Запах будущего,
13 января 2008
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Признаюсь
вам - мне нравится запах будущего.
Вроде бы в
окружающей действительности все замечательно, и это - лучший или, по крайней
мере, самый существенный из миров; и не зря мы стремимся родиться именно
здесь, ибо - в отличие от всех остальных мест обитания - в этот мире мы
может сделать что-то, что изменит как нашу собственную жизнь, так и другие
жизни.
Но иногда
ветер приносит запах - пьянящий, ни с чем не сравнимый - это может быть
книга, музыка, кино - но кровь в жилах оживает, волосы становятся дыбом - и
я ощущаю "невозможное завтра".
Takemura
- Perch
Естественно,
это ощущение очень личное: каждый чувствует будущее по своему.
Удивительно
то, что в окружающей нас действительности этого ощущения будущего зачастую
совсем нет - как будто культура, льющаяся на нас из всех средств массовой
информации, от этого будущего укрылась в бомбоубежище с пивом, шавермой и
подшивкой глянцево-политических журналов, и на свежий воздух выходить
совершенно не собирается - и так жалко их всех - за что ж они себя с таким
упорством лишают подлинных радостей жизни?
Но это я
так, к слову; не мне их судить, да и сказано: "не суди и не судим будешь".
Но если мне
иногда хочется ощутить это невозможное завтра, я, по совету Пушкина - опять
раскрою Гибсона новеллу или включу "Кокаду Кидотай".
Beck
- New Round
Не знаю
- доводилось ли вам читать Уильяма Гибсона; но если не доводилось и вам
интересно почувствовать нечто для себя новое, то вас ожидает много новых
ощущений.
Гибсона
называют "отцом кибер-панка" и "самым важным писателем в мире за последне
два десятилетия". Но что такое "киберпанк" - спросите вы?
Киберпанк
(из энциклопедии) - жанр фантастики, характеризуемый "высокими технологиями
в жизни низов". Как пишет Лоуренс Персон: "Классические герои киберпанка -
это маргиналы-одиночки, живущие на краю общества в (обычно) неприглядном
будущем, где повседневная жизнь до неузнавания преобразована быстрыми
переменами в технологии, большая часть жизни проходит в датасфере
компьютеризованной информации, а человеческие тела кибернетически
модифицированы".
Так вот,
именно Гибсон первым стал описывать этот мир - и в процессе его описания,
предсказал многие черты сегоднянего дня. Это он придумал термин
"киберпространство" еще в 1982 году; заложил основы Интернета и Сети задолго
до того, как они появились в нашей жизни.
В его
книгах "цифровая информация смешивается с человеческим сознанием, а
мульти-национальные информационные системы мутируют в ошеломляющие новые
структуры, красота и сложность которых невообразима, мистична и совершенна
нечеловечна".
Но дело не
в сухих терминах - его книги попросту завораживающе красивы.
Bjork
- Wanderlust
От
Гибсона перейдем к "Кокаку Кидотай", что отдаленно переводится как
"Мобильная Вооруженная Полиция Особого Назначения".
Это -
японский компьютерно-анимационный эпос, известный как "Ghost In The Shell"
(или в плохом переводе "Призрак В Доспехах"). Ghost In The Shell - истории о
буднях элитного подразделения по борьбе с кибернетическими преступлениями
"Секция Девять". Действие ее происходит в Японии XXI века, в мире сильно
потраченном 3 и 4 мировыми войнами, но сохраняющим большое сходство с
теперешним нашим - разве что сильно продвинутым в киберпространство.
Как и любая
подлинная страсть, моя любовь к фильмам про Секцию 9 абсолютно нелогична и
тем, от этого, сильнее. Казалось бы - ну что нам в буднях японского отряда
особого назначения, криминальных разборках и политических интригах Японии в
воображаемом будущем?
А нам и
правда до этого совсем нет дела. Если мы и смотрим "Призрака В Доспехах", то
смотрим из-за другого - во первых, потому что он завораживающе красив и
странен; а еще - может быть потому, что герои его когда-то были людьми,
потом по служебной необходимости постепенно киборгизировались, и теперь им
часто приходит в голову мысль: "Кто я? Машина или человек?"
И часто
задумываешься вместе с ними - а что значит быть машиной - и что значит быть
человеком? Отсюдя и название Ghost In The Shell - "Дух В Скорлупе". Есть ли
дух в скорлупе нашего тела?
Sakamoto
- Ghost In The Shell (Theme)
Машина или
человек? А этот вопрос имеет и к каждому из нас самое прямое отношение -
почему мы делаем то, что мы делаем? Это наша воля, или мы просто
биологические машины, настроенные на воспроизведение своего вида - а все
остальное пляшет в нашем сознании только для того, чтобы мы не заметили
этого очевидного факта?
И вот мы
заглядываем в эту страшную глубину... сами не подозревая, что глядим в лужу;
страшная пропасть под нами создана только нашими собственными мыслями; она
всего лишь отражение бездонного и прекрасного неба над нами.
Но может
быть созерцание этой иллюзорной пропасти поможет нам быстрее обнаружить
бесконечность неба?
|
Mum
- Blatt Hnotturinn 2
А что до
музыки - но можно ли вообще сказать что-либо о музыке? Как кто-то сострил:
"Говорить о музыке - то же самое, что танцевать об архитектуре".
Но
почему-то вспоминается "Дао Дэ Цзин" - "они были робкими, как будто
переходили зимой поток; они были нерешительными, как будто боялись своих
соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, как будто
переходили по тающему льду; они были простыми, подобно необделанному дереву;
они были необъятными, подобно долине; они были непроницаемыми, подобно
мутной воде".
Вот такая
бывает странная музыка.
Как говорил
тот же Гибсон: " Конструкция с абсолютной точностью вызывала в памяти некую
эмоцию, но эмоцию, у которой не было имени".
Sigur
Ros - Hljomalind
А будущее
на самом деле происходит с нами сейчас.
Интернет и
новые технологии уже пару десятков лет радикально меняют жизнь на планете -
просто наше сознание не успевает постичь это и действительно раскрыть
возможности этих перемен. Ведь еще лет 20 тому назад кто мог представить
себе мобильные телефоны, наладонные системы спутникового ориентирования,
свободный и мгновенный доступ к любой музыке (или другим формам искусства),
когда-либо сотворенной человечеством? А то ли еще будет... и будет, при
этом, значительно раньше, чем мы можем это себе представить.
Takemura
- Machine's Dream
Когда-то
некто ехидно спел - "из моря информации, в котором мы тонем единственный
выход - это саморазрушение".
Ехидно -
потому что информация всегда высоко котировалась среди умных людей. Гэлбрайт
писал, что когда-то важнейшей ценностью была земля, потом эту роль взяли на
себя деньги, а теперь такой ценностью становится информация. И если мы тонем
в этом море, то туда нам и дорога; нужно не тонуть, а научиться в ней
ориентироваться и использовать ее по назначению. Не зря говорится, что
отличительной чертой нового поколения людей будет генетически выработанная
способность ориентироваться в информационных потоках.
Другими
словами, новое поколение сможет, не раздумывая, выбирать нужную им
информацию.
Mum
- K-Half Noise
Надо
сразу оговориться, что этот ветер из будущего нравится далеко не всем.
Многие люди предпочитали бы существовать в наглухо запертом мире, куда новые
веяния просто не проникают. Увы! - это привело бы к очень быстрому
вырождению человеческого рода. Но - по счастью - будущее окружает нас со
всех сторон, только мы это не всегда замечаем. Как говорил тот же Уильям
Гибсон: "Будущее уже здесь. Оно просто еще не так равномерно
распределено".
Anoushka
Shankar - Mahadev
Но, с
другой стороны, чтобы почувствовать будущее, не обязательно подключаться к
сети - можно просто смотреть на восход и видеть, как завтра становится
сегодня.
Спасибо!
Takemura
- Croon
|