"God Save Britania (80s)", 28 августа 2005 послушать запись на сайте Радио России Несмотря
на то, что родиной рок-н-ролла являются Соединенные Штаты Америки, и
рок-ролл более нигде не мог бы появится, сложно закрывать глаза на то, что
Америка как была колонией, так и осталась. И даже если она политически
раздувает ноздри и бьет себя кулаком в грудь, в смысле культуры там кипели и
кипят вполне провинциальные страсти. И поэтому пока Соединенные Штаты мучились
пост-панком и пост-роком и пост- всем остальным, в метрополии никто не
унывал, жизнь текла не без юмора, и в пабах и клубах периодически возникали
новые идеи. "Англичанин задумывается о морали только тогда, когда ему
становится не по себе", как кто-то сказал. Вот за что нельзя не любить
Объединенное Королевство - включаешь в машине радио, а там всегда
что-нибудь, что заставляет выпрямить спину и сказать "Wow"! И чувствуешь,
что жизнь только начинается. Human League - Fashination Это были Хьюман Лиг - первые всемирные суперзвезды синтезаторного рока. Дело в том, что в 80-е годы британцы обнаружили, что синтезаторы и компьютеры вполне можно использовать в мирных целях - на благо людей - то есть чтобы компьютеры и синтезаторы играли, а люди под это танцевали. Вот и появились Хьюман Лиг - двое синтезаторщиков, завербовавших в качестве певца медбрата из соседнего госпиталя. Потом они добавили на подпевки и подтанцовки двух знакомых школьниц - и мировая слава была им обеспечена. И, конечно, закаленные Гиннесом и Монти Питоном ("Monty Python") мозги не могли удержаться, чтобы не вставлять в танцевальные мелодии что-нибудь ехидное. Вот, например, развеселый дуэт "Оркестровые Маневры В Темноте" свой первый сингл назвали по имени бомбардировщика, который бомбил Хиросиму. Черноватый юмор... Orchestral Manoeuvres in the Dark - Enola Gay Конечно же, такое странное сочетание музыки и текста немедленно принесло им немножко денег, на эти деньги они построили себе студию, заперлись в ней и сотворили себе постепенно мировую славу. Вообще, синтезаторы довольно сильно изменили культурный климат Британии. Все почему-то решили, что отныне ударники, басисты и все остальное вообще - музыканты отошли в прошлое; и электрогитары - это вообще немодно. И прежние группы, которые раньше были - ну группы, как группы - по всем правилам эргономики превратились в дуэты: один человек поет, а другой делает на синтезаторе всю остальную музыку. И таких дуэтов было масса: Orchestral Manoeuvres in the Dark, Yazoo, Soft Cell - и, конечно же, канувшие в Лету, но блестящие Associates: вокалист Билли Маккензи (Billy Mackenzie) и мультиинструменталист Алан Ранкин (Alan Rankine). Они были не на кого не похожи, и пресса, поначалу вознесла их до небес, а потом та же пресса их же и похоронила. Недаром тот же Бернард Шоу говаривал: "Газета - это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации". Но музыка Associates пережила все, что о них писали, и до сих пор радует душу. Associates - Breakfast |
Очень
интересно смотреть, как уйдя от покорения новых вселенных в 60-е и штурма
унд дранга 70-х, все новые артисты кинулись в мелодраму. И не было, конечно,
и нет, и не будет никого более мелодраматичного, чем Soft Cell. Поначалу два
студента арт-колледжа Марк Олмонд (Marc Almond) и Дэйв Болл (Dave Ball) и
сошлись для того, чтобы писать музыку для театра. Но поняли, что могут
сделать гораздо больше. Гений сказал: "Если вы не можете избавиться от
скелета в шкафу - заставьте его танцевать". Этим и занялись Soft Cell, и их
первый сингл "Tainted Love" стал песней года в Британии.
Soft Cell - Tainted Love Однако в этом климате авантюры и декаданса истинно британское благородство и страсть к приключениям никуда не делись. Как когда-то Скотт покорял Антарктику, а доктор Ливингстон - Африку, трио Кокто Твинс начали смело осваивать совершенно новые звуковые пространства. Искаженные гитары, звуковые петли, ритм-бокс - и невероятный голос Элизабет Фрэйзер. И, несмотря на то, что первые пять альбомов никто даже не мог понять, на каком языке она поет, Кокто Твинз вызвали к себе преданность и уважение и любовь, невиданные с конца 60-х годов, и стали по-настоящему культовой группой. Итак - великие, непредсказуемые, страннейшие, чудесные, как сказка - Кокто Твинз. Cocteau Twins - Iceblink Luck И
вот еще один коллектив, сильно любимый народом в 80-е годы. Ультравокс -
максимально новые романтики с синтезаторами в руках. Они образовались,
собственно, еще в панковские времена, но тогда синтезаторы были совсем non
grata, и коллектив потихоньку совершенствовался, и в 80-е их время, наконец,
пришло. Они даже удостоились высшей чести - их альбом "Квартет" был
продюсирован самим Джорджем Мартином, легендарным продюсером Битлз. Ultravox - Reap The Wild Wind Однако не будем забывать и предыдущее поколение. Как написано где-то гвоздем на камнях Стоунхенджа - старый конь борозды не испортит. И то правда. Пока новопришедшие играли в свои новые игрушки, старые кони - David Bowie и императоры рок-эстрады группа Queen продолжали делать то, что делали очень хорошо, и однажды их пути пересеклись. Они написали и записали вместе песню "Под Давлением" ("Under Pressure") и эта песня прямиком вышла на номер один. Bowie/Queen - Under Pressure Странно, конечно - вроде, должны быть циничные люди, но почему-то вот то, как они поют, меня, например, пробирает до костей. А
тем временем на горизонте появилась новая и весьма долговечная звезда. The
Cure - ("Лекарство") - постоянно меняющийся состав во главе с неизменным
Робертом Смитом (Robert Smith) появились на свет на пепелище панка и играли
такие мрачные и нервные песни, получая от этого явно большое удовольствие. А
поскольку Роберт Смит всегда выглядел так, как будто только что вылез из
гроба, то Cure поневоле стали отцами нового направления - готического рока.
Сэмуел Батлер заметил однажды: "Пока есть болезнь, есть не только страх, но
и надежда. Может быть, именно этим и объясняется всенародная любовь к их
похоронным байкам (к слову сказать, Cure были одним из любимых коллективов
группы "Кино"). The Cure - Friday I'm In Love Это были расточающие сладость и свет The Cure. Вот
такая вырисовывается панорама британской музыки в 80-х годах XX-го века, и,
честно говоря, мою душу она веселит. Уже не раз упомянутый сегодня Бернард
Шоу заметил однажды, что "Англичане - нация любителей, а не профессионалов;
именно поэтому они выигрывают войны и создают величайшее на свете
искусство." Но
панорама была бы неполной без упоминания еще одного имени. Квартет Smiths -
как пишут в энциклопедиях - "определяющая инди-группа конца 80-х, положивших
конец засилью синтезаторов" и вернувших электрогитару, как оружие,
пролетариату. У нас их очень плохо знают - уж очень они английские.
Неотразимая комбинация нереально манерного певца по имени Моррисси
(Morrissey), который обычно пел, засунув в задний карман букет гладиолусов,
и блестящего гитариста Джонни Марра (Johnny Marr), Smiths плохо переводятся
на другие языки. |
Smiths - There's The Light That Never Goes Out Однажды эта песня практически спасла мне жизнь. Ну что ж, музыки мы сегодня послушали, наслаждались мы с вами сегодня английской популярной музыкой 80-х годов. Конечно, это только верхушка айсберга - можно было бы называть еще десятки имен и говорить часами, часами и часами - тем более что эта музыка сильно повлияла на то, что происходило у нас в 80-е годы. И, кстати, по этому поводу у меня к вам есть предложение - если вам запало в душу что-нибудь из того, о чем я рассказывал, какой-то отдельный коллектив или какое-то отдельное время, вы не стесняйтесь - напишите мне на Радио Россия, или на сайт "Аквариума", и я посмотрю, что вам нравится и, если будет возможность, расскажу об этом значительно подробнее, потому что есть, о чем рассказать. А пока что - с Богом, и до следующей недели! |
|
предыдущая |
|
Сайт "Радио
России": www.radiorus.ru
(с прямым эфиром) Эфир: воскресенье 14-10, в ночь со среды на четверг в 00-10 (повтор) |