ВАРАНАСИ - ГОРОД ШИВЫ
Главным священным
городом Индии с незапамятных времен является город Варанаси. Когда Индия
была колонией Англии, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши
- "город света".
Варанаси - самый древний живой город на Земле. Он упоминается в Риг-Веде,
Махабхарате и Рамаяне. Когда-то он был современником Вавилона, Луксора и
Ниневии. Однако от величия тех метрополисов остались только древние руины;
Варанаси же жив-здоров до сих пор. Марк Твен, побывавший здесь когда-то,
заметил: "Варанаси старше истории, старше традиций, старше даже легенд - а
выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые".

Говорят, что этот город настолько наполнен духовной силой, что даже камни,
валяющиеся там под ногами, считаются святыми. Шанкарачарья, великий
философ-святой VIII века, писал:
"В Каши сияет Свет.
Этот Свет освещает все.
Тот, кто знает этот Свет,
Истинно пришел в Каши".
И слова Шанкарачарьи истинны и по сей день.
В "Каши Пуране" написано, что человек, который хочет попасть в Каши,
избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши - и того больше, а уж
пришедший в Каши - и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации,
и даже просто находиться там значит - уже быть на пути к просветлению.
Неудивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной.
У Варанаси странная география - он стоит на трех холмах, которые считаются
тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу
Ганги - на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается "тем
миром", куда Шива переправляет души умерших.

В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу
от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного
освобождения от цикла рождений и смертей. Как говорят: "Кашьям маранам мукти" -
"смерть в Варанаси это освобождение". А воды реки Ганги в Варанаси смывают
грехи с любого смертного - и, кстати, Ганга, текущая на юго-восток, вопреки всем
законам логики в Варанаси течет в противоположную сторону - на север, в сторону
Кайлаша.
А еще Варанаси - город ашрамов, святых и ученых. Было время, когда он носил
название Анандавана - "лес блаженства"; когда-то на месте, где сейчас находится
шумный и пыльный город, были леса, заполненные ашрамами, куда со всей Индии
собирались святые, философы и ученые. Историки считают, что именно здесь
появились первые Упанишады и сама философия Адвайты (Недвойственности).
Когда же на месте ашрамов вырос город, он стал известен на всю Индию как центр
наук и искусств.

Все основные философы и религиозные реформаторы Индии - от пророка джайнизма
Махавиры и основателя религии сикхов Гуру Нанака до Шанкарачарьи и Рамануджи -
приходили сюда, чтобы в спорах усовершенствовать свою доктрину. Недаром именно в
пригороде Варанаси - Сарнатхе - Будда произнес свою первую проповедь.
Здесь прожил большую часть своей жизни святой поэт-мистик Кабир. А еще
Варанаси - это то самое место, где зародилась Аюрведа; Патанджали,
основоположник Аюрведы, индийской грамматики и автор первого трактата по йоге,
был напрямую связан с этим городом.
Прошло время, и в самом Варанаси давно нет ашрамов; но вокруг него их до сих
пор полным-полно. Древняя история продолжается.

ЛЕГЕНДЫ
Рассказывают, что Каши был избран Шивой в качестве места своего пребывания на
Земле.

А дело было так : когда суровый аскет бог Шива взял в жены красавицу Парвати
-
дочь Гималаев, поначалу они обосновались в его небесном приюте на горе Кайлаш.
Однако небесный дом - дело хорошее, но и богам нужно иметь опорную базу на
земле. И вот однажды, когда они рассматривали землю с высоты своего небесного
пристанища, их взгляд упал на город в излучине Ганги, наполненный сияющими
дворцами, высокими храмами и садами - и тогда Шива и Парвати сошли с небес,
чтобы сделать Каши своим домом на земле.
Энергия Шивы пронизывает каждый угол этого города; и даже когда Парвати
начинает скучать по Гималаям и упрашивает мужа вернуться назад, Шива
отказывается покинуть Каши, потому что Каши - это Авимукта; город, который он
никогда не покинет.
Еще легенды гласят, что в Варанаси на дне Ганги находятся 5 миллионов
лингамов, что делает и без того священные воды реки совсем уже святыми.
Однако, несмотря на всю святость, только редкостно неблагоразумный турист
решится в них окунуться, ибо вода здесь мутна, течет медленно и в ней много чего
плавает. Рекомендовать омовение в Ганге именно здесь я, при всем моем
почтительном отношении к святыням индуизма, все-таки не возьмусь. Впрочем, это
мое личное мнение; некоторые местные жители даже чистят здесь зубы.
При этом, как ни странно, именно в Варанаси можно увидеть пресноводных
дельфинов.

ХРАМЫ
Невозможно сосчитать количество храмов в Варанаси; по некоторым подсчетам, их
там не меньше двух тысяч.
В некоторых нет отбою от паломников, некоторые известны только местным
жителям, а о некоторых вспоминают только раз в году. С древних времен
обслуживание этих храмов - основное занятие жителей Варанаси. Даже главная
индустрия города - известные на всю Индию шелка Варанаси, которые славились еще
во времена Будды - появилась когда-то только потому, что жрецам храмов и
изображением божеств нужна была одежда.

И в Варанаси присутствуют храмы всех без исключения божеств индийского
пантеона: от Вишну, Сурьи, Ганеши и многих аспектов Матери-Дэви до планет,
полубогов-бхайравов, йогинов и поэтов - все аспекты индуизма празднуются здесь.
Но в этом священном городе нет ни одного храма, который был бы построен
ранее XVIII века. Дело в том, что, будучи главной святыней индуизма, Варанаси,
начиная с XII века, постоянно подвергался уничтожению и разорению.
Эту печальную историю можно проследить на примере главного храма Варанаси
-
Каши Вишванатха.
Каши Вишванатх, "Золотой храм", самый священный храм Варанаси; здесь находится
один из 12 джотьирлингамов - Ади Вишвешвара.

Легенды гласят, что храмы под разными названиями - Ади Вишвешвар, Авимуктешвар,
Омкарешвар - находились на этом месте уже много тысяч лет, поскольку именно
здесь появился первый джотьирлингам. В Пуранах - древних священных книгах,
написанных между V веком д.н.э и V веком н.э. упоминается, что на этом месте
находился огромный храм Мокшавилас. В XII веке он был уничтожен мусульманскими
армиями. Его отстроили заново, но в XIII веке он был вновь стерт с лица земли
армией султана Радзьи.
Во время правления великого Акбара Каши возродился, и вместе с Каши возродился
и храм. Но вскоре он был вновь уничтожен правнуком Акбара разрушителем
Аурангзебом, и на этом месте была выстроена мечеть.
Нынешний храм был построен в 1785 году; только на
позолоту куполов было использовано 800 кг золота. В храме был восстановлен
первоначальный лингам, во время разорения спрятанный в колодце Гьян Вапи.
Сам этот храм расположен в лабиринте маленьких узких улиц, в месте,
называющемся Вишванатх Гали, и его даже не увидеть - он со всех сторон окружен
домами. К тому же, не индуисту попасть туда сложно. Чтобы посмотреть хотя бы на
его золотую крышу, туристы поднимаются на третий этаж магазина в соседнем
здании. Но, как говорится, "где есть воля, там есть и путь".

Святыня храма - лингам Ади Вишеашвара - находится в
обрамленном серебром углублении в полу; он всегда украшен цветами, а вокруг него
вьется серебряная кобра, капюшон которой защищает его сверху.
Кедарешвар расположен на берегу Ганги; его полосатые красно-белые стены
выделяются из всех других береговых построек.
Кедарешвар - один из первых храмов, упоминаемых в старинных книгах о Каши.
Здесь поклоняются Шиве, как повелителю Кедарнатху ("кедара" значит "поле" и
говорят, что небесный "кедар" - это там, "где растет урожай освобождения". Шива
- повелитель (натх) этого поля, и поэтому его называют Кедарнатх).
Этот храм символически представляет храм Кедарнатх в Гималаях, важнейший из
храмов Шивы и место нахождения еще одного джотьирлингама, и считается, что
посещение этого храма приносит тот же результат, что и посещение святилищ
Кедарнатха и Бадринатха.
После Вишванатха, Кедарешвар считается самым священным храмом Варанаси.
В число других важнейших храмов Варанаси входит
Аннапурна Бхавани (Annapurna Bhavani Temple) - из многих храмов Варанаси, посвященных разным аспектам Богини, этот главный,
потому что именно в своем благожелательном аспекте Аннапурны Бхавани Великая
Мать властвует в Варанаси.
Другим популярным храмом Варанаси является
Храм Дурги (Durga Temple) .

В отличие от храма Аннапурны, здесь поклоняются Богине-Матери в ее гневном
аспекте воительницы.
Этот красностенный храм находится около бассейна, называющегося Дурга Кунд. В
народе этот храм часто называют Monkey Temple (Обезьяний Храм) - из-за большого
количества обезьян, собирающихся вокруг него.
Шаничар - храм, посвященный Сатурну; здесь
черному каменному образу Бога поклоняются, чтобы отвести от себя зло.
Шукрешвар - храм, посвященный Венере; сюда женщины приходят молить о рождении
сына.

ГХАТЫ
Основная жизнь Варанаси сосредоточена в районе набережной Ганги. А набережная
эта, в свою очередь, состоит из гхатов - "священных мест омовения".
В принципе гхат - это просто широкие каменные ступени, спускающиеся к воде. В
Варанаси - 80 гхатов, и у каждого из них есть своя история, свои легенды; каждый из гхатов
- это особый район, на каждом (и за каждым) происходит своя
жизнь. Считается, что омовение в местных водах приносит такую же заслугу, как
посещение храма. А поутру, когда из-за восточного горизонта встает солнце, сотни
людей стоят по грудь в воде и поют Гаятри Мантру - наиболее священную мантру
индуистов.

Гхаты Варанаси простираются на 5 километров вдоль выгнутого дугой западного
берега Ганги: от Аси на юге до Радж Гхата на севере, у железнодорожного моста,
пересекающего реку. Одним из важных ритуалов в Варанаси - это Панчтиртхи Ятра:
путешествие по пяти наиболее святым гхатам - Аси, Кедар, Дасасвамедха, Панчганга
и Маникарника. Считается, что эти пять гхатов обладают наибольшей духовной
силой.
Каждый вечер на Дасасвамедха Гхате проводится Ганга Аарти - церемония
подношения зажженных ламп святой Ганге. Зрелище ни с чем не сравнимое; его очень
удобно наблюдать с лодки.

Варанаси известен так же, как "Махашмашана" - "Великое Место Кремации".
Для правоверного индуиста величайшее счастье - это умереть в Варанаси и быть
там сожженным - это гарантирует освобождение от цикла рождений и смертей. Многие
паломники приезжают сюда в надежде здесь умереть. Но даже если умереть здесь не
удалось, быть здесь кремированным - уже считается за счастье. Поэтому два из
гхатов Варанаси - Махакарника и Харишчандра - целиком отданы кремации и
считаются наиболее священными. Погребальные костры горят здесь и день, и ночь.
Во избежание ненужных инцидентов я должен отметить, что посторонним пялиться
на это дело считается зазорным, и поэтому на туристов - особенно с
фотоаппаратами - здесь смотрят довольно косо.
И вообще, лучший вид на Варанаси - из лодочки, плавающей по Ганге.

Как добраться в Варанаси
В отличие от большинства священных мест Индии, в Варанаси есть свой аэропорт,
самолеты в который отправляются из многих городов Индии.

 Харидвар
 Удджайн
 Матхура
 Айодхья
 Дварка
 Канчипурам
 Несколько общих советов

в начало
|