Историю свою эта
икона ведёт с конца XVII века, когда татарские набеги опустошали
Слобожанщину. По преданию, икона была найдена в Озерянской местности
(находится в 3 километрах от города Мерефа, Харьковской области) во время
покоса травы. Косарь после одного из взмахов косы услышал человеческий стон
и обнаружил, что на конце косы находится половина иконы, а вторая часть
находится у растущего на этом месте, и перед ней горит свеча. Он взял обе
половинки иконы себе домой, где сложил их вместе. На следующий день он не
обнаружил иконы в доме, пошёл в поле и на месте явления иконы обрёл её
вновь, но уже срощенной из двух частей. Из под иконы струился ключ воды.
Священник церкви Рождества
Богородицы села Мерефы донёс об этой иконе митрополиту Белгородскому и
Обоянскому Феодосию и с его разрешения построил около места явления иконы
церковь Рождества Богородицы, в которую поместили икону. Характерную
особенность Озерянской иконы составляет украшение из звезд, окружающее лики
Богоматери и предвечного Младенца в червленой ризе, испещренной звездами. В
той местности, где находилась икона, проиходило много чудес от образа
Богоматери, и вскоре там был основан мужской монастырь - Озерянская
Богородичная пустынь. Монастырь был закрыт в 1787 году, а икона была
передана в Куряжский Преображенский монастырь.
В 1843 году началась традиция
крестного хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского
монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор.
Сила особенной благодати
исходила от чудотворной иконы на месте её явления - "хромым хождение, глухим
слышание, слепым прозрение, которое хорошо подавалось". Сохранились немало
свидетельств о том, как благодаря Озерянский иконе, вылечивались физические
болезни и даже прекращались эпидемии инфекционных заболеваний.
Когда в июле-августе 1871 года в
Харькове свирепствовала эпидемия холеры, в город из Куряжского монастыря
была принесена чудотворная Озерянская икона. В это время общего страха и
разочарования, где являлась чудотворная икона Богоматери в дом, все там
словно оживали, подбадривались, спешили к ней приложиться. Прикладывались не
только православные, но и иноверцы: евреи и магометане, потому что видели от
неё силу, которая оживляет и исцеляет.
Холера отступила, а горожане ещё больше уверовали в благодать Озерянского
образа Богоматери.
В послереволюционные годы икона
была утрачена, но ее список, находящийся в Свято-Благовещенском соборе
Харькова, почитается как чудотворный.
Празднование 12 ноября.
|