
прозрачность - идеальная оболочка служебности.
Мгновение - и собеседники забыли о чем спорили,
заговорив о бабах.
Филологии тут
нечего делать: рок-н-ролл - не поэзия, не словесное
творчество, а просто искусство хватать с воздуха
пролетевшую фразу. Это искусство хватает самые
простые слова. Рок-н-ролл работает с тем общим
(мир, окно, красота), что осталось от языка и
останется от него после любой исторической
катастрофы. Русский Акрополь пал. Слово больше не
способно удержать на себе небесный свод, как то
было в Х!Х веке. Но простые слова никуда не
исчезнут и в них уже заключены все смыслы. Язык
говорит сам за себя, даже будучи застигнут в
своей исторической нищете.
Попробую
прояснить кто такой "он". Приведу
четверостишие целиком:
Итак, он поет, но это не нужно им
А что им нужно - не знает никто
Но он окно, в котором прекрасен мир
И кто здесь мир и кто здесь окно?
Он - человек,
поющий песни. В какой-то степени это выставление
себя, потому что кто, как не сам БГ, поет песни. Но
это неглавное. Если бы это было главным - Я
прекрасен - Нарцисс влюбился бы в свое отражение
и безвозвратно ушел в свое зеркало, однако БГ все
еще с нами. Более того: оттенок человека как певца
или художника случаен: это просто ближайшее,
биографическое. Певец, музыкант, художник, артист
- лишь версии того окна, в котором прекрасен мир.
Здесь говорится просто о человеке. Это один из
краеугольных моментов рок-революции. Художника
как метафизически привилегированного класса
больше не существует. Все художники.
Это качество
человека - его прекрасность - не вытекает из обиды
непонимания. Понятно, что ни им, ни нам ничего не
нужно. Что нужно знает реклама и больше не знает
никто. Прекрасный Человек - это чистая
возможность, но она и задает интонацию всего
Аквариума.
Итак, строку можно расширить: "Человек - окно, в
котором прекрасен мир".
Человек - окно из
этого мира куда-то вовне. Но в окно кто-то должен
смотреть, иначе окно бессмысленно. Через
окно-человека мир кем-то наблюдаем. Наблюдаем сам
человек. И само это качество - прекрасность -
возникает для того, кто наблюдает. Наблюдатель
имеет какое-то прямое отношение к слову
"прекрасен". Если я правильно слушаю
Аквариум, это слово возникает словно помимо воли
человека, поющего песню. Это слово БГ как певец и
акцентирует. Мы сталкиваемся с тем, кого можно
назвать Наблюдатель. |