Миттельмарш,
3 февраля 2008

послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте!
Февраль -
время сумрака и загадок. Даже количество дней в нем - и то меняется год от
года. Поэтому я и хочу поговорить сегодня о крае загадочном и прекрасном; о
чем-то, что мы все знаем, но редко признаемся себе в этом знании.
 Donovan
- A Sunny Day
Но
начнем издалека.
Музыки
бывают разные.
Есть
музыка, обыденная, как обед в рабочей столовой - питательная, общедоступная,
бесвкусная и неинтересная. Она, как и общепитовская еда, поддерживает и
стимулирует некоторые функции организма.
Есть
музыка, настраивающая душу. Слушаешь ее как пение очень серьезных ангелов о
чем-то высочайшем, что мы все время должны помнить, да вот как-то отвлеклись
и не помним; и слушая ее, даже чувствуешь себя как-то неудобно, вроде что-то
обещал и забыл - и музыка грозит нам пальцем и напоминает: ай-яй-яй;
нехорошо; нужно быть серьезнее!
И есть еще
одна музыка , которую вот лично я очень и очень люблю: как будто вышел во
двор, а небо вдруг немножко другого цвета, и ветер пахнет чем-то давно
забытым, и все пропорции немного не те, и вместо соседнего дома - лес, но
это как будто бы именно так и должно быть; и что-то происходит, а ты не знаешь -
что именно, но это не страшно, а наоборот, как будто тебя вдруг избавили от
необходимости притворяться.
 Elliot
Smith - Oh Well, Okay

Рассказывают,
что есть где-то такой край, который иногда называется Миттельмарш. Конечно,
Миттельмарш - только одно из его названий. Срединный край; край "между";
край между тем и этим. С одной стороны он совсем, как те места, где живем мы
с вами, а другой стороной выводит в миры, о которых мы даже не имеем
представления.
Идешь ты,
идешь, вроде бы по знакомым местам, задумался о чем-то, а глядь - вокруг
тебя вроде бы все то же самое, ан нет - немножко не то. И чем дальше, тем
страннее.
 Traffic
- Who Knows What Tomorrow
Те, кто
там был, не рассказывают об этом, потому что рассказывать об этом
бессмысленно. Как говорится: кто знает, не говорит, кто говорит - не знает.
Но их можно узнать по глазам.
 Rolling
Stones - The Lantern
Как
говаривал любимый писатель Майкла Муркока Роберт Холдсток: "Все вещи
известны, но многие из них напрочь забыты - и требуется специальная магия,
чтобы вспомнить о них".
И это
абсолютная правда. Когда с нами происходит что-то из ряда вон выходящее,
волшебное, необъяснимое, чудесное - наше сознание не может этого объяснить,
и, чтобы не случилось короткого замыкание логических систем, просто напросто
выключает память об этом.
Несколько
раз в жизни мне случалось сталкиваться с чем-то, что совершенно опровергало
законы здравого смысла - и что же? Вместо того, чтобы с восторгом хранить
такое чудесное воспоминание, на следующий день я полностью забывал, что со
мной вчера происходили чудеса и лишь случайные совпадения заставляли меня
все-таки припомнить; пораженный, я кидался к знакомым, которые вместе со
мной были свидетелями этого - вы помните, что было вчера? - и вдруг
наталкивался на страннейшую реакцию: знакомые мрачнели, замыкались и
огрызались. Они не хотели вспоминать чуда. Их сознание отрицало возможнось
необычайного.
Со временем
я приучился не трогать бедных невинных агнцев - но память о чудесах,
виденных мной, остается со мной - и музыка, которую я люблю, поддерживает
меня. Музыка знает.
|
 Bee
Gees - Craize Finton Kirk
Когда-то
я фантазировал: попасть бы в то пространство, откуда многие любимые мною
авторы брали свои лучшие песни - ведь я сам автор, и знаю, что во время
записи того же "Треугольника", например, можно было написать материала вдвое
и втрое больше, причем того же качества, если не лучше - а значит, существует
некое поле, где растут прото-идеи чудесных песен; а, значит, туда можно
как-то попасть и написать своих, которые будут не хуже. И, видимо, не я один
приходил в такому выводу.
Недаром
музыка периода 1966-67 годов считается среди понимающих музыкантов "тайной,
известной только посвященным".
 Sparklehorse
- Knives Of Summertime
Но этот
мир существует; и для тех, кто знает туда путь, он вполне реален - иногда
даже реальнее видимости мира, окружающего нас.
Это место
напоминает мир "Алисы В Стране Чудес", или Зазеркалье, или
Pepperland. Это и есть Страна Чудес. Это мир, не тронутый нашими штампованными
усталыми представлениями о нем; мир без "секонд-хенда" житейской
логики; мир вечно свежий и распускающийся, на каждом шагу опровергающий наши
представления о том, что - должно быть, а чего - не должно.
 Beirut
- A Sunday Smile
И как
моря вокруг Pepperland - или Middle Earth - или уж
назовем это место его настоящим именем - Faerie - может быть очень опасным.
Опасным для нашего ума, привыкшего, что все идет по правилам.
Присмотрись
- какая странная вот за тем деревом тень - и почему-то она шевелится...
 Pink
Floyd - Chapter 24
Но вот
чего там совсем нет - это агрессии, жестокости, брутальности; тот, кто
принесет их туда, сам же и пропадет, натолкнувшись на фантомы своего
сознания.
"Давай
делать это, как будто мы друзья" - скажет мне незнакомое создание, и я ни не
секунду не усомнюсь, потому что там можно пропасть только от того, что сам
туда принес.
 T.Rex
- Diamond Meadows
Вот этот
место я и люблю с детства. Оно никак не связан с современным нам миром
цивилизации; но, если внимательно присмотреться - уж так ли хорошо мы знаем
наш собственный мир? Уж так ли мы уверены, что знаем, куда ведет вот эта
дорожка?
Иногда это
поля и леса, а иногда город; а иногда - цирк.
Но цирк -
который только казался цирком.
 Procol
Harum - In Held Twas In I
И не то,
что бы там все было хорошо - да и не то, чтобы плохо. Просто нас -
посторонних - там совсем не ждут, и никто не обращает внимания; ведь раз ты
там, то, значит, ты уже по определению не посторонний, ты уже по определению свой.
 Troggs
- Cousine Jane
А еще
говорят, что это место можно сравнить с легендарным Тайным садом...
Как Алиса в
Стране Чудес - ты смотришь на этот сад через маленькую дверку, в которую
войти не
можешь. Но, как говорится: "Легче верблюду пройти сквозь игольное
ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное".
Но если ты
оставишь - хотя бы на время - свои житейские заботы и останешься таким,
какой ты есть , то слушая музыку, ты попадаешь в этот сад, тайны которого не
предназначены для грубых людских слов - и в твоем сердце начинает сиять
чистая радость, как будто первая влюбленность. А, может быть, это она и
есть...
 Beatles
- Blackbird
Когда-то
Макиавелли сделал беспощадно точное замечание: "Люди не знают, что делать в
мирное время; мирное время всегда вырождается в удовлетворение похоти и
моду".
Увы! Так оно и
есть. Какие мы, все-таки, люди - странные существа. Вот только вопрос: А
обязательно ли жить именно так?
А, впрочем, зачем зря тратить слова? Каждый сам выбирает себе мир, в котором
живет. Но имейте в виду - пока на земле существует музыка, дверь в мир чудес
остается открытой. А остальное уже зависит только от вас.
 Zombies
- Rose For Emily
А
напоследок - короткий постскриптум.
Я сижу,
смотрю на Луну и понимаю, что у меня нет никаких чувств - только молчаливое
восхищение. И вспоминается старинное: "Не придумывай ничего от себя, следуй
естественности - и тебе откроется ход Неба и Земли. А когда откроется - ты
сам будешь знать, что делать. И в этом нет никакого сомнения".
 Cotton
Mather - Autumn's Birds
  
 
|