Существуют два
пути восприятия этого воззрения - умозаключение
и "прямое восприятие". "Умозаключение"
здесь значит интеллектуальное понимание
воззрения. В терминах стадии развития и стадии
завершения, умозаключение - это стадия развития,
а стадия завершения - это прямое восприятие.
Находясь в состоянии свободного покоя, в
состоянии, когда просто позволяешь всему быть, -
живо и ясно воспринимаешь единство пустоты и
восприятия, проникнутое осознаванием. "Живо и
ясно" здесь значит - непосредственно, без
малейшей двойственной фиксации. Вернемся к тройственной
небесной практике. Самое первое, пустое внешнее
пространство - это просто безбрежное открытое
пространство прямо перед нами. Внутреннее
пространство пустого сознания - просто пустота,
присущая нашему уму. Сокровенное пространство
пустого ригпа, недвойственного осознавания - это
момент, в традиции называемый "Четыре Части
Без Трех". Это именно то, что нам указывает
гуру. Пытаться практиковать тройственную
небесную практику, не получив указующих
наставлений и не узнав ригпа, - это пытаться
смешивать два типа пространства, вместо
необходимых трех. Есть только два пространства,
так как (замечаете вы это или нет) пространство
вне вас всегда пусто. Пространство сознания
всегда и навечно пусто. Сделано ли внешнее
пространство из чего-либо? Состоит ли ваше
сознание из каких-либо конкретных вещей? То, что
не содержит в себе вещей, называется
"пустым". Тренироваться в этом, не узнав
ригпа - просто смешивать друг с другом два, а не
три пространства. Именно это происходит, когда
обычный человек расслабляется и глядит в небо.
Но практика, о
которой мы говорим, называется "смешение
тройственного пространства"; речь идет не о
двух, а о трех пространствах. Однажды познав
ригпа, мы можем смешивать друг с другом внешнее,
внутреннее и сокровенное пространства. Иначе это
становится интеллектуальным упражнением, в
котором мы думаем: "Вот пустое небо вне меня;
вот пустое пространство внутри меня. Отлично;
теперь мне не помешало бы пространство ригпа,
чтобы смешать их всех вместе". Все совсем не
так. Тренироваться таким образом называется
"смешивать три измышления". Получается, у
нас есть "небо снаружи", "сознание
внутри" и третье представление - что каким-то
образом откуда-то должно появиться пустое ригпа.
В действительности, все обстоит так: не нужно
принимать на себя контроль над небом снаружи. Не
нужно принимать на себя контроль над сознанием
внутри. Просто и полностью откажитесь от всех
трех - и пространства снаружи, и пространства
внутри и сокровенного пространства ригпа. Не
нужно брать и перемешивать их; они и так всегда
были неразделимы.
Вашим глазам
требуется контакт с небом; поэтому не смотрите
вниз, на землю - устремите свой взгляд вверх, в
пространство. Наверняка известно, что сознание
по своей сути пусто, поэтому просто оставьте это
пустое сознание в состоянии ригпа. Это
называется "тройственное пространство уже
перемешано воедино". В этом состоянии возможно
быть свободным от фиксации; но (имейте в виду, что)
любая сознательная попытка смешать воедино три
пространства всегда сама по себе уже является
фиксацией - мы думаем о пространстве снаружи,
думаем о пространстве внутри, а потом добавляем:
"Мне нужно смешать одно с другим, а потом
добавить ригпа". Это нельзя назвать
"перемешивание тройственного
пространства"; напротив, это -
"перемешивание трех представлений". А если
мы думаем, что эти три представления равны
состоянию ригпа, наши идеи кажутся нам гораздо
более важными, чем само ригпа, естественное
сознание.
В чем смысл
занятий тройственной небесной практикой? Само по
себе пространство ничем не ограничено. У
пространства нет ни центра, ни края. Устремить
взгляд в пустое пространство - хороший способ для
того, чтобы позволить себе испытать насколько же
безгранично и вездесуще состояние ригпа.
Внешнее
пространство - вне "появления, пребывания и
прекращения"; оно является хорошей аналогией
для сознания, которое, как и пространство,
вездесуще, пусто и безгранично. Поэтому -
объедините метод и знание. Пусть узнанное вами
состояние сознания спокойно сольется с
неограниченным внешним пространством.
"Метод" здесь - это небо, пространство;
"знание" - осознавание, указанное вашим
учителем. Когда вы пребываете в этом состоянии,
уже нет необходимости пытаться слить воедино
пространство и восприятие - они и так слиты
воедино.
В абсолютном
смысле, пространство и восприятие - одно и то же.
Помещая нефиксированное восприятие в
неограниченное пространство, мы поддерживаем
свое воззрение. Вот почему говорится, что лучше
всего практиковать на открытом воздухе. Самое
лучшее - практиковать на вершине горы; так, чтобы
с того места, где вы сидите, вам везде открывался
простор неба, даже вокруг вас и ниже вас. Огромное
открытое пространство очень помогает развить в
себе воззрение. Великий мастер Лорепа из линии
Друкпа Кагъю провел тринадцать лет на острове,
находящемся в одном из четырех великих тибетских
озер. Он говорил, что использование водной глади
в качестве опоры для практики принесло ему
огромную пользу.
Повторю еще раз:
воспринимаемое нами, т.е. внешние видимости,
пусто. Воспринимающее, т.е. сознание, тоже пусто.
Соответственно йинг и ригпа - одно и то же. В
настоящий момент, однако, мы расщепили йинг и
ригпа, отделили их друг от друга, получив "это -
здесь" и "то - там", так что единство в нас
отсутствует. Мы ведь считаем, что внешние
видимости и наше сознание - две разные вещи, не
правда ли? Все, видимое нами в настоящее время,
кажется нам двойственным: воспринимаемые
объекты и воспринимающее их сознание; и такое
восприятие будет продолжаться до тех пор, пока мы
сохраняем двойственное мышление. Вот почему в
тибетском буддизме так много говорится о
единстве пространства и сознания.
Следует понимать
йинг в смысле как внешнего, так и внутреннего
пространства. Четыре основных элемента
полностью лишены "возникновения, пребывания и
прекращения". Сознание - тоже. Поскольку и то, и
другое находятся вне "возникновения,
пребывания и прекращения", они представляют
собой единство. Как нам это понять? Подумайте о
пространстве внутри и снаружи вазы - и
представьте себе, что происходит, когда ваза
разбивается. В молитве "Да реализуем мы
единство пространства и сознания!" заключен
очень большой смысл.
Все, имеющее
конкретную субстанцию, называется "формой";
все формы представляют из себя единство
видимости и пустоты - вот что имеется в виду,
когда говорят "ваджрное тело". Все звуки
звучат, и, однако, они пусты; это "ваджрная
речь". Когда мы узнаем свое сознание, мы
понимаем, что оно свободно от "возникновения,
пребывания и прекращения". Это - "ваджрный
ум". Все, свободное от "возникновения,
пребывания и прекращения", пусто. Именно это
имеется в виду в знаменитом заявлении из
"Чейинг Дзе" - "все видимое, слышимое и
мыслимое является украшением пространства и
является нам как непрерывность Ума, Тела и
Речи". Короче говоря, все сущее, вплоть до
последней пылинки, имеет природу трех ваджр.
Возьмите мою малу
(четки. - Прим. пер.) в качестве примера. Малу
можно бросить на стол и будет казаться, что она
имеет физическую форму. Аналогичным образом,
земля, вода, огонь и ветер тоже, на первый взгляд,
имеют физическую форму; но, как говорил Будда,
"форма есть пустота". Нам может казаться, что
формы существуют, но истинного существования они
не имеют; они пусты. Факт в том, что все они могут
быть уничтожены. В конце все будет уничтожено:
вся Вселенная и все ее элементы. Все они когда-то
сформировались, все какое-то время существовали;
в конце концов, все они уничтожатся, после чего
наступит период, когда вообще ничего не будет
существовать. Эти четыре периода - формирование,
пребывание, распад и небытие имеют
приблизительно одинаковую продолжительность.
Даже сейчас,
рассматривая что-то, что кажется нам формой, мы
легко можем убедиться, что эта форма пуста;
доказательством этого служит тот факт, что эта
форма подвержена распаду. "Форма есть
пустота" означает, что, какие бы формы мы ни
воспринимали, какими бы твердыми и прочными эти
формы ни казались нам, они пусты, они не содержат
в себе изначально присущего бытия. Следующей
фразой Будды было: "А пустота есть форма";
это значит, что, хотя все вещи пусты, нам они
кажутся имеющими форму. Нам сложно в это
поверить. Это совершенно противоречит нашему
восприятию, да и не очень легко для понимания. Но
все вещи пусты. По большому счету, они никогда не
возникали, нигде не пребывали и поэтому никуда не
исчезают - т.е. находятся "вне возникновения,
пребывания и прекращения".
Есть еще одна
известная фраза: "Объекты чувств - не более чем
наше восприятие и поэтому не имеют конкретного
существования". Очень важно помнить это. Все
объекты чувств - "просто восприятие" и
поэтому не существуют. Все, возникающее в силу
определенных причин и условий, - не более чем
момент восприятия. А восприятие никогда ниоткуда
не возникало, нигде не находится и поэтому не
прекращается. Отсюда следует, что все сущее -
йинг, пространство-основа, находящееся вне
"возникновения, пребывания и прекращения".
Все воспринимаемые нами внешние объекты в
действительности - пространство, которое никогда
не возникало, нигде не пребывает и не
прекращается. В то же время, воспринимающее
сознание - тоже вне "возникновения, пребывания
и прекращения". Оно не есть некая "вещь",
которая возникает, где-то; пребывает некоторое
время, а потом пропадает. Нельзя считать, что
сознание пусто, а объекты - реальны и конкретны.
Если бы дело обстояло так, не могло бы идти речи о
смешивании воедино пространства и сознания. Все
внешнее и внутреннее, все воспринимающее и
воспринимаемое - вне какого-либо возникновения,
продолжения и прекращения. Следовательно
возможно тренироваться в смешивании воедино
пространства и осознавания.
|