Richard Thompson,
22 апреля 2007

послушать запись на сайте Радио России
Не
побоюсь этого слова - Здравствуйте!
Сегодня я расскажу вам о гениальном человеке, который повернулся к славе
спиной.
Ричарда Томпсона иногда называют "лучшим электрическим гитаристом Англии".
Про него пишут: "Элегический и свирепый музыкант, смешивающий темные страсти
и виртуозность, больший похожий на Колтрэйна, чем на обычного "солдата
дороги со Стратокастером наперевес".
Томпсон один такой. Перепутать его с
кем-либо невозможно. Да двоих таких земля бы и не снесла.
 Richard
Thompson - Turning Of The Tide
Кто еще
смог бы написать такое? Томпсон часто пишет не песни, а маленькие новеллы.
То у него - байкер, который на смертном ложе завещает своей подружке свой
мотоцикл; то - солдат-инвалид, выброшенный своей страной на свалку и
вспоминающий любимого певца своей юности; то - женщина, покинувшая
дом и семью, чтобы дневать и ночевать на могиле Элвиса Пресли. И в его песнях - все
они люди, от сострадания за которых надрывается сердце. Томпсон точь в
точь как попик у Лескова, который молится за самоубийц.
Не зря
сборник его лучших песен называется "Наблюдая Тьму" (Watching The Dark).
 Richard
Thompson - I Misunderstood
Ричард родился и вырос в Лондоне, в доме наполненном музыкой и книгами.
Отец его родом из Шотландии, играл на гитаре. В школе Ричард основал свою
первую группу "Эмиль и Детективы" (Emil and the Detectives); а в 18 лет он уже играл на гитаре в
только что образовавшейся "Fairport Convention". Поначалу группа играла,
в основном, чужие песни.
"Я помню, как сказал Эшли Хатчинсу
(Ashley Hutchings) после концерта, что мне не по душе то, что
мы играем; мне казалось, что мы уже переросли играние чужих песен; пришло
время писать свои".
И Fairports положили начало британскому фолк-року, и блестящие песни,
написанные Томпсоном, играли в этом далеко не последнюю роль. Но в начале 1971
года, на пике славы, Ричард покинул группу, не прерывая, впрочем, дружеских
отношений с ними. Он просто хотел чего-то другого.
"Я ушел из Fairports, повинуясь внутреннему ощущению; я понятия не имел, что
буду делать дальше. Я знал, что хочу писать песни и записывать их - а пока
играл со всеми, чтобы избежать серьезных мыслей о своей будущей карьере".
 Richard
Thompson - Keep Your Distance
Собственно,
именно из-за Томпсона на Fairport Convention обратил внимание выдающийся
искатель талантов Джо Бойд (Joe Boyd). И вот его слова:
"Его игра на гитаре еще в юности демонстрировала редкое сочетние
безупречного вкуса с поиском приключений; глубокое внутреннее ощущение
гармонии с абсолютной мелодической оригинальностью - и, конечно,
ослепительная техника.
Он освоил много форм и стилей, оставаясь при этом собой: англичанин до мозга
костей в эпоху транс-атлантизма, бесстыдно эмоциональный
и ищущий опасностей музыкант в эпоху безопасной посредственности.
Те, кто слышали его когда-нибудь, никогда не смогут спутать его песни или
его игру на гитаре с кем-то другим".
 Richard
Thompson - Put It There Pal

Мне было 19 лет, когда я приехал в этот город.
Они называли это "летом любви".
И я влюбился в девушку,
которая работала в прачечной вместе со мной.
Она была чем-то редким.
Тонкая как крылышко пчелы;
Казалось - ветер может сдуть ее.
Она была потерянным ребенком,
Сорвавшимся с цепи;
Она сказала: "Пока на любви нет ценника,
Я останусь с тобой;
Да ты и не хотел бы меня другой".
Обещание зигзагом пересекало ее лицо,
Взгляд полу-удивления,
Как лиса, пойманная в свете фар -
Из ее глаз смотрел дикое животное.
Она сказала: "Молодой человек,
Ты сам видишь, что я не из рабочих.
Если ты не заберешь меня отсюда,
Я наверняка сойду с ума".
Мы странствовали из города в город.
Я сказал: "Хорошо бы осесть где-нибудь здесь,
Вскопать пару акров;
Построить дом; огонь в очаге и парочка детей..."
"Ах, дурачок" - сказала она.
"Это звучит как ад.
Ты можешь владеть хоть половиной мира,
Но мной ты не владеешь".
Говорят, что кто-то видел ее недавно;
она ночевала в сарае, с бутылкой в кармане и
с овчаркой у ног.
Ее цветок увял, от жесткой погоды и жесткого питья;
Но может быть это - та цена, которую платишь
За цепи, которые отказался надеть.
 Richard
Thompson - Beeswing

"В
основании музыки Томпсона, в самом ее сердце - призрак беды, которая может
случиться в любую секунду
В самых сильных моментах музыки Томпсона - молчание, сколько бы шума при
этом не звучало. В песнях проявляются столетия - как будто его голос
доносится из чумных лет, как будто он идет за телегой, полной трупов - и
время останавливается. В каждой песни Ричард - одновременно шут и палач; он
отрубает сам себе голову и поднимает ее над толпой - и та замолкает" (Greil Marcus)
 Richard
Thompson - How Do You Like The New Me
Ричард
продолжает писать новые песни и записывать альбом за альбомом - сначала он
делал это в дуэте с певицей и женой Линдой Томпсон, потом сам по себе. Как
гитарист он непрерывно изумляет своих слушателей - ни одно его соло не
повторяется, на каждом концерте он играет по-новому, и даже в студии каждое
его соло - импровизация. А как композитор, он ориентируется не на популярные
беспроигрышные формулы, а скорее на таких композиторов как Дебюсси и Сати.
Гармонии его песен не перестают удивлять уже 40 лет.
Альбомы его поначалу покупал небольшой круг ценителей, широкая публика о
нем совсем не знала. А казалось бы - ведь действительно фантастический
гитарист; да и песни гениальные.
Критики ломали головы - отчего так происходит? решили, что скорее всего
из-за мрачности его песен. Однако, люди, работавшие с Ричардом, имеют совсем
другую точку зрения: ему попросту неинтересна слава и все, что с ней
связано. И на вопрос: "Что же он делал не так?", правильным ответом будет
"Он все делает именно так, как надо". Не зря же Крисси Хайнд
(Chrissie Hynde) сказала
однажды: "Успех - это начало конца".
Ричарда Томпсона не интересовала возможность быть популярным и
зарабатывать немерянные деньги; ему интереснее спеть и сыграть сейчас то,
что он чувствует - ведь этого ни за какие деньги купить нельзя.
 Richard
Thompson - Dark Hand Over My Heart
А в
ответ на обвинения в мрачности и мизантропии - что на это сказать?
Бессмысленно быть бездумным оптимистом и закрывать глаза на все то плохое,
что постоянно происходит вокруг - рано или поздно действительность сломает
тебя, как это обычно и происходит с оптимистами. Песен Ричарда Томпсона
вовсе не было бы, если бы не его суфийская убежденность в абсолютной
ценности жизни каждого человека. Как он сам сказал однажды: "Все мои песни - это песни о любви; если вы умеете слушать".
Richard
Thompson - Walking The Long Miles Home
2007 год. Ричард
Томпсон продолжает свою одиссею. Скоро выходит его новый альбом "Sweet
Warrior". Дай Бог - не последний! Спасибо, Ричард, и храни тебя Господь!
Спасибо и вам, дорогие мои, за возможность поделиться с вами этой красотой.
До следующей недели!
   |