В Вильнюсе, в
старой части города, рядом с костёлом святой
Терезии и православным монастырем Святого Духа,
находится святыня, чтимая и православными, и
католиками - Островоротная или Остробрамская
икона Божией Матери, в прошлом именуемая также
Корсунской Благовещенской.
Икона находится в часовне
над воротами, называемыми в народе "Острыми
воротами" или "Острой брамой" (от польск.
"Брама" - ворота). От названия ворот
произошло и название образа, который издавна над
ними помещался. Ворота являются уцелевшим
фрагментом древней оборонительной системы. В
части города, называемой Острый, или Русский,
конец (ввиду преобладания здесь русского
населения) и находились ворота, о которых идет
речь). Время явления этой
иконы доподлинно неизвестно. О происхождении
иконы существует несколько преданий.
По одному, она принесена
великим князем Ольгердом из Корсуни после одного
из его крымских походов против татар и подарена
им своей первой супруге Марии, а второю супругой
Иулианиею передана в Троицкую церковь, из
которой перенесена в часовню у острых ворот.
По другому, икона прислана
Ольгерду греческим императором Иоанном
Палеологом, когда он узнал о принятии Ольгердом
христианства.
По третьему, икона чудесно
явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Во всяком
случае, в 1431 г. икона уже, несомненно, находилась в
часовне близ Троицкой церкви в русском или
остром конце города Вильны и именовалась
Корсунской.
В 1498 г. в Вильне в виду
опасности от нашествия татар, была совершена
закладка новых городских каменных стен, в
русском или остром конце были сооружены ворота с
башнею, на верху которой была устроена часовня. В
эту часовню и была помещена Корсунская икона,
снаружи, ликом ко входящим в город.
Когда в 1495 г. невеста
великого князя литовского Александра, дочь
великого князя московского Иоанна III Елена
привезла с собою в Вильну цареградскую
икону Божьей Матери Одигитрии
(Путеводительницы), писанную, по приданию св.
евангелистом Лукою, то эта икона привлекла к себе
преимущественное молитвенное почитание, а
Островоротная была несколько забыта.
Во времена унии, когда
отнята была Троицкая церковь от православных
униатов, Островоротная икона была вынесена
православными и помещена в одной из приходских
церквей, но в 1609 г. была насильно захвачена
униатами из Никольской церкви и водворена снова
в часовне острых ворот, на попечении
поселившихся при Троицкой церкви базилиан. Около
1624 г. у самых ворот был основан Кармелитский
монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время
спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью
базилиан, захватили и часовню, и икону в свои
руки, и при их попечении исключительное
почитание Островоротной иконы возобновилось. В
1671 г. кармелиты устроили вместо прежней ветхой
новую часовню и, устанавливая в ней икону,
обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь.
После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была
перенесена в Терезенский костел, но в 1744 г., с
возобновлением часовни, снова помещена над
воротами.
В начале XIX столетия
базилиане пытались возвратить икону в свое
попечение, спор дошел до Рима, и папа присудил
оставить икону на попечении обители кармелитов,
как наиболее близкой к часовне, в которой
находится икона. В 1812 г. икона была несколько
повреждена французами. В 1829 г. икона была
отреставрирована, причем, по снятии ризы при
работах, на иконе оказалась написанною
славянскими литерами хвалебная песнь
Богоматери: "Честнейшую херувим". С
закрытием в 1832 г. Кармелитского монастыря,
Терезинский костел переименован в Остробрамский
и остался в ведении белого римско-католического
духовенства. Икона равно почиталась
православными и католиками.
Икона является частью
композиции Благовещения, поэтому образ называли
иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева
Мария изображена в момент явления ей архангела
Гавриила; соответствующая часть изображения
архангела утрачена. Икона написана на дубовой
доске размером 1,63 х 2 м. Риза выполнена в барочной
манере виленскими мастерами в конце XVII века.
В 1927 году во время
реставрации иконы, проводимой проф. Я. Рутковским,
специалисты выявили под верхним слоем, писанным
масляными красками, более древнее письмо,
писанное темперой, а также следы известковой
грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор
И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в
XV или XVI веке.
В настоящее время
общественное богослужение перед Остробрамской
иконой совершается по римско-католическому
обряду, но с личной молитвой и поклонением к
этому образу по-прежнему притекают и
православные. Списки Остробрамской иконы Божией
Матери занимают подобающее место как в
православных храмах Литвы, так и в домах верующих.
А проходя Остробрамскими воротами, над которыми
в часовне находится чтимый образ, православные
так же почтительно, как и католики, снимают
головные уборы.
Празднуется 29 декабря/8
января, а также 14/27 апреля.
|