1000 лет музыки,
15 апреля 2007

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Петр Вайль сказал однажды: "Соблазн вживую перелистать учебник цивилизации -
неодолим, особенно, если попытаться оставить свои заметки на полях".
Знаем мы
это или нет - но музыка, как мы сейчас ее себе представляем, появилась в
Европе всего около тысячи лет тому назад. Именно тогда была изобретена
запись музыки нотами и стали известны первые композиторы. До этого
музыкальные знания передевались от учителя к ученику, и музыка никогда не
считалась "чьей-то" - она попросту исходила от Бога.
 Atrium
Musicae de Madrid - Homero Hymnus
Названия
семи нот были введены в обиход монахом Гвидо д'Ареццо в XI веке и обозначали
первые слоги молитвы к Иоанну Крестителю. В ней содержались просьбы о
сохранении силы голоса: "Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей
силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний".
UT queant
laxis
REsonare
fibris
MIra
gestorum
FAmuli
tuorum
SOLve
polluti
LAbii
reatum
Sanсte
loannes.
Первая нота
"ут" изменила свое название на более благозвучное "до" в XVII веке,
последняя стала "си" из соображений благозвучия.
Появление
первых композиторов, известных по имени - Леонэн, Перотэн, Хильдегарда фон
Бинген - отделило музыку от сакрального безавторского пространства. Отныне
человек мог сказать: "Я написал эту песню".
 William
Byrd - Haec Dies
В
средневековых трактатах содержались описания гармонического звучания космоса
или неслышимого человеческому уху ангельского пения: тогдашняя музыка
ставила своей целью воспроизвести его на земле. Ангелы у престола Господня
поют Творцу хвалу, а земной композитор как бы перелагает эту космическую
музыку для человеческих ушей.
Да и
услышать музыку было непросто. Религиозная игралась в церкви, светская - во
дворцах; а простая, близкая к народной - на всяческих сборищах, типа
ярмарок, которые случались крайне нечасто. Так что - за музыкой приходилось
идти. Бах, чтобы услышать музыку композитора Букстехюде, отшагал пешком 200
миль.
 Antonio
Vivaldi - Trumpet Concerto A flat, 2 (104)
Однако,
время менялось и постепенно музыка становилась все более авторской.
Композиторы все менее прислушивались к космической музыке и все больше
внимания уделяли своему собственному вдохновению.
Распространение
печатных нот началось в начале XVIII века. До этого ноты переписывались
вручную и ценились значительно дороже золота. И в чести были исполнители - а
обычно композиторы и были лучшими исполнителями своей музыки.
В конце XIX
века, благодаря изобретению поездов, начались и первые гастроли: вот осенью
1881 года Иоханнес Брамс пустился в первый в истории тур - ездил из города в
город, дирижируя оркестром, исполнявшим его симфонии.
 Brahms
- Symphony #2 (III - Allegretto) (1.06)

Революция,
как всегда, пришла оттуда, откуда ее никто не ждал.
В 1857 году
француз Эдуард-Леон Скотт изобрел первый звукозаписывающий аппарат. Эдисон
быстро подхватил флаг - и к середине 1890-х в каждом городе Америки уже была
своя "грамофонная", куда люди приходили, чтобы за десять центов записать
свой голос и подивиться на него со стороны.
Естественно,
дошло дело и до музыки. Старейшая в мире запись музыки - это хорал Генделя,
записанный 29 июня 1888 года в Лондоне. А поскольку копировать фонограммы
было сложно, первым звездам аудио приходилось записывать одну и ту же песню
сотни и тысячи раз - чтобы удовлетворить спрос.
В XX веке
звукозапись стала основным методом передачи музыки, а основной формой -
песня.
 Al
Bowlly - It Was The lover And His Lass

Поначалу на
пластинку помещалось только 2 песни; после 1945 года появились долгоиграющие
пластинки, на которые помещалась целая симфония.
Популярной
музыкой в ту эпоху был джаз. Поначалу он был развлечением, аккомпаниментом к
танцам; но вскоре музыкантам захотелось большего и джаз стал превращаться в
серьезную и сложную музыку.
И в то же
время начал рушиться многовековой барьер между черными и белыми; люди разных
культур и рас начали учиться тому, как свободно и на равных обмениваться
ценностями своих культур. А идеи восточной философии, ранее доступные только
специалистам, начали становиться доступны любому желающему. Что, в свою
очередь, делало музыку все более и более интересной.
 Thelonius
Monk - Five Blues Spot
А
одновременно с появлением звукозаписи появилось и радио - и стало возможно
немыслимое ранее - миллионы людей могли одновременно слушать музыку,
исполнявшуюся где-то вообще на другом конце земли. И с тем, как джаз
становился все сложнее, радио подхватило более простое новое увлечение - и
все, кто рос в 50е-60е годы в один голос говорят: "Радио было волшебством.
Оно передавало запретный плод - рок-н-ролл, и это изменило всю нашу жизнь"
 Jerry
Lee Lewis - High School Confidential
А
где-то лет 50 тому назад подтянулось и телевидение - стало возможным не
только слышать, но и видеть полубогов, творящих музыку, которая меняла нашу
жизнь. Популярность сначала Элвиса Пресли, а потом - Битлз перешла все
мыслимые границы; не зря Джон Леннон не без иронии констатировал, что Битлз
стали популярнее, чем Иисус Христос.
А
почувствовав эту невероятную энергию, музыканты, которые поначалу относились
к своей музыку, как к развлекательной, чтобы продолжать оставаться в центре
внимания, пустились в серьезные эксперименты - и их музыка начала
становиться серьезнее и важнее, чем музыка профессиональных симфонических
композиторов.
К тому же
новые техники звукозаписи позволили пользоваться невозможными в реальной
жизни комбинациями звуков. Начало создаваться новое пространство; музыка
показалась новой религией, как бы несущей ответы на все тайны жизни.
День выхода
альбома Битлз "Sgt. Pepper" некоторые философы всерьез называли "поворотным
моментом западной цивилизации".
The Beatles
- Getting Better
И в 60-е
годы XX века у многих людей создалось ощущение, что музыка изменила жизнь на
земле; но психологию людей изменить невозможно - каждый приходит в эту жизнь
со своим багажом и своими задачами. После 60-х автоматически пошли 70-е; как
говорят умные социологи - "декада корпоративного "я""; а раз общество
настроилось на бизнес, то и большая часть музыки устремилась вслед за
обществом. Популярная музыка стала изготовливаться по законам рынка.
Однако, как
говаривал Анахарсис, один из семи великих мудрецов древней Греции: "Рынок -
это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга".
А это не всем по нраву. Из 100 процентов населения всегда есть 95, которые,
не задумываясь, тянется по проложенным рельсам - и 5 процентов, которые
говорят "Э нет, нас это не устраивает". И во второй половине 70-х выросло
новое поколение, которым стало тошно от торговли. Ответом на эксцессы
коммерческой музыки стал новый примитив - панк-рок.
 The
Clash - White Riot
Где-то в
это же время появились первые массово доступные синтезаторы, а вместе с ними
- цифровая запись музыки. Если раньше для записи требовались специальные
помещения и дорогая аппаратура, то теперь запись музыки стала доступна
любому. Купи пару недорогих коробочек - и твори себе, не выходя из спальни.
Что и произошло.
 Ultravox
- We Came to Dance
Тем
временем, скорость и масштабы перемен росли. Появился Интернет, и стало
возможным ранее немыслимое - свободный обмен информацией в мировом масштабе.
Теперь каждый желающий может получать любую информацию, не завися от
государства; а поскольку контроль над информацией всегда был краеугольным
камнем любой тирании, начали трансформироваться самые основы политики.
Интернет
дал нам еще одно - бесконтрольное распространение музыки - да, впрочем,
любого творчества. Нажми кнопку - и бесплатно обменивайся музыкой, сколько
душе угодно. Бизнес теряет контроль над искусством. Теперь любой человек
может сделать свое творчество доступным любому количеству людей. Новые
интернетные места - MySpace и YouTube - могут сделать музыканта всемирно
популярным за пару дней в обход любых корпораций.
Правда, от
того, что теперь музыкой может заниматься любой, качество ее не улучшается -
зато сбывается прогноз Энди Уорхола: "В будущем каждый будет популярен в
течении пятнадцати минут".
 Prodigy
- Smack My Bitch Up
А вообще-то
мы живем в потрясающую эпоху. За последние 100 лет в музыке произошло
значительно больше, чем за предшествующую тысячу. А скорость все растет, и
кажется, что за последние 10 лет уже происходит больше, чем за предыдущие
100.
Куда все
пойдет дальше? Честно говоря, я не могу себе этого представить. Но как бы не
менялась технология, на то, чтобы написать достойную музыку или достойные
слова, требуется столько же времени, как и тысячу лет назад. И это едва ли
когда-то изменится. Красота никогда не давалась легко.
А что до
популярной музыки - то большинству людей, как и во все времена, хватает
ремесленных поделок, которые предоставляют им эмоционально-шумовой фон для
повседневных занятий; а те, чья душа жаждет истины и красоты, либо жадно
ловят каждый новый звук в надежде на появление новых чудес, либо - пользуясь
фантастическими возможностями времени - исследуют музыку других времен,
других культур и других народов - и эта музыка придает новый смысл их
сегодняшнему дню.
А тем
временем, как говорил Махатма Ганди: "Божественная музыка постоянно звучит
внутри нас, но наши громкие чувства ее заглушают - а она тоньше и бесконечно
лучше, чем все, что могут воспринять наши чувства".
 Ranjana
Singers
А мы с
вами, дорогие мои слушатели, как всегда, находимся в самом уникальном
положении - тысяча лет музыки лежит перед нами, тысяча лет несказанных
сокровищ - и мы, первые на земле, имеем свободный еженедельный доступ ко
всей этой красоте. И я благодарю Создателя за возможность поделиться этой
красотой с вами!
С Богом - и
до следующей недели!
   |