"За Океаном, или Дайте нам своих Битлов", 12 июня 2005

послушать запись на сайте Радио России
Древние
любили повторять, что музыка создает пространство, в котором обитают наши
души. В
древнейшем трактате "Весны и Осени Господина Люя", было сказано
приблизительно так: В царстве У была принята музыка в стиле Юй, и
царство процветало сотни лет, в царстве же Чу начали слушать музыку Лю Чжоу,
и царство мгновенно пришло в упадок.
Так
вот, было время, когда во всех царствах музыка ненадолго настроилась на лад
гармонии и открытий. Даже в Америке.
Всем
битникам известно, что центр вселенной - это угол улиц Бликер и Макдугал в
Гринвич-Вилледж в Нью-Йорке. В радиусе двух кварталов до сих пор - несчетное
количество клубов, в каждом из которых каждый вечер кто-то играет музыку. В
начале 60-х было принято играть джаз и фолк. И в эту Мекку со всей Америки
сьезжались искатели счастья с акустическими гитарами и гармошками.
Один
такой ершистый юноша приехал из чудовищной по тем (да и по нынешним)
временам глубинки - шахтерского города Хиббинса, штат Миннесота, где все
детство провел в школьной группе, пытаясь играть рок-н-ролл. Получалось не
так что бы очень.
Тогда
он вскочил на проходящий грузовой поезд и тронул в Нью-Йорк, оставив позади
свое имя и биографию. В школе его звали Роберт Циммерман. Когда он вступил
на обетованную землю Гринвич-Вилледж, он стал называть себя Боб Дилан.
Начал
он правильно: он отыскал в Нью-Йорке и затусовался с великими бомжами,
основоположниками современной народной песни в Америке Вуди Гатри и бродячим
Джеком Эллиотом и - подобрав у них самое лучшее - начал
заунывно петь про то, как тяжело живется простым людям (без
этого тогда было никуда), но вскоре появились Битлз.
Страдания
угнетенного пролетариата неожиданно вышли из моды, и открылись новые
разноцветные непонятные просторы. Дилан все понял, сменил акустическую
гитару на электрическую (чем вызвал чудовищный скандал в американском КСП -
клубе самодеятельной песни) и начал искать "новый дикий звук, льющийся как
ртуть".
 Bob
Dylan - I Want You
На
тех же перекрестках тусовалось еще много искателей нового звука и новой
жизни. Кое-кто оставался в Нью-Йорке надолго; кое-кто, приобретя навыки
пения, отращивал волосы и, взяв в руки электрическую гитару, подавался в
теплые края.
Так и возник квинтет Byrds. Каждый
был композитором, каждый - певцом, и возник невероятный звук - мощное
сплетение пяти голосов и двенадцатиструнных электрических гитар.
Лидер
этого сообщества равных - Джим МакГуин - по наущению секты нумерологических
магов - сменил имя на Роджер, одел антикварные прямоугольные темные очки - и
их было уже не остановить.
Первой
же песней, записанной Byrds, была переработка песни приятеля по
Гринвич-Вилледж - Боба Дилана. Mr.Tambourine Man появился на радио, занял
там первые места. У Америки появились свои собственные доморощенные Битлз,
по крайней мере, так гордо писали американские газеты. Но шутки - шутками, а
Byrds изобрели что-то совсем свое, не похожее на Beatels, не похожее ни на
что другое в мире. И это сплетение пяти голосов до сих пор действует, как
удар поддых, немедленно перенося слушателя в другую Вселенную.
 Byrds
- Wild Mountain Thyme
Однако, не
все росли на фолковых перекрестках Нью-Йорка.
Некоторые играли тяжелую музыку, и были из южных краев, из Сан Диего.
Я говорю об Iron Butterfly (Железная бабочка). Эти любимцы байкеров
изначально выбрали другой путь и другой звук. Отец Дуга Ингла был церковным
органистом и передал сыну любовь к органной мощи. Магический низкий голос и
любовь к тяжелым риффам у Дуга были свои. Недолго думая, Iron Butterfly
записали альбом "Heavy", положив тем самом начало термину "тяжелый рок", а через
полгода в свет уже вышел их новый альбом "In-A-Gadda-Da-Vida" с невероятной
по тем временам семнадцати-с- половиной-минутной заглавной песней. Вопреки
всякой коммерческой мудрости и соображениям формата, этот альбом стал первой
платиновой пластинкой в истории благодарного человечества.
Но я не
стану мучить вас семнадцати-с- половиной-минутной песней, сейчас не время, а
проиграю вам совсем другую, немножко более мягкую, но тоже странную до
крайности песню
 Iron
Butterfly - Her Favourite Style
|
Жил-был в
Лос-Анжелесе один Стивен Стиллс (который потом стал интернациональной
звездой в трио "Crosby, Stills & Nash"). И как-то раз он вышел из дома, а
прямо у его порога - натуральный студенческий бунт. Длинноволосые студенты машут цветами, а
полиция, понятное дело, мочит их дубинками.
Другой бы просто опечалился от
бессмысленности происходящего, пошел бы и надрался. Но Стиллс вернулся домой и написал песню
с припевом "Время остановиться, ребята - что за звук такой?". Принес ее коллегам по группе
Buffalo Springfield и через неделю песню "Чего Это
Стоит?" уже играла вся страна, благо демонстрации происходили тогда
везде, и все яснее становилось, что противостояние двух вариантов упертости
ни к чему хорошему не приводит.
 Buffalo
Springfield - For What it's Worth?
Что-то я вам все играю музыку чрезвычайно милую. По счастью, даже в
удивительно пристойных протестантских Соединенных Штатах Америки не все было так мило. Неподалеку от Стиллса и
Buffalo Springfield в
том же Лос-Анжелесе жил Фрэнк Заппа, который еще раньше разобрался, что в любом
конфликте нет ни правых, ни неправых - а есть только пострадавшие.
Большей язвы,
чем Фрэнк, свет не видел. Тем более, что американские менты
успели хоть и ненадолго, но посадить его в тюрьму (уж больно он им не
нравился своим видом), а тотальный идиотизм местных хиппи Фрэнку тоже был
знаком не понаслышке. А если учитывать, что Фрэнк Заппа был одним из величайших
гениев американской музыки 20 века, то и реакция его на все происходящее
тоже была довольно неортодоксальной и суровой. Я хочу проиграть вам песню "Коричневые Ботинки Не Канают".
Когда-то у меня именно с нее начало знакомство с Фрэнком Заппой, и удар по
голове был довольно сильный. Поделюсь ею с вами. Как писал
Белинский - настояшая "энциклопедия американской жизни".
 Frank
Zappa - Brown Shoes Don't Make It
Но вернемся на улицы уже привычного нам Нью-Йорка.
Британское вторжение во главе с Битлз так задело за живое привыкшую
править всем Америку, что чуть не каждую неделю появлялись свои новые
"американские Битлз". Вот и группа Loving Spoonful не избежала этого немного
назойливого ярлыка. Ведь с точки зрения продажи музыкального продукта
четверо красавцев парней, одетых летом в шубы и другие странности и поющих
собственные песни - чем не еще одни Битлз?
По счастью,
Loving Spoonful, как и
все в Нью-Йорке, прошли прочную школу народных песен и черного Нью-Йоркского
юмора, и с Битлз не имели ничего общего. И оставили нам немало песен - в том числе и эта, с детства
почему-то прочно запавшая мне в душу.
 Loving
Spoonful - Butchie's Tune |
А в это
время в Сан-Франциско... но Сан-Франциско - это вообще отдельная
история, город, кстати, основали русские моряки... и гомеопатия там растет
из каждой щели: и тебе кактусы, и тебе трава, и тебе все что угодно. Поэтому
американская психоделия зародилась именно там, и там и цвела буйным и
пышным цветом.
И самые
главные цветы этой гомеопатии - это группа Grateful Dead.
Можно
рассказаывать, что Grateful Dead это
не группа, а образ жизни; один специалист по народному банджо,
другой - ученик Штокгаузена, третий - байкер и так далее. Историй про них
миллион. Как они приезжали на улицу Haight, перегораживали ее грузовиками и
играли шестичасовые концерты - и конечно совершенно бесплатно. Как поставили
себе задачу - научиться играть музыку в измененном состоянии сознания - и занимались
этим 30 лет. Как 30 лет из города в город за ними ездили люди, чтобы
испытать и пережить еще один их концерт, потому что это не просто концерт, а
переживание - и никто никогда не может предсказать, что и когда они будут
играть, они сами этого не знает.
Но дело не в этом
- в голосе певца и гитариста Джерри Гарсия есть что-то, не
поддающееся анализу - как будто ему десять тысяч лет, и он видел все на земле и
научился все принимать, увидел, что нет ни добра, ни зла, но если можешь
сделать хорошее ближнему своему - сделай это.
 Grateful
Dead - Uncle John's Band

Где-то в
середине 60-х из Канады в Америку приехала девушка по имени Джони Митчелл.
Худущая девка с длинными светлыми волосами, странно настроенной акустической
гитарой; сама писала песни, сама их пела, сама рисовала. Все были в нее
влюблены, она была во всех влюблена... В общем, замечательная жизнь.
Джони
Митчелл поет до сих пор. И в то время, как все ее бывшие кавалеры остались
прочно в позавчера, она до сих пор сегодня и становится все сложнее и
интереснее. Но сейчас я хочу проиграть вам одну из самых ранних ее песен,
будьте добры, насладитесь магической красотой.
 Joni
Mitchell - Songs to Aging Children Come
Но вернемся к нашим
изысканиям.
Наверное, все-таки самой
стильной группой 60-х были The Mamas And The Papas.
Два красавца и две красавицы, выходцы из того же Нью-Йорка. Так бы и петь им народные песни, если бы не
гомеопатия и пластинка Битлз. Вместе взятые, эти два сильнодействующих
средства произвели переворот в сознании Джона Филипса, его жены красавицы
Мишель и их приятеля Дэнни Догерти. Потом пришла толстая и фантастически
одаренная Мама Кэсс, IQ у нее был за 160, и все встало на свои места. Чудные
песни писались пачками, а гениальные голосовые аранжировки рождались сами
собой (не нужно, правда, забывать, что все они были закаленными
профессионалами).
Помимо всего прочего, именно Джон Филиппс
придумал
фестиваль в Монтерее, который потом перерос в Вудсток и стал концом 60-х. Но
это все история. История прошла, а музыка осталась.
 The
Mamas And The Papas - Monday Monday
На сегодня
хватит, на следующей неделе мы вновь уподобимся Индиане Джонсу и будем
раскапывать сокровища в Америке конца 60-х годов.
|