Дхармакайя
просветленных существ - как масляная лампа с ярко
горящим пламенем. Дхармакайя-природа ума живых
существ - как масляная лампа с еще незажженным
фитильком. Поэтому очень важно дать состраданию
и благословениям просветленных существ войти в
нас. Связь между нами и состоянием просветления -
это вера и сострадание. Просто думать: "Буду
волноваться только о том, чтобы узнать суть
ума", - не зарождая в себе при этом никакой веры
в подлинно просветленное состояние, - подход, с
которым далеко не уйдешь.
Для успешного продвижения в практике узнавания
сути ума в высшей степени важно зарождать в себе
веру и преданность к просветленным существам и
сострадание по отношению к тем, кто не
просветлен. Одна из причин для сострадания в том,
что все живые существа, без единого исключения,
были нашими матерями в прошлых жизнях.
Представьте себе, что мы каким-то образом можем
раскатать весь наш мир на крохотные шарики и
сосчитать их. Число этих шариков будет
астрономически огромно, но оно все равно будет
меньше числа матерей, имевшихся у нас в прошлых
жизнях. Во всех шести классах живых существ нет
ни единого существа, которое когда-то не было бы
нашей матерью. Вот почему в учениях часто
повторяется фраза "все живые существа, мои
матери..." или "мои матери - живые
существа". На самом деле, каждое живое существо
в какой-то из прошлых жизней было нашей матерью.
А что, собственно,
такого особенного в матери? Когда мы появляемся
на свет, мы полностью беспомощны и не способны
позаботиться о себе. Мы полностью зависим от
своей матери. Она заботится о нас гораздо больше,
чем отец, во всяком случае поначалу. Отец,
конечно, может быть добр, но по-другому, иначе, чем
мать. Мать дает своему ребенку постоянную, ни от
чего не зависящую любовь и заботу, она заботится
о своем ребенке больше, чем о самой себе.
Действительно, мать постоянно спасает жизнь
своему ребенку; не будь ее, ребенок мог бы не
выжить. Ведь дети очень беспомощны.
Некоторых людей сбивает
с толку слово "сострадание"; они хотят
понять, что имеется в виду под этим термином. Вот
пример: представьте себе, что ваша мать находится
прямо перед вами и ее окружают палачи, отрубающие
ей руки и ноги. Они выкалывают ей глаза, отрезают
уши и нос и, в завершение, отрубают ей голову. Что
вы будете чувствовать, видя это? Не станет ли вам
больно и горько от того, что происходит с ней, не
охватит ли вас отчаянная печаль? Так вот, эта
эмоция - это и есть сострадание. В настоящий
момент мы связываем слово "мать" только со
своей теперешней матерью, но факт остается
фактом - все живые существа (даже те, которые
сейчас являются животными) когда-то были нашими
матерями. Мы сейчас отделены от них, но это всего
лишь вопрос пространства и времени. Если мы
примем этот факт близко к сердцу, как мы сможем не
почувствовать сострадания ко всем живым
существам?
Все живые существа
хотят быть счастливыми. Никто не хочет страдать.
Но из-за привязанностей, гнева и заблуждений все
существа создают себе плохую карму, прокладывая
себе путь в три низших мира. В прошлом наши матери
- живые существа - делали все, чтобы попасть в три
низших мира; сейчас они продолжают делать то же
самое; в будущем они будут продолжать идти по
тому же пути страданий. Созерцая это, возможно ли
не почувствовать сострадание? Именно эта эмоция
и называется состраданием. Если мы будем
продолжать отворачиваться от этого и забывать о
своих матерях ради собственного удовольствия и
выгоды, думая: "Я немножко помедитирую,
достигну просветления и буду вечно
счастливым", - то что мы тогда за люди? Можно ли
вести себя так бессердечно?
Не попав в плодородную
почву, цветок не сможет вырасти. Сострадание и
есть такая плодородная почва. Благословение веры
как дождь, льющийся с неба. Когда семя тренировки
в сути ума посажено в плодородную почву
сострадания и ороше-но дождем благословений,
притянутым нашей преданностью, оно само вырастет
и станет прекрасным цветком.
Человек с подлинным состраданием честен от
природы и ни за что не будет вредить другим.
Поэтому такие люди продвигаются вперед без
усилий и порождают в себе много хороших свойств.
Если в нас есть сострадание, мы естественным
обра-зом обращаем внимание на причины и
следствия наших поступков. Мы ведем себя
осторожно. А человек без сострадания легко может
стать законченным шарлатаном, не заботящимся ни
о ком, кроме себя. Обманщик такого рода
использует других для своих целей. Он
определенно не продвинется вперед. Не верить
просветленным существам - как сажать семя в сухой
песок. Как семени вырасти? Однако, если семя
встречается с плодородной почвой и дождем, ничто
не остановит его роста. И наоборот, семя,
брошенное на голый камень, без почвы и влаги,
будет оставаться таким же год от года, не меняясь,
не прорастая. Для практики недостаточно просто
сидеть и твердить: "Пусто, пусто! Это сознание
пусто!". Мы хотим действительно продвинуться в
практике, а для этого требуются вера и
преданность, и совершенно необходимо
сострадание. Без преданности и сострадания мы
как тот человек, мимо которого в небе пролетает
будда, а он говорит: "Ну и что!"; или как
человек, на глазах которого рубят на части живое
существо, внутренности выпадают наружу, а он
говорит: "А мне-то что?". В этом случае,
сколько бы мы ни практиковали, это то же, что семя,
лежащее на камне Оно никогда не прорастет. Когда
такой, ожесточенный и лишенный веры человек
видит будд, летящих по небу, он думает -
"Наверно, просто дыхание задержали; или другой
какой-нибудь фокус"; или, видя, как режут на
части другого человека, он скажет: "Это их
карма. Это не имеет отношения ко мне. Со мной все в
порядке. Их страдание - это их личное дело". С
таким отношением нет и не может быть никаких
подлинных успехов в медитации.
Вот еще один пример
отсутствия веры. Допустим, что мы рассказываем
человеку про Америку - про красивые дома, машины,
технику и т.д. А человек говорит на это: "Не
верю. Я там никогда не был, всего этого не видел,
поэтому всего этого не может быть. Вы лжете; если
я чего-то не видел, то этого не может
существовать!". Такое отношение может казаться
абсурдом, но ведь очень многие люди говорят: "Я
не вижу никаких чистых миров, поэтому их не
существует. Я не вижу никаких адов, значит их
нет!".
Я сам так никогда не
думал, потому что я верю своему основному
учителю, Будде Шакьямуни. Он мог ясно видеть
прошлое, настоящее и будущее, шесть миров живых
существ и все чистые миры во всех направлениях.
Его мудрость неизмеримо глубока, и я считаю, что
все, сказанное им, - абсолютная и непогрешимая
истина. Между Буддой Шакьямуни и мной находится
непрерывающаяся цепь великих мастеров, которым я
тоже абсолютно верю. Эта цепь доходит до моего
собственного коренного гуру, которому я верю
всем сердцем. Я полностью уверен во всех этих
существах; не думаю, что хоть одно из них было бы
способно сказать хоть слово лжи.
Со времени Будды
Шакьямуни существовало бесчисленное количество
других практикующих, полных такой же веры в
учения просветленных. Благодаря этим качествам
они были способны добиться великих достижений.
Они могли летать по небу, проходить сквозь камень
и достигать полного просветления в течение одной
жизни. Если мы не верим высказываниям будд,
потому что сами не можем испытывать подобное, мы
похожи на человека, которому говорят: "За этим
холмом - деревня", а он отвечает: "Нет, я же ее
не видел". Звучит глупо, не правда ли?
Эти великие практики
прошлого верили Будде, когда он говорил:
"Наверху - чистые миры будд; внизу - низшие миры;
между ними - последствия наших кармических
действий". Они были уверены в словах
Просветленного, высказываниях бодхисаттв и
устных наставлениях своих собственных коренных
гуру. Вдохновленные этой верой, они применяли
учения на практике и таким путем достигали
реализации. На самом деле, они не могли никуда
деться от достижения реализации, так же, как
никуда не деться от принесения пользы
бесчисленным живым существам. И это не просто
истории из древних времен - то же происходит и
сегодня.
Если мы оцениваем все на
свете, опираясь только на свой личный
ограниченный опыт, мы, конечно, можем заявлять:
"Я не вижу никаких чистых миров будд,
следовательно, их нет. Я не вижу внизу никаких
адов, следовательно, их тоже нет. Совершив что-то
плохое прямо сейчас, я вряд ли внезапно окажусь в
аду. Ничего не случится. Следовательно, мои
действия не имеют последствий". Но, по счастью,
оценивая такие заявления, мы располагаем чем-то
большим, чем наше собственное ограниченное
знание. В нашем распоряжении есть слова
Совершенно Просветленного, а также высказывания
непрерывающейся линии великих мастеров. Были - и
до сих пор есть - бесчисленные практики,
достигавшие просветления путем веры в будд. Вот
причина, по которой мы можем полностью верить
этим учениям.
В этом моем теперешнем
теле я никогда не бывал в чистых мирах будд, а
значит, мог бы сказать, исходя из собственного
жизненного опыта, что чистых миров не существует.
Аналогичным образом, в этом теле я не бывал ни в
одном аду, а следовательно, я мог бы сказать, что
их нет. Я мог бы еще сказать, что у моих поступков
нет кармических последствий. Я мог бы маяться
сомнениями на эти темы, если бы не три типа
совершенной меры. Это слова Будды, высказывания
великих бодхисаттв и устные наставления наших
собственных коренных гуру. Они - причина того, что
у меня нет ни малейшего сомнения в этих вопросах;
я полностью доверяю учениям. Такая вера делает
возможным достижения на пути Дхармы. И наоборот,
если мы продолжаем быть неуверенными и
сомневаться в учениях Будды, достичь чего-либо
будет невозможно.
Представьте себе, что в
одной руке у меня большой бриллиант, а в другой -
похожий на бриллиант кусок стекла. И я говорю вам:
"Один из этих двух камешков - бриллиант; хотите
купить его за хорошую цену?". Но вы не знаете
наверняка, который из них бриллиант, а который -
стекло. Вы в сомнении; из-за этого сомнения вы
скажете: "Ну, я не знаю...", - и упустите
бриллиант, какой бы хорошей ни была предложенная
цена. Вот к чему приводят сомнения. Сомнения
тормозят любую деятельность, которой мы
занимаемся в этом мире.
Суммируя сказанное: нам
необходима преданность к просветленным
существам и сочувствие к непросветленным. Когда
это есть в нас, в чем заключается наша главная
тренировка? В сохранении не-отвлечения. Когда мы
забываем о сути ума и мысли уносят нас, демон
отвлечения ждет нас в засаде. Но, когда в нас
присутствует преданность и сострадание,
практика узнавания сути ума будет развиваться
сама собой. Ко мне часто приходят люди со словами:
"Я много лет пытаюсь медитировать, но ничего не
происходит; я не двигаюсь вперед". Это
происходит из-за того, что они не используют
надежные средства, эффективный метод. Мы можем
быть в курсе интеллектуального аспекта
узнавания сути ума, но, не объединив его с
методами веры и сострадания, мы никуда не
продвинемся. Мы можем быть в курсе того, как
собрать автомобиль и управлять им, но, не имея
необходимых деталей, мы не сдвинемся с места.
Пожалуйста, храните это
учение в самой глубине своего сердца; не с
краешка, не в стороне, а в самом центре. Думайте
так: "Этот старый тибетец сказал, что
преданность и сострадание жизненно важны. Я буду
хранить эти слова в самой глубине моего
сердца". Я очень давно хотел сказать это, но
сказал сейчас, потому что чувствую, что люди
слушают внимательнее. И я чувствовал, что это
должно быть сказано, потому что это крайне важно.
Я говорю вам правду. Я
честен с вами. Я не лгу. Если вы будете
практиковать так, как я вам советую, то каждый
день, месяц и год будут приближать вас к цели. И в
конце концов никто уже не сможет помешать вам
достигнуть просветления.
|