Просто Зэн,
18 мая 2008
послушать запись на сайте Радио России
Здравствуйте,
дорогие мои!
Сегодня - самое время поговорить о Зэн-буддизме.
Masters
Of Meian-Ryo - Kokh (Kyochiku)
Много
веков Восток оставался для Запада экзотической загадкой, разгадывать которую
никто, в общем-то, и не собирался. Бывало, что с Востока приезжали духовные
учителя; иногда очень даже достойные (такие, как Свами Вивекананда или
Хазрат Инайят Хан) - но, как бы все им ни аплодировали, их все равно
воспринимали, как выходцов из другой вселенной. С незапамятных времен Запад
был уверен в своем абсолютном превосходстве и взирал на весь остальной
мир как на невежественных дикарей. И всерьез учиться чему-то у Востока,
конечно, никому не могло и в голову придти.
Однако,
после двух мировых войн западной самоуверенности сильно поубавилось. Тут-то
на восточном горизонте и появились первые ласточки Зэн-Буддизма.
Хотя
французские сюрреалисты увлекались текстами Зэн еще в начале XX-го века,
по-настоящему Зэн пошел в гору только в 50-х годах - но пошел в гору
по-настоящему, по-американски. Битники стали с похмелья медитировать,
джазмены начали модальное "путешествие на восток", появились серьезные книги
Дэйтаро Судзуки и Алана Уоттса. Вскоре начали открываться Зэн-монастыри; в
общем, дело пошло. Сейчас только в Соединенных Штатах насчитывается
несколько миллионов буддистов. Вот до чего довел Зэн.
Но что же
это такое - Зэн?
Clive
Bell - Komoro Bushi
Рассказывают,
что однажды Будда вышел к ученикам, собравшимся в ожидании очередных
наставлений. Будда же, однако, говорить ничего не стал, а только поднял
перед собой цветок. Ученики задумались, и только Махакашьяпа едва заметно
улыбнулся.
Будда
заметил улыбку, понял, что Махакашьяпа уловил намек, и сказал: "Существует
особая передача, которую нельзя передать словами. Ее-то я и поручаю
Махакашьяпе".
Говорят,
что из этой "Цветочной проповеди" и происходит весь Зэн-буддизм.
Masters
Of Meian-Ryo - Kyushi Reibo
Говоря
по-ученому, Зэн - это японская версия китайского чань-буддизма. А Чань
принес в Китай монах-переводчик Бодхидхарма в VI веке.
Собственно,
буддизм, как таковой, появился в Китае значительно раньше, но, придя в
Китай, Бодхидхарма с огорчением заметил, что тамошний буддизм следует букве
учения, совершенно потеряв свою суть. И понес свою правду людям - но правда
у него была суровой.
Однажды
Бодхидхарму как видного заграничного учителя, пригласили к императору Ву из
Лианга. А император Ву был известен своим интересом к буддизму (который,
вообще-то, в Китае не очень жаловали) и тратил большое количество
общественных фондов, строя буддийские монастыри. Император поинтересовался,
как ему зачтется помощь буддизму. Бодхидхарма
ответил: "Да никак; твоему просветлению это никак не поможет". Тогда не
ожидавший этого император спросил: "так в чем же тогда правда учения?".
Бодхидхарма честно сказал: "Сплошная пустота, и ничего святого". Тогда
император спросил: "Так кто же тогда стоит здесь передо мной?"; "Не знаю" -
сказал Бодхидхарма и вышел вон. После чего он уселся в пещере, лицом к
стене, и провел в созерцании этой стены довольно много лет.
Несмотря на
некоторую нелюдимость патриарха, у него появились ученики, с которых и
начался Чань-Буддизм.
Yamato
Ensemble - Futatsu No Den-En-Shi-I
Возможно,
что у вас, как и у достойного императора Ву, тоже возникнет вопрос - так о
чем же здесь речь?
Кто-то из
классиков сказал про Зэн так: "Особое учение - без писаний, за пределами
слов, указывающее на самую суть сознания человека; взгляд в свою собственную
природу, достижение просветления. Мастера Зэн-буддизма не пытались следовать
за Буддой: они хотели быть его напарниками и друзьями, оказаться в том же
положении, что он".
Про Зэн
глупо что-либо говорить, потому что как только скажешь - это сразу перестает
быть Зэном. Но если перестать пытаться все обозначить словами, то постепенно
наши мысли успокаиваются - и вдруг вот тут-то мы и видим истину.
Один
монах спросил мастера Нагсена: "В писаниях сказано, что все на свете имеет
природу Будды. А у меня есть природа Будды?"
"Нет" -
сказал Нагсен.
"Деревья,
реки и горы имеют природу Будды?" - продолжал спрашивать монах.
"Да".
"Если все
живое на свете имеет природу Будды, то почему я ее не имею?"
"Потому что
ты спрашиваешь". |
Ayako
Hotta-Lister - Midare (Disarray)
"Человек
- мыслящее существо, но вершин он достигает, если не рассчитывает и не
размышляет. Если это удается, человек и думает, и не думает. Он думает, как
дождь падающий с неба; он думает, как волны, носящиеся по морю; он думает,
как звезды, освещающие ночное небо, как листья, которые распускаются под
теплым весенним ветром. На самом деле, это он сам - и дождь, и море, и
звезды, и лист".
Так сказал
автор множества книг по Зэну Дайсецу Тейтаро Судзуки. Но если эти слова
кажутся череcчур поэтичными и малоприменимыми к жизни, можно сказать по
другому.
Мы
привыкли мыслить готовыми концепциями; как нас научили, так мы и видим мир.
Но в каждом из нас есть сознание, единое со всей Вселенной; как говорил
апостол Павел: "внутренний Христос". Вот это и назычвается "сознание Будды",
"дзогчен", или попросту - "единением с Богом".
Великий
мистик Мейстер Экхарт сказал когда-то: "Бог к нам близок, но мы далеки. Бог
внутри, но мы снаружи. Бог в нас дома, но мы чужие!"
Мы стали
чужими Богу, потому что все время придумываем, что Он - не здесь, что мы -
отдельно от Него. Перестать придумывать - это и есть Зэн.
Tony
Scott - A Quivering Leaf, Ask The Wind
Басе
сказал: "Дзен - это ежедневное сознание; спать когда устал; есть, когда
проголодался".
Казалось бы
- в чем тут сложность? Но в том-то все и дело, что мы - не просто спим и не
просто едим - наша голова все время занята разными мыслями; мы - то в
прошлом, то в будущем; едим - и не чувствуем вкуса, спим - и не отдыхаем.
Мы - всегда
не здесь, а там, где наши мысли - а мысли всегда где-то не здесь.
Но не зря
сказано: "Наша обязанность - не приобретать, а быть".
Цель Зэн -
научить человека всегда стопроцентно присутствовать здесь и сейчас. Как
говорят - "если ты весь сейчас, ты - в вечности".
Вот - что
такое ежедневное сознание, о котором говорит Басе. А то даже неудобно
получается - Господь сотворил для нас мир, а мы - то пишем смс-ки, то
мысленно разбираемся с проблемами, то мечтаем - как было бы хорошо, если...
а мира-то и не видим. Увидеть его - и есть самое большое чудо. Такое
большое, что все другие чудеса рядом с этим - ничего не значащая мелочь.
Когда
мастер Банкей проповедовал в храме Рюмон, туда пришел жрец из соседнего
храма, которому было завидно, что послушать Банкея приходит так много
народа. Он решил развернуть дебаты с мастером.
"А вот
основатель нашей традиции", - сказал он - "владел такой чудодейственной
силой, что стоял на одном берегу реки с кистью в руке и рисовал по воздуху,
а на листе бумаге, который держал его помощник на другом берегу, появлялось
имя Амида-будды. Ты способен совершить такое?"
Банкей
спокойно ответил: "Такие чудеса обычно совершают лисы. Это - не в стиле Зэн.
Мое чудо в другом: когда я голоден, я ем; когда хочу пить - пью".
Tony
Scott - To Drift Like A Clouds
Зэн
появился в Японии в XII веке - и во многом определил культуру страны. Нет ни
одной грани жизни, которой бы он не коснулся. Кодекс самураев, чайные
церемонии, архитектура, живопись, музыка - в основе всей жизни Японии лежит
Зэн. И так сильно все им пронизано, что за восточной экзотикой не видно его
сути, а суть не имеет отношения ни к востоку, ни к западу.
И если
отбросить весь внешний антураж Зэн, его историю, эстетику, концепции,
останется только одно. "Зазен", "сидячий Зэн", искусство сидеть. Этому и
учат в монастырях - сидеть, успокаивая свои "обезьяньи мысли".
Стоп, стоп
- а зачем сидеть? В писаниях Зэн для обозначения сознания часто используют
образ грязной, мутной воды. Зазэн - это попытка успокоить мутный вихрь, дать
мыслям улечься, чтобы осталась только чистая вода сознания. Вот для этого и
сидят монахи. И если вы думаете, что сидеть по многу часов в день,
концентрируя свое сознание, это - легко, то вы ошибаетесь. Это чертовски
тяжелый труд, но порой он приходит к результату.
Yamato
Ensemble - Yamaji
В
некоторых направлениях Зэн-буддизма в качестве подмоги в сидении используют
загадки, именуемые иначе "Коан". Учитель задает ученику загадку, и, пока тот
ее не разгадает, никакого движения вперед не будет. Но подвох здесь в том,
что загадку-коан невозможно разгадать; единственный путь справиться с ней -
это отбросить бытовое логическое мышление.
Самый известный коан называется "хлопок одной руки".
"Все знают,
как звучит хлопок двух ладоней" - говорит учитель, - "покажи мне, как звучит
хлопок одной руки". И вот ученик начинает думать; он может думать неделю,
месяц, годы; думать, пока ему не покажется, что он сходит с ума; думать,
пока не выключится логическое сознание, говорящее, что для хлопка нужны две
руки.
Думать,
пока учитель не признает его понимание правильным.
И задача
действительно непростая: логикой коан не одолеть. Но долгие размышления над
коаном могут устроить короткое замыкание бытовой логике, и тогда ученик
вдруг видит, что разгадывать было нечего.
Richard
Stagg - Komni Jishi
Во многих
религиях, да собственно, почти во всех, исполнение ритуала и соблюдение
заповедей и законов уже считается "духовной жизнью". Путь Зэн - совсем
другой. Зэн основан только на личном опыте.
Это не
означает, что последователи пути Дзен презирают ритуал - совсем нет; просто
ритуал здесь является не способом богослужения, а всего лишь средством
совершенствования сознания. Мастер Кубота Дзуин сказал однажды: "Дзен
начинается с веры, а заканчивается непосредственно опытом".
Поэтому
Дзен не занимается попытками привлечь к себе новых последователей; напротив,
зачастую даже старается оттолкнуть различных искателей духовного пути. Но
если уж ты пришел - то держись. Новичкам предлагают не верить на слово, а
попробовать Зэн на своей шкуре и потом уже, на основании собственного
непосредственного опыта судить о том - насколько это учение им подходит.
А методы добиться просветления часто бывают весьма болезненными. Учитель
то огреет тебя палкой, то даст деревянным сандалием по голове - а все с
одной целью - на мгновение прервать твой внутренний нудеж, ошеломить,
огорошить - чтобы хотя бы на одно мгновение ты увидел действительность не
через призму своих мыслей, а так, как она есть.
Imperial
Household Orchestra - Ise'-No-Umi
И, конечно,
можно спросить: "Ну, достигали они просветления; а толку? Кому польза от
этого Зэна?" Абсолютно резонный вопрос.
Рассказывают,
что учитель Касан был вызван на похороны какого-то вельможи. Вернувшись с
похорон, он собрал учеников и сказал: "Находясь в окружении важных особ, я
заметил, что нервничаю. Поскольку оказалось, что в миру я не такой, как у
себя в уединенном храме, я не могу считать себя вашим учителем"; после чего
он ушел учиться к другому мастеру. Через восемь лет он вернулся к своим
ученикам полностью просветленным.
Говорят,
что когда ты достигаешь в своей жизни состояния Зэн, у тебя нет больше ни
страха, ни сомнений. Происходящее вокруг более не вселяет в тебя тревогу; ты
больше не обманываешь себя, и поэтому адекватно реагируешь на происходящее.
Ты скромно служишь людям, отмечая свое присутствие в мире добротой и
любовью; а когда приходит время прощаться, наблюдаешь за этим , как будто
смотришь, как с цветка падает лепесток. Как говорил Сойен Шаку: "Мое сердце
горит как огонь, а глаза - как угли потухшего костра".
А такие
люди нужны; они - и есть основа, на которых все держится. Так что Зэн не
значит - уйти из мира; Зэн значит - вернуться в этот мир нормальным.
А закончу я
простой историей.
Однажды
мастер Банзан шел по рынку и услышал разговор между покупателем и продавцом.
"Дай мне
самый лучший кусок мяса, который у тебя есть" - сказал покупатель. А
продавец ответил: "Все, что есть у меня в лавке - лучшее. У меня нет ни
единого куска мяса, который не был бы самым лучшим".
При этих
словах Банзан обрел Просветление.
В нашем
мире нет ничего, что не было бы единственным, неповторимым, самым лучшим.
Совершенно не обязательно быть зэн-буддистом, чтобы обратить на это
внимание. Однако, чтобы все время жить в присутствии Бога, с открытым
сердцем и открытыми глазами, работы придется приложить не меньше, чем за
многие годы сидения в монастыре. Но только когда мы все-таки к этому придем,
наша жизнь наконец-то начнется по настоящему.
Вот этого и
желаю всем нам с вами!
Donovan
- There's A Mountain
|