"God Save Britania (80s)", 28 августа 2005

послушать запись на сайте Радио России
Несмотря
на то, что родиной рок-н-ролла являются Соединенные Штаты Америки, и
рок-ролл более нигде не мог бы появится, сложно закрывать глаза на то, что
Америка как была колонией, так и осталась. И даже если она политически
раздувает ноздри и бьет себя кулаком в грудь, в смысле культуры там кипели и
кипят вполне провинциальные страсти.
Как сказал однажды Бернард Шоу: "Моя стихия
- ирония; но я боюсь ехать в Америку - при виде статуи Свободы даже я теряю
чувство юмора".
И поэтому пока Соединенные Штаты мучились
пост-панком и пост-роком и пост- всем остальным, в метрополии никто не
унывал, жизнь текла не без юмора, и в пабах и клубах периодически возникали
новые идеи. "Англичанин задумывается о морали только тогда, когда ему
становится не по себе", как кто-то сказал. Вот за что нельзя не любить
Объединенное Королевство - включаешь в машине радио, а там всегда
что-нибудь, что заставляет выпрямить спину и сказать "Wow"! И чувствуешь,
что жизнь только начинается.
Именно так когда-то я услышал группу "Human
League".
 Human League - Fashination
Это
были Хьюман Лиг - первые всемирные суперзвезды синтезаторного рока. Дело в
том, что в 80-е годы британцы обнаружили, что синтезаторы и компьютеры
вполне можно использовать в мирных целях - на благо людей - то есть чтобы
компьютеры и синтезаторы играли, а люди под это танцевали. Вот и появились
Хьюман Лиг - двое синтезаторщиков, завербовавших в качестве певца медбрата
из соседнего госпиталя. Потом они добавили на подпевки и подтанцовки двух
знакомых школьниц - и мировая слава была им обеспечена.
И,
конечно, закаленные Гиннесом и Монти Питоном ("Monty Python") мозги не могли
удержаться, чтобы не вставлять в танцевальные мелодии что-нибудь ехидное.
Вот, например, развеселый дуэт "Оркестровые Маневры В Темноте" свой первый
сингл назвали по имени бомбардировщика, который бомбил Хиросиму. Черноватый
юмор...
 Orchestral Manoeuvres in the Dark - Enola Gay
Конечно
же, такое странное сочетание музыки и текста немедленно принесло им немножко
денег, на эти деньги они построили себе студию, заперлись в ней и сотворили
себе постепенно мировую славу.
Вообще,
синтезаторы довольно сильно изменили культурный климат Британии. Все
почему-то решили, что отныне ударники, басисты и все остальное вообще -
музыканты отошли в прошлое; и электрогитары - это вообще немодно. И прежние
группы, которые раньше были - ну группы, как группы - по всем правилам
эргономики превратились в дуэты: один человек поет, а другой делает на
синтезаторе всю остальную музыку.
И
таких дуэтов было масса: Orchestral Manoeuvres in the Dark, Yazoo, Soft Cell
- и, конечно же, канувшие в Лету, но блестящие Associates: вокалист Билли
Маккензи (Billy Mackenzie) и мультиинструменталист Алан Ранкин (Alan
Rankine). Они были не на кого не похожи, и пресса, поначалу вознесла их до
небес, а потом та же пресса их же и похоронила. Недаром тот же Бернард Шоу
говаривал: "Газета - это печатный орган, не видящий разницы между падением с
велосипеда и крушением цивилизации". Но музыка Associates пережила все, что
о них писали, и до сих пор радует душу.
 Associates - Breakfast
|
Очень
интересно смотреть, как уйдя от покорения новых вселенных в 60-е и штурма
унд дранга 70-х, все новые артисты кинулись в мелодраму. И не было, конечно,
и нет, и не будет никого более мелодраматичного, чем Soft Cell. Поначалу два
студента арт-колледжа Марк Олмонд (Marc Almond) и Дэйв Болл (Dave Ball) и
сошлись для того, чтобы писать музыку для театра. Но поняли, что могут
сделать гораздо больше. Гений сказал: "Если вы не можете избавиться от
скелета в шкафу - заставьте его танцевать". Этим и занялись Soft Cell, и их
первый сингл "Tainted Love" стал песней года в Британии.
 Soft Cell - Tainted Love
Однако
в этом климате авантюры и декаданса истинно британское благородство и страсть к
приключениям никуда не делись.
Как
когда-то Скотт покорял Антарктику, а доктор Ливингстон - Африку, трио Кокто
Твинс начали смело осваивать совершенно новые звуковые пространства.
Искаженные гитары, звуковые петли, ритм-бокс - и невероятный голос Элизабет
Фрэйзер. И, несмотря на то, что первые пять альбомов никто даже не мог
понять, на каком языке она поет, Кокто Твинз вызвали к себе преданность и
уважение и любовь, невиданные с конца 60-х годов, и стали по-настоящему
культовой группой.
Итак
- великие, непредсказуемые, страннейшие, чудесные, как сказка - Кокто Твинз.
 Cocteau Twins - Iceblink Luck
И
вот еще один коллектив, сильно любимый народом в 80-е годы. Ультравокс -
максимально новые романтики с синтезаторами в руках. Они образовались,
собственно, еще в панковские времена, но тогда синтезаторы были совсем non
grata, и коллектив потихоньку совершенствовался, и в 80-е их время, наконец,
пришло. Они даже удостоились высшей чести - их альбом "Квартет" был
продюсирован самим Джорджем Мартином, легендарным продюсером Битлз.
И
именно Мидж Юр (Midge Ure), певец и композитор группы Ультравокс, придумал
вместе с сэром Бобом Гелдовом (Bob Geldof) идею Live Aid (концерта в помощь
бедствующей Африки), которая недавно докатилась и до нас, правда, как
говорят, в довольно бедной версии. Но тем не менее, идея была блестящая,
африканцам они помогли, а придумал все это Боб Гэлдоф и Мидж Юр.
 Ultravox - Reap The Wild Wind
Однако
не будем забывать и предыдущее поколение. Как написано где-то гвоздем на
камнях Стоунхенджа - старый конь борозды не испортит. И то правда. Пока
новопришедшие играли в свои новые игрушки, старые кони - David Bowie и
императоры рок-эстрады группа Queen продолжали делать то, что делали очень
хорошо, и однажды их пути пересеклись. Они написали и записали вместе песню
"Под Давлением" ("Under Pressure") и эта песня прямиком вышла на номер один.
 Bowie/Queen - Under Pressure
Странно,
конечно - вроде, должны быть циничные люди, но почему-то вот то, как они
поют, меня, например, пробирает до костей.
А
тем временем на горизонте появилась новая и весьма долговечная звезда. The
Cure - ("Лекарство") - постоянно меняющийся состав во главе с неизменным
Робертом Смитом (Robert Smith) появились на свет на пепелище панка и играли
такие мрачные и нервные песни, получая от этого явно большое удовольствие. А
поскольку Роберт Смит всегда выглядел так, как будто только что вылез из
гроба, то Cure поневоле стали отцами нового направления - готического рока.
Сэмуел Батлер заметил однажды: "Пока есть болезнь, есть не только страх, но
и надежда. Может быть, именно этим и объясняется всенародная любовь к их
похоронным байкам (к слову сказать, Cure были одним из любимых коллективов
группы "Кино").
И
при этом, Cure однажды написали и спели одну из самых счастливых песен на
земле, по моему скромному мнению.
 The Cure - Friday I'm In Love
Это
были расточающие сладость и свет The Cure.
Вот
такая вырисовывается панорама британской музыки в 80-х годах XX-го века, и,
честно говоря, мою душу она веселит. Уже не раз упомянутый сегодня Бернард
Шоу заметил однажды, что "Англичане - нация любителей, а не профессионалов;
именно поэтому они выигрывают войны и создают величайшее на свете
искусство."
Сказано
нагло, но что-то в этом есть. Кстати, почти все вышеупомянутые сегодня
группы выпускали свои пластинки на независимых фирмах, предпочитая с большим
бизнесом не связываться - нам, по-моему, стоило бы у них поучиться, особенно
в теперешнее время.
Но
панорама была бы неполной без упоминания еще одного имени. Квартет Smiths -
как пишут в энциклопедиях - "определяющая инди-группа конца 80-х, положивших
конец засилью синтезаторов" и вернувших электрогитару, как оружие,
пролетариату. У нас их очень плохо знают - уж очень они английские.
Неотразимая комбинация нереально манерного певца по имени Моррисси
(Morrissey), который обычно пел, засунув в задний карман букет гладиолусов,
и блестящего гитариста Джонни Марра (Johnny Marr), Smiths плохо переводятся
на другие языки.
Но
достаточно просто послушать: "Есть Свет, Который Никогда Не Гаснет".
|
 Smiths - There's The Light That Never Goes Out
Однажды
эта песня практически спасла мне жизнь.
Ну
что ж, музыки мы сегодня послушали, наслаждались мы с вами сегодня
английской популярной музыкой 80-х годов. Конечно, это только верхушка
айсберга - можно было бы называть еще десятки имен и говорить часами, часами
и часами - тем более что эта музыка сильно повлияла на то, что происходило у
нас в 80-е годы.
И,
кстати, по этому поводу у меня к вам есть предложение - если вам запало в
душу что-нибудь из того, о чем я рассказывал, какой-то отдельный коллектив
или какое-то отдельное время, вы не стесняйтесь - напишите мне на Радио
Россия, или на сайт "Аквариума", и я посмотрю, что вам нравится и, если
будет возможность, расскажу об этом значительно подробнее, потому что есть,
о чем рассказать.
А
пока что - с Богом, и до следующей недели!

|