Историю свою эта
икона ведёт с конца XVII века, когда татарские набеги опустошали
Слобожанщину. По преданию, икона была найдена в Озерянской местности
(находится в 3 километрах от города Мерефа, Харьковской области) во время
покоса травы. Косарь после одного из взмахов косы услышал человеческий стон
и обнаружил, что на конце косы находится половина иконы, а вторая часть
находится у растущего на этом месте, и перед ней горит свеча. Он взял обе
половинки иконы себе домой, где сложил их вместе. На следующий день он не
обнаружил иконы в доме, пошёл в поле и на месте явления иконы обрёл её
вновь, но уже срощенной из двух частей. Из под иконы струился ключ воды. Священник церкви Рождества Богородицы села Мерефы донёс об этой иконе митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию и с его разрешения построил около места явления иконы церковь Рождества Богородицы, в которую поместили икону. Характерную особенность Озерянской иконы составляет украшение из звезд, окружающее лики Богоматери и предвечного Младенца в червленой ризе, испещренной звездами. В той местности, где находилась икона, проиходило много чудес от образа Богоматери, и вскоре там был основан мужской монастырь - Озерянская Богородичная пустынь. Монастырь был закрыт в 1787 году, а икона была передана в Куряжский Преображенский монастырь. В 1843 году началась традиция крестного хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор. Сила особенной благодати
исходила от чудотворной иконы на месте её явления - "хромым хождение, глухим
слышание, слепым прозрение, которое хорошо подавалось". Сохранились немало
свидетельств о том, как благодаря Озерянский иконе, вылечивались физические
болезни и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний. В послереволюционные годы икона была утрачена, но ее список, находящийся в Свято-Благовещенском соборе Харькова, почитается как чудотворный. Празднование 12 ноября. |