Ченстоховская
икона Божией Матери относится, по преданию, к тем
70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые
написал святой евангелист Лука. Она была
написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66 - 67
годах, во время нашествия римских войск под
предводительством Веспасиана и Тита, христиане
бежали
в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они
сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ
Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена
ходила в Иерусалим для поклонения святым местам
и обрела Крест Христов, она получила в дар от
христиан эту икону, привезла ее в
Константинополь и поставила во дворцовой
часовне, где святыня находилась в течение пяти
веков. На Русь чудотворный образ с великой
честью был принесен основателем города Львова
(Лемберга - 1268 - 1270), галицко-волынским князем
Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке
под ведением православного духовенства.
Впоследствии, при
завоевании Западной Украины поляками,
чудотворная икона досталась польскому правителю
князю Владиславу Опольскому. Татары,
вторгнувшись в пределы России, осадили замок
Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь
Владислав вынес святыню из церкви и поставил на
городской стене. Пронзенный вражеской стрелой,
чудотворный образ сохранил навсегда следы
истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское
войско вредоносная мгла заставила их снять осаду
замка и удалиться в свои пределы. Заступница
Небесная в сонном видении повелела князю
перенести чудотворную икону на Ясную гору
Ченстоховскую.
Основав в 1352 году
монастырь на Ясной горе - (горе "свидения" -
так ее называли за множество происходивших там
чудес), князь Владислав перенес в него
чудотворную святыню, вверив ее на хранение
монахам Паулинского ордена. Через несколько лет
обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех
сокровищ, они хотели похитить и чудотворный
образ, но невидимая сила удерживала коней, и
возок со святыней не тронулся с места. В ярости
один из грабителей сбросил святую икону на землю,
а другой ударил мечом по лику. Тут же
справедливая кара постигла всех: первого
разорвало на части, у второго отсохла рука,
остальные упали замертво или поражены были
слепотою.
В середине XVII века
шведский король Карл Х Густав, взяв Варшаву и
Краков, потерпел поражение под Ченстоховским
монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление
Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян
Казимир, возвратясь во Львов, обнародовал
манифест, по которому поручал свое государство
покровительству Божией Матери, называя
Ченстоховский Ее образ "Польской
Королевой". Война со шведами в 1656 году
закончилась для Польши успешно.
Множество чудес от
Ченстоховского чудотворного образа было
засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в
храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы
сделано было много списков как для католических,
так и для православных храмов.
В 1813 году, когда русские
войска вошли в Ченстоховскую крепость,
настоятель и братия Лавры поднесли генералу
Сакену список с чудотворного образа.
Впоследствии Чудотворная икона была поставлена
в Санкт-Петербурге в Казанском соборе.
Празднование иконе
установлено 19 марта (6 ст. ст.).
|