Русское Рождество,
6 января 2008
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Поздравляю
всех нас с наступившим Новым годом! Завтра у нас праздник Рождества по
православному стилю - с этим я вас сегодня и поздравляю.
Рождество
Твое
А у нас
на радио со средних веков есть обычай - рассказывать к этому празднику
всякие истории.
Вот,
например.
Жил-был
один монах. Жил - и вел довольно ленивый образ жизни. Но однажды пришло и
его время; разболелся и стал умирать. Вокруг него собрались другие монахи и
с изумлением увидели, что в смертный час он был радостен и беспечен.
Один из
старцев спросил его: "Брат! Мы знали, что ты жил в небрежении и лености,
скажи же: отчего и теперь, при смерти, ты нисколько не заботишься о себе и
весело смотришь на нас?"
Умирающий
отвечал: "Истинная правда, отцы, жил я худо. Но с тех пор, как сделался
монахом, никогда и никого не осуждал. И вот теперь видел я, что Ангелы
принесли рукописание моих грехов и за мое незлобие при мне его разорвали .
Поэтому я с радостию и отхожу ко Господу".
Хор
Валаамского Монастыря
На одном
острове жили три старца. Жили в уединении и знали только одну молитву: "Трое
вас, трое нас, Господи, помилуй нас". Долго ли, коротко ли - проезжал мимо
на корабле архиерей, услышал про этих старцев и решил посмотреть на них и,
если нужно, дать им нужное поучение. Услышал он их молитву, усмехнулся и
сказал: "Не так вы молитесь, погодите, я вас научу" - и целый день объяснял
им про Бога, а потом научил правильной молитве. И десять, и двадцать, и сто
раз повторял одно слово, а старцы твердили за ним. Они путались, а он их
поправлял и заставлял повторять сначала. И, наконец, научил их молитве
Господней.
Сел на
корабль и, довольный, поплыл дальше. И не успел далеко уплыть, как видит -
кто-то догоняет корабль. Присмотрелся - и ахнул: это три старца с острова по
воде за кораблем, яко по суху бегут, и ног не передвигают. Подбежали они к
кораблю и заговорили в один голос: "Забыли мы, раб Божий, молитву, которой
ты нас учил. Не гневайся на нас, недостойных, научи опять".
Тогда
архиерей поклонился этим старцам в ноги и сказал: "Вижу - доходит до Господа
молитва ваша; не мне вас учить - помолитесь лучше, как вы молитесь, за всех
нас и за меня, грешного". И поплыл дальше.
Дар
Божий
Вот
такие истории. А сейчас прочту вам кусочек из современной
книжки, но он настолько точно передает то, что я сам иногда чувствую,
что просто не могу этим не поделиться.
"И я
остался в храме один.
Первое, что
сразу же поразило меня - это какая-то особая, тонкая тишина. То есть я
слышал из-за открытого окна пение птиц, звуки голосов, где-то протарахтел
мотоцикл. Эти звуки были рядом, но - не здесь; и шли они из какого-то
другого пространства, которое, казалось, никак не связано с тем, в котором я
находился сейчас.
Я словно
очутился в другом измерении. Именно - в другом измерении. Я почувствовал это
всем своим существом в звенящей, прозрачной и живой тишине храма. Да! Я
вдруг ощутил, что тишина здесь - живая. И в этой тишине было разлито
присутствие жизни; и не просто жизни, а жизни - какой-то другой.
Настоящей. И я внезапно догадался - Вечной."
Новая
Радость Настала
А теперь
еще одна история - из совсем другого и одновременно того же самого мира.
В начале
XIII века в маленьком тосканском городке жил юноша Франческо ди Бернадоне,
сын богатого торговца.
Много читал, пил с друзьями-студентами, ходил в военные походы против
соседних городов - все, как обычно. Только все ему казалось, что это не так
, как должно быть; не для этого люди живут на свете. Постепенно он начал
отдаляться от людей и все больше читал и молился.
Отец
попытался привести его в чувство; раз, другой, сначала угрозами, потом
физическим наказанием. Но привело это все только к тому, что однажды
Франческо в присутствии отца и местного епископа отказался от отца и всех
своих прав, снял с себя даже одежду, дарованную ему отцом, и нагой ушел из
города. Поначалу он был нищим, потом поселился в разрушенной церкви недалеко
от города. Там и прожил всю жизнь. Со временем он стал любимейшим святым
католической церкви. Нам он известен, как Святой Франциск Ассизский.
|
Dunstable
- Veni Sancte Spiritus (Pomerium)
А вот, как он молился:
Господи, сделай меня инструментом твоего покоя;
Среди ненависти - позволь мне посеять любовь;
Среди обид - прощение;
Среди сомнения - веру;
Среди отчаянья - надежду;
Среди тьмы - свет;
Среди печали - радость.
О Божественный Владыка, дай мне
Не столько стремиться быть утешенным, как утешать;
Не столько стремиться быть понятым, как понимать;
Не столько быть любимым, как любить;
Потому что отдавая, мы получаем,
Прощая - обретаем прощение;
Умирая - возрождаемся к вечной жизни.
Donovan
- Brother Sun Sister Moon
Так много
мы говорим: "Вот этот - наш, а этот - не наш".
Да и не
только говорим - а доказываем делом; берем в руки кол, а то и что поубойнее,
и идем отделять наших от ненаших, чтобы неповадно было.
Все время
забываем при этом, что говорил наш же Христос: "Возлюби ближнего своего, как
самого себя". Или - как говорили в совсем
древние времена: "Видящий не единство, а различия - идет от смерти к
смерти; видящий же Единое - уже в жизни Вечной".
George
Harrison - Be Here Now
А вот в
древности был еще один случай.
Монах из
одного монастыря попал по делам в город; смущенный шумом и сутолокой, он
сделал то, что ему было нужно, и уже собрался было уже возвращаться, как
вдруг, проходя мимо развратного дома, с ужасом увидел, как туда спокойно,
как ни в чем ни бывало, заходит брат из соседнего монастыря.
"Не дам ему
погибнуть" - самоотверженно решил монах, присел на камень и стал дожидаться,
когда тот выйдет - а сам молился, чтобы Господь не дал душе заблудшего
монаха пропасть попусту. Час, другой, третий - а того все нет. Наконец, тот
вышел - и наш монах пал ему в ноги. "Бежим отсюда, брат, покаемся и Господь
спасет тебя" - закричал он.
Вышедший из
борделя монах с недоумением смотрел на расстроенного брата, потом поднял его
на ноги и начал вопрошать - что случилось и в чем дело. Тот лишь рыдал и
повторял: "Бежим отсюда, брат, покаемся и спасемся". Наконец, до вышедшего
дошла причина смятения, и он от всей души засмеялся.
"Отче, а
для чего ты думаешь, я туда заходил?" - и ошеломленный монах понял, что
действительно этого не знает; просто представил себе, что бы он сам там
делал, и решил, что другой монах хочет того же самого.
Вот так
и все мы - частенько уверены, что у всех в голове то же, что у нас. А это не
всегда так. Но есть Одно, выше всех наших мыслей, что у нас у всех - общее.
Johann
Christof Pezel - Sonata #69
Много на
свете стран, много культур, много религий. Но представляется мне, что все
они - как разные тропинки с разных сторон одной и той же горы. Каждая тропа
уникальна и не похожа на другую, но все они в итоге приводят на одну и ту же
вершину. Ведь Бог - один; просто мы говорим о нем на разных языках.
Не зря
говорил один древний святой: "Господь начинается там, где кончаются наши
представления о Нем". Какая же это правда. Мы все подгоняем мир под свои
представления - а мир Господень неизмеримо больше, шире и выше, чем мы можем
себе представить. И милость Господня - непредставима нашим маленьким
сознанием.
И чем мы
можем откликнуться на эту милость, как отплатить за эту бесконечность?
Только тем малым, что мы можем - продолжить ее в нашей жизни, в той малой
мере, в которой можем - передать эту любовь тем, кто вокруг нас.
James
Taylor - Shower The People You Love
А
напоследок - маленькая история из жизни.
На днях я
был в одной московской церкви; а когда пошел к выходу - гляжу: у самой двери
стоит большая такая табличка "ВХОД В ХРАМ" - и стрелка. А стрелка указывает
прямо в дверной проем; на улицу.
Вот так.
Чтобы мы не забывали, где настоящий храм. Настоящий храм - это вся наша
жизнь. С наступающим вас Рождеством! Спасибо вам!
Bhajan
Singers - Tumi Amar
|