В Вильнюсе, в
старой части города, рядом с костёлом святой
Терезии и православным монастырем Святого Духа,
находится святыня, чтимая и православными, и
католиками - Островоротная или Остробрамская
икона Божией Матери, в прошлом именуемая также
Корсунской Благовещенской. Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе "Острыми воротами" или "Острой брамой" (от польск. "Брама" - ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. Ворота являются уцелевшим фрагментом древней оборонительной системы. В части города, называемой Острый, или Русский, конец (ввиду преобладания здесь русского населения) и находились ворота, о которых идет речь). Время явления этой
иконы доподлинно неизвестно. О происхождении
иконы существует несколько преданий. В 1498 г. в Вильне в виду
опасности от нашествия татар, была совершена
закладка новых городских каменных стен, в
русском или остром конце были сооружены ворота с
башнею, на верху которой была устроена часовня. В
эту часовню и была помещена Корсунская икона,
снаружи, ликом ко входящим в город. Во времена унии, когда отнята была Троицкая церковь от православных униатов, Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 г. была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан. Около 1624 г. у самых ворот был основан Кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню, и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 г., с возобновлением часовни, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона. В 1812 г. икона была несколько повреждена французами. В 1829 г. икона была отреставрирована, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: "Честнейшую херувим". С закрытием в 1832 г. Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства. Икона равно почиталась православными и католиками. Икона является частью
композиции Благовещения, поэтому образ называли
иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева
Мария изображена в момент явления ей архангела
Гавриила; соответствующая часть изображения
архангела утрачена. Икона написана на дубовой
доске размером 1,63 х 2 м. Риза выполнена в барочной
манере виленскими мастерами в конце XVII века. В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные. Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих. А проходя Остробрамскими воротами, над которыми в часовне находится чтимый образ, православные так же почтительно, как и католики, снимают головные уборы. Празднуется 29 декабря/8 января, а также 14/27 апреля. |