"World music",
17 июля 2005

послушать запись на сайте Радио России
Как
сказал однажды апостол Павел - люди всякие нужны, люди всякие важны. Или
что-то в таком духе.
Величие
Золотого века заключалось и в том тоже, что в поисках новых и неизвестных
гармоний и звуков одержимые божественной жаждой творцы вырвались из тесной
клетки современной европейской песни.
Джордж
Харрисон открыл всему миру величие индийской музыки, Брайан Джонс
продюсировал трансовых уличных музыкантов из Марракеша, Колтрейн и Майлс
ввели в употребление натуральные африканские распевы. Мир стал шире;
философы обсуждали грядущую "глобальную деревню", и было положено начало
сегодняшней world
music - музыке всего мира.
А
мир не так уж велик, жизнь не так длинна, и хочется успеть попробовать все.
А как лучше всего это сделать, как не через музыку, в которой живет душа
каждого народа? Вот всякую такую музыку мы сегодня и послушаем.
История
группы Juluka началась с того, что
родители шотланского мальчика Джонни Клегга по работе уехали в
Южно-Африканскую республику. Там он и вырос; пай-мальчиком он не был и
проводил, конечно, большую часть времени на улице. Там набрался много чего и
- в частности - сдружился с одним местным заводилой: Тот научил его петь и
танцевать по-местному, а Джонни поделился с ним кельтскими мелодиями и
гармониями.
Пример
Beatles был у всех перед
глазами, и они решили основать свою группу. Через несколько лет
Juluka была лучшей группой Африки.
 Juluka - Wasa Friday
Но
начало world
music было положено еще в 50е годы гениальным
афроамериканцем Харри Белафонте.
Мальчик, родившийся в Гарлеме, выросший на Ямайке и
обладавший грандиозным талантом - мог бы быть просто очень популярной
эстрадной звездой. Но ему это было неинтересно. Он зарылся в народные записи
Библиотеки Конгресса и начал выпускать альбом за альбомом гениальных всеми
забытых народных песен.
К чести публики надо сказать, что его пластинки стали
немедленно пользоваться грандиозной популярностью. Вскоре его уже называли
"Король Калипсо", и латиноамериканская музыка резко пошла в гору.
Через 15 лет калипсо мутирует в регге, и мы получим
Боба Марли и всех остальных титанов. Но начал все Харри Белафонте.
 Harry Belafonte - Jamaica Farewell
|

Тем
временем, еще один континент с величайшей культурой постепенно раскрывался
для остального мира. Как только у кого расширялось сознание, тот сразу же с
безупречной интуицией начинал смотреть в сторону Индии. Получилось так, что
на все современные вопросы индусы дали ответы еще много тысяч лет тому
назад. И не только дали, а сохранили философию и культуру в действующем и
рабочем состоянии до сих пор. Поэтому общение с Индией в 60х расцвело пышным
цветом.
Джордж
Харрисон закорешился с Обществом Сознания Кришны, купил им дом в самом
центре Лондона, на Soho
Square и продюсировал альбом
мантр Radha Krishna Temple, попавший во все
тогдашние хит-парады. Великий ситарист Рави Шанкар сыграл на фестивале в
Монтерее, и ему сотни тысяч людей устроили ему стоячую овацию.
Индия вошла в каждый дом; жить стало лучше, жить стало
веселее.
 Jagjit & Chitra Singh - Hey Govinda Hey Gopala
Это
были безупречные Джагджит и Читра Сингх.
А тем
временем, в самом сердце Америки, под боком у зарвавшихся протестантов и иже
с ними процветала совсем другая культура. В Новом Орлеане - а вы все знаете,
что весь джаз - как русская литература из "Шинели" Гоголя - вышел из
борделей Нового Орлеана... Нет, серьезно, когда очередной губернатор начал
повышать моральный уровень новоорлеанцев, он выгнал музыкантов игравших в
борделях, и им пришлось нести свою музыку по всей Америке. Мера оказалась
временной, бордели так и остались на месте, но джаз привился везде.
Так
вот, смесь разнообразных музык и загадочной негритянской религии "вуду" ( а
именно из вуду в нашем лексиконе появилось понятие "зомби") породила
фантастическую и ни на что не похожую музыку Нового Орлеана. И как ни
странно, главным послом этой музыки оказался белый человек, родившийся и
переигравший со всеми в Новом Орлеане гитарист
Mac Rebennack.
Когда
в одной из обычных для этого города музыкальных дискусий ему отстрелили
полпальца, он ничтоже сумняшеся переключился на пианино и стал называть себя
"Доктор Джон", и вскоре Мик Джаггер и Эрик Клэптон уже почитали для себя за
честь записываться с ним.
 Dr. John - Ki Ya Gris Gris
Но
не надо думать, что музыка всего мира обходит стороной наш родной край.
Такие группы как Ятха и Хун-Хур-Туу распространяют музыку степей и
пользуются заслуженной славой.
Дошло
до того, что в 1992 году ЮНЕСКО проводила Интернациональный фестиваль
горлового пения, и победил на нем легендарный тувинский певец Конгар-Ол
Ондар. После этого его в одночасье постигла мировая слава, он начал
записывался с Фрэнком Заппой, Мики Хартом и Кронос Квартетом; а в 99 году
вышел его альбом Back
Tuva Future , и шаманское пение
отныне прочно вошло в мировой быт.
 Ondar - Tuva Groove Это был
друг степей Ондар. Перенесемся южнее.
Справка
из энциклопедии: Баулы - племя бродячих поэтов-мистиков, живущее в Западной
Бенгалии сотни, если не тысячи лет. В переводе слово Баул означает Святой
Безумец. Баулы восстают против любой религиозной традиции, они сами по себе,
и их поиск безумной любви к Богу превосходит любые границы. Их методы
достичь Бога - это поэзия, музыка и танец. Их единственное имущество -
одежда и музыкальные инструменты, от всего остального они просто
отказываются. Жители Бенгалии почитают их святыми и охраняют всеми силами.
В конце
80х годов Пабан Дас Баул, один из современных мастеров-баулов, записал
альбом с британским гитаристом Сэмом Миллсом из группы 23 Skiddoo, и
экстатическое пение баулов стало доступно и нам с вами.
 Paban Das Baul - Ki Ki Do Ya |

А тем
временем в Японии: Великий мастер современной электроники, гениальный
композитор, сотрудник Дэвида Боуи, Игги Попа и многих других, общепризнанный
Риючи Сакамото записал полактинку, на которой одна песня абсолютно японская,
абсолютно национальная, абсолютно соверменная... Хочу поделиться с вами этой
радостью:
 Ryuichi Sakamoto - Okinava Song
А
вот еще одна история. Один американский юноша жил с друзями в горах. Друзья,
прослышав, что известный ученый и бывший гуру психоделии Ричард Альберт
вернулся из Индии, взял себе новое имя Баба Рам Дасс и учит медитации где-то
неподалеку, поехали посмотреть на такое диво, а юноше было лень и он остался
дома присматривать за козами. Друзья вернулись домой через два дня и
практически светились в темноте. Увидев их в таком состоянии, юноша вскочил
в машину, спросил адрес и гнал всю ночь к Бабе Рам Дассу.
Поутру
он приехал туда, и с этого начался его духовный путь.
Потом
он уехал в Индию в ашрам великого гуру Ним Кароли Бабы, прожил там три года.
Уезжая, он спросил учителя: "Гуру, что я могу сделать для тебя в Америке?" И
Баба Ним Кароли сказал ему: "Пой".
Так
началась карьера замечательного американского мастера мантр Кришна Даса.
Мы
часто играли его песни перед концертами, и это всегда помогало великолепно
изменить атмосферу зала, и очень хочу поделиться этим сейчас с вами.
 Krishna Das - Hara Hara Mahadev
Вот
к чему привело то, что в когда-то Джордж Харрисон на съемках фильма
Help заинтересовался вяляющимся в углу
ситаром.
Я шучу, конечно. Никогда в мире не бывало такого, чтобы подлинная музыка
оставалась без внимания.
История
человеческой цивилизации учит, что культура, замкнувшаяся сама в себе,
задыхается и чахнет, как человек, запертый в чулане. Здоровая же и сильная
культура с удовольствием вбирает в себя все лучшие достижения других,
приспосабливает их под свой лад и становится еще живее и здоровее,
совершенно не теряя при этом своей самобытности и индивидуальности. И жить
всем становится лучше.
"Итак,
будем искать того, что служит к миру и взаимному назиданию".
Ап.Павел, Послание к Римлянам, 14-19. |