Появление этой
иконы связано с одной очень древней историей,
датированной VI веком по Рождеству Христову. В
некоем архиерейском доме служил эконом - весьма
честный и благочестивый человек. И вдруг его
обвинили в том, что он нечист на руку, и выгнали.
Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на
Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом,
подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели
он ужаснулся тому, что натворил, опомнился и стал
думать, что делать. Тогда он затворяется в храме,
не велит туда никого пускать и отчаянно молится
перед образом Божией Матери, называя Ее
"Взыскание погибших". Молитва была такой
горячей, горе таким отчаянным, а раскаяние
настолько глубоким и искренним, что Царица
Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока)
и, возвестив о прощении грехов, вернула
подписанную им страшную хартию. Московский список иконы был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. Последний ее владелец неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству. Но из последних сил, как повествует та же летопись, он взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь его наладилась, дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж. А благодарный отец передал родовую святыню в свой приходской храм. После этого икона сама терпит множество испытаний: во время нашествия французов в 1812 году ее разрубают на три части и выбрасывают; после обретения и восстановления она скитается по храмам, однако один сносят, другой закрывают. Множество напастей пережил образ в атеистическое время, но не иссякал, по свидетельству очевидцев, поток чудес, исходящих от древнего лика Богородицы. Совсем недавно, в 80-е годы, в храме Вознесения Словущего был сильный пожар. Сгорел кивот, но огонь оказался бессилен пред образом Пречистой. Праздник иконы Божией матери "Взыскание погибших" - 18 февраля. |