"За Океаном, или Дайте нам своих Битлов", 12 июня 2005 послушать запись на сайте Радио России
Древние
любили повторять, что музыка создает пространство, в котором обитают наши
души. В
древнейшем трактате "Весны и Осени Господина Люя", было сказано
приблизительно так: В царстве У была принята музыка в стиле Юй, и
царство процветало сотни лет, в царстве же Чу начали слушать музыку Лю Чжоу,
и царство мгновенно пришло в упадок. Всем битникам известно, что центр вселенной - это угол улиц Бликер и Макдугал в Гринвич-Вилледж в Нью-Йорке. В радиусе двух кварталов до сих пор - несчетное количество клубов, в каждом из которых каждый вечер кто-то играет музыку. В начале 60-х было принято играть джаз и фолк. И в эту Мекку со всей Америки сьезжались искатели счастья с акустическими гитарами и гармошками.
Один
такой ершистый юноша приехал из чудовищной по тем (да и по нынешним)
временам глубинки - шахтерского города Хиббинса, штат Миннесота, где все
детство провел в школьной группе, пытаясь играть рок-н-ролл. Получалось не
так что бы очень.
Начал
он правильно: он отыскал в Нью-Йорке и затусовался с великими бомжами,
основоположниками современной народной песни в Америке Вуди Гатри и бродячим
Джеком Эллиотом и - подобрав у них самое лучшее - начал
заунывно петь про то, как тяжело живется простым людям (без
этого тогда было никуда), но вскоре появились Битлз. Bob Dylan - I Want You На
тех же перекрестках тусовалось еще много искателей нового звука и новой
жизни. Кое-кто оставался в Нью-Йорке надолго; кое-кто, приобретя навыки
пения, отращивал волосы и, взяв в руки электрическую гитару, подавался в
теплые края. Первой же песней, записанной Byrds, была переработка песни приятеля по Гринвич-Вилледж - Боба Дилана. Mr.Tambourine Man появился на радио, занял там первые места. У Америки появились свои собственные доморощенные Битлз, по крайней мере, так гордо писали американские газеты. Но шутки - шутками, а Byrds изобрели что-то совсем свое, не похожее на Beatels, не похожее ни на что другое в мире. И это сплетение пяти голосов до сих пор действует, как удар поддых, немедленно перенося слушателя в другую Вселенную. Byrds - Wild Mountain Thyme Однако, не все росли на фолковых перекрестках Нью-Йорка. Некоторые играли тяжелую музыку, и были из южных краев, из Сан Диего.
Я говорю об Iron Butterfly (Железная бабочка). Эти любимцы байкеров
изначально выбрали другой путь и другой звук. Отец Дуга Ингла был церковным
органистом и передал сыну любовь к органной мощи. Магический низкий голос и
любовь к тяжелым риффам у Дуга были свои. Недолго думая, Iron Butterfly
записали альбом "Heavy", положив тем самом начало термину "тяжелый рок", а через
полгода в свет уже вышел их новый альбом "In-A-Gadda-Da-Vida" с невероятной
по тем временам семнадцати-с- половиной-минутной заглавной песней. Вопреки
всякой коммерческой мудрости и соображениям формата, этот альбом стал первой
платиновой пластинкой в истории благодарного человечества.
Iron
Butterfly - Her Favourite Style |
Жил-был в Лос-Анжелесе один Стивен Стиллс (который потом стал интернациональной звездой в трио "Crosby, Stills & Nash"). И как-то раз он вышел из дома, а прямо у его порога - натуральный студенческий бунт. Длинноволосые студенты машут цветами, а полиция, понятное дело, мочит их дубинками. Другой бы просто опечалился от бессмысленности происходящего, пошел бы и надрался. Но Стиллс вернулся домой и написал песню с припевом "Время остановиться, ребята - что за звук такой?". Принес ее коллегам по группе Buffalo Springfield и через неделю песню "Чего Это Стоит?" уже играла вся страна, благо демонстрации происходили тогда везде, и все яснее становилось, что противостояние двух вариантов упертости ни к чему хорошему не приводит. Buffalo Springfield - For What it's Worth? Что-то я вам все играю музыку чрезвычайно милую. По счастью, даже в удивительно пристойных протестантских Соединенных Штатах Америки не все было так мило. Неподалеку от Стиллса и Buffalo Springfield в том же Лос-Анжелесе жил Фрэнк Заппа, который еще раньше разобрался, что в любом конфликте нет ни правых, ни неправых - а есть только пострадавшие. Большей язвы, чем Фрэнк, свет не видел. Тем более, что американские менты успели хоть и ненадолго, но посадить его в тюрьму (уж больно он им не нравился своим видом), а тотальный идиотизм местных хиппи Фрэнку тоже был знаком не понаслышке. А если учитывать, что Фрэнк Заппа был одним из величайших гениев американской музыки 20 века, то и реакция его на все происходящее тоже была довольно неортодоксальной и суровой. Я хочу проиграть вам песню "Коричневые Ботинки Не Канают". Когда-то у меня именно с нее начало знакомство с Фрэнком Заппой, и удар по голове был довольно сильный. Поделюсь ею с вами. Как писал Белинский - настояшая "энциклопедия американской жизни". Frank Zappa - Brown Shoes Don't Make It Но вернемся на улицы уже привычного нам Нью-Йорка.
Британское вторжение во главе с Битлз так задело за живое привыкшую
править всем Америку, что чуть не каждую неделю появлялись свои новые
"американские Битлз". Вот и группа Loving Spoonful не избежала этого немного
назойливого ярлыка. Ведь с точки зрения продажи музыкального продукта
четверо красавцев парней, одетых летом в шубы и другие странности и поющих
собственные песни - чем не еще одни Битлз? Loving Spoonful - Butchie's Tune |
А в это
время в Сан-Франциско... но Сан-Франциско - это вообще отдельная
история, город, кстати, основали русские моряки... и гомеопатия там растет
из каждой щели: и тебе кактусы, и тебе трава, и тебе все что угодно. Поэтому
американская психоделия зародилась именно там, и там и цвела буйным и
пышным цветом. Можно
рассказаывать, что Grateful Dead это
не группа, а образ жизни; один специалист по народному банджо,
другой - ученик Штокгаузена, третий - байкер и так далее. Историй про них
миллион. Как они приезжали на улицу Haight, перегораживали ее грузовиками и
играли шестичасовые концерты - и конечно совершенно бесплатно. Как поставили
себе задачу - научиться играть музыку в измененном состоянии сознания - и занимались
этим 30 лет. Как 30 лет из города в город за ними ездили люди, чтобы
испытать и пережить еще один их концерт, потому что это не просто концерт, а
переживание - и никто никогда не может предсказать, что и когда они будут
играть, они сами этого не знает. Grateful Dead - Uncle John's Band Где-то в
середине 60-х из Канады в Америку приехала девушка по имени Джони Митчелл.
Худущая девка с длинными светлыми волосами, странно настроенной акустической
гитарой; сама писала песни, сама их пела, сама рисовала. Все были в нее
влюблены, она была во всех влюблена... В общем, замечательная жизнь. Joni Mitchell - Songs to Aging Children Come
Но вернемся к нашим
изысканиям. The Mamas And The Papas - Monday Monday
На сегодня
хватит, на следующей неделе мы вновь уподобимся Индиане Джонсу и будем
раскапывать сокровища в Америке конца 60-х годов. |
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 14-10, в ночь со среды на четверг в 00-10 (повтор) |